Интервью с Оле-Лукойе
12 июля 2003, 15:52

- Анатолий, у вас замечательный образ, который вам чрезвычайно идет и очень помогает на концертах - образ доброго Волшебника:
- Да, для артиста удачно найденный образ значит очень много. У меня не сразу получилось - и Иванушкой-дурачком был, и Иваном-царевичем, все по русским сказкам. А потом вдруг пришло - Оле-Лукойе, добрый волшебник, придуманный Гансом Христианом Андерсеном. Да-да, тот самый, что ходил по городу с зонтиками сновидений, раскрывая красочный - над хорошими детьми и черный - над проказниками и грязнулями. Случилось это, представьте, в армии, где я три года служил в войсках РВСН. Художественная самодеятельность в войсках очень поощрялась, и первый в моей жизни диплом я получил из рук генерала армии Батицкого за победу в конкурсе. А потом были четыре десятка стран, в которых мне довелось побывать с гастролями. Была Дания, где почетный диплом скандинавских стран мне вручал тамошний премьер-министр, удивляясь при этом, что образ, созданный его земляком, нашел воплощение в далекой России. У меня есть снимок, где я прямо в сценическом костюме и гриме запечатлен у памятника Андерсену - великий сказочник и его оживший персонаж:
- Какое у вас образование?

- Где же, в таком случае, вы научились ремеслу фокусника?
- Дело в том, что этому искусству нигде не учат - ни в цирковых училищах, ни в эстрадных. Это единственный жанр, который передаётся, что называется, из рук в руки - от отца к сыну, от мастера к ученику. Лично я - самоучка. Помните, журнал такой издавался - "Юный техник"? Там еще рубрика была "По ту сторону фокуса". Её вел легендарный Арутюн Акопян. Вот его и можно считать моим заочным учителем. Начнется ли династия теперь? Очень хочется. Моя дочь закончила ГИТИС по специальности режиссер цирка, но работает в театре. Все надежды теперь на внучку - ей двенадцать лет, она прекрасно двигается, поёт, участвует в наших спектаклях, на гастроли ездила с нами - в Египет. А еще есть ученики, за которых не стыдно, - и москвичи, и туляки. В Туле, кстати, я работал с глухонемыми, и это было чрезвычайно интересно. У них есть недостаток - они не слышат музыки, но есть и достоинства - в частности, они невероятно экспрессивны, выразительны. Они не умеют говорить, поэтому со зрителями говорят: лицом! Мои ученики заняли первое место три года назад на всероссийском конкурсе, а в прошлом году в Москве прошел всемирный конкурс для глухонемых артистов, в котором приняли участие представители 18 стран. Андрей Тюрин, мой ученик, занял второе место. Причем есть мерило высшего успеха для артиста - это когда зал встает и аплодирует стоя. Тюрину аплодировали стоя.
- Как же вы общались в процессе преподавания?
- На первых порах, когда я давал вводные, - с помощью переводчика. А потом, очень быстро, переводчик стал не нужен - мы научились понимать друг друга глазами, жестами.
Я с удовольствием делал эту работу - она из тех, что дарит душе особое ощущение радости. Кстати, как и шефские, благотворительные концерты. Мы побывали и в детских домах, и в больницах, не одну горячую точку посетили - в частности, первыми из артистов оказались в Дагестане после кизлярских событий. Организаторы концертов нас любят - мы мобильны, нас всего двое, а программа идет час с четвертью. Дело это для меня довольно привычное, ведь в свое время довелось побывать в сорока странах мира. И среди них даже в таких, как Вьетнам, Лаос, Никарагуа, Кампучия, Ангола, Афганистан - в 80-е годы, в то время, когда там шла революция. Жанр - интернациональный, понятный всем, отсюда и такой успех.
- Ваши главные судьи - зрители?
- Не только. У фокусников есть что-то вроде своей профессиональной всемирной олимпиады - конкурс ФИЗМ, проводимый раз в три года. Там свои правила, свои временные нормативы. Выступая, участник должен удивить не просто зрителя, а профессионала, мастера. Есть свои номинации - "General magic", микромагия - иллюзион, так сказать, с глазу на глаз, большая магия - жанр, в котором работают Игорь Кио и Дэвид Копперфильд, карточные фокусы, мнемотехника и так далее. На последнем конкурсе, который прошел в Лиссабоне в 2000 году, в номинации "Сценическая магия" мой результат - шестое место в мире. Не хочется считать его окончательным, поэтому думаю принять участие и в следующем конкурсе, который состоится в Голландии, в Гааге, в этом году.
- Мир очень быстро меняется. Что казалось удивительным и невероятным совсем недавно, сегодня уже никого не удивляет. Как фокусникам удается не отставать от тех чудес, которые дарит нам технический прогресс, и по-прежнему изумлять зрителей?
- Нужно уметь пользоваться его плодами, и в достижениях техники находить элементы иллюзии. Неважно, в какой области - в электронике ли, оптике, в современном материаловедении, химии, физике - всюду нужно видеть то, что можно на сцене превратить в великое Искусство, и что сумеет поразить даже профессионала в магии.
Я, конечно, в магии не профессионал. Но у меня есть свой критерий, благодаря которому я на сто процентов уверен, что в лице Анатолия Кириченко мне довелось пообщаться с настоящим Артистом - вот так, с большой буквы. Критерий этот - полный зал школьников Одинцовской гимназии № 11. Именно здесь я увидел выступление мага и чародея, степень мастерства которого очень легко оценить по детским глазам. Ни одного скучающего или равнодушного, лес рук желающих выйти на сцену и поучаствовать в представлении - ведь волшебник, помимо прочего, еще и учит делать чудеса.
18.117.100.99
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
140
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: