Моя собака ест орехи
Я наблюдала за ними из- за деревьев, отодвинув рукой ветки с уже пожелтевшими листьями, которые стелились у ног при малейшем шорохе.
Я смотрела, как они- двое в красном- бросали в огонь книги, старые и пыльные, перепачканные краской и чернилами, рвали на части переплеты и страницы, бросали одну на другую; а книги, пропадая в огне, выбивали из огромного костра желтые, блестящие искры, которые, точно бисер, усыпали сырую, пропахшую копотью и гарью землю.
- Что же вы делаете?- шептала я,- Зачем,а?
- Жалеешь?- один из мужчин обернулся на мой шепот.- Спаси их тогда!
И я бросилась им под ноги, ударяясь лбом об их , заляпанные грязью, сапоги, бросилась, потянулась к их огромному, почти до неба, костру, обжигая лицо и пальцы....
На часах было семь.
Я потянулась к будильнику и нажала кнопку- молчи!
Завтра моя сестра выходит замуж, а я , которая так никуда и не уехала- хотя и обещала в Египет или на Канары- к церемонии не допущена.
Удивляюсь, что вообще об этом узнала: нашлись- таки сердобольные старушки на лавочках:
- Юль, твоя сестра в субботу расписывается.
- Да ну? - я удивленно приостановилась у подъезда с сумками.
- В пять,- старушки улыбнулись.- Тебя- то звали?
- А как же!- я уже потянулась к двери, поднимая свои сумки. - Пойду!
Я уже представила белое длинное платье Тины, миниатюрные цветы в ее роскошных рыжих волосах, вообразила, как она кружится в этом платье перед зеркалом ,такая стройная и красивая, такая, какой я запомнила ее перед своим уходом.
Мне запретили думать о ней и о них, мне запретили приходить и звонить, мне запретили дожидаться ее после лекций и угощать кофе в старом кафе. Мне запретили все.
А я от этого не умерла.
А должна была, просто обязана была умереть или с ума сойти. А я почему- то ничего этого не сделала.
- Вот скажи, зачем я тебе нужен?- Черт сидел в кресле у окна, курил трубку и покачивал ногой в модном, лакированном ботинке.
- Ты черт, ты и решай!
- Вешаться пробовала?
- Ага.
- И?
- Безрезультатно. Веревка оборвалась.
- А на улицу голой ходила?
- Ходила. Никто и бровью не повел.
- Да-а, плохи твои дела, Юлька. Может, тебе утопиться?
- На улице жара. Ближайшее озеро в двадцати пяти километрах, пока доеду, желание умирать пройдет.
- Не угодить тебе, честное слово,- Черт раздраженно поднялся с кресла, положил недокуренную трубку на подоконник. - Давай хоть чайку попьем!
Я молча заварила чай, расставила чашки и печенье в вазочках.
- Мне б на тебе жениться,- Черт надкусил одно печенье.- Готовишь хорошо. Давеча борщ твой ел- объеденье!
- Здрасте! Где ты черта женатого видел?
- Какая разница, Юль! Ты просто фригидная какая- то стала.
- Хорошо, что не извращенка.
- Ба-а, сударыня, читайте Фрейда!
- Читан уже и перечитан.
- Ну, философией займись. Это как раз в твоем стиле. Я тут в местной библиотеке раскопал даже Розанова и Августа Бебеля.
- Тебе не надоело?
- Что?
- Ерундой заниматься.
- Чтобы подготовить человека к самоубийству надо найти к нему культурный подход,- Черт громко отхлебнул из своей чашки.
- Я вижу ты очень стараешься. Розанова читаешь.
- Ты от мира отстала, Юлия. Тебя волнует только сегодняшний день. А будущее? Чем ты занимаешься целыми днями? На работу ходишь. С работы- в магазин и домой. А книги?
- Мне снилось сегодня, что книги жгут.
- Инквизиция? - Черт посмотрел недоверчиво.- Приснится же! Даст Бог, помрешь быстрее.
- Тебе вряд ли даст. Ты лучше объясни, почему моя собака ест только орехи. Кто приучил? Ты? Ни у кого не ест, а моя ест.
- А что тут плохого? Орехи- это очень питательно.
- У тебя всегда так,- я встала из- за стола, подошла к раскрытому окну, облокотилась о подоконник и глянула на засыпающий город.
Может быть, я могла бы прыгнуть сейчас вниз и раствориться в этом небе, чего от меня ждут уже долгие два года?
Наверное, я даже могла бы дать самую страшную клятву и поведать о том, что любить вечно можно?
Возможно, я могла бы написать кучу стихов и романов и воспеть мир во всевозможных стихотворных размерах ?
Но зачем?
Ведь где- то там, в полутемном зале , за маленьким столиком сидит человек..., одинокий , несчастный человек, который был мне дорог, дорог настолько, что именно ему была дана клятва, клятва вечной любви.
Два долгих года мы шли по тропинке- всегда по одному и лишь однажды вместе.
Как сестра и брат. Как друг и подруга.
И как каверзно прозвучали в тишине тогда мои слова:
- Я сделала ей подарок: я отдала ей тебя!
- Подарок? Почему? - он посмотрел с легким удивлением.
- Потому что жить надо дальше, а наша жизнь стоит на месте.
"И потому что любое чувство надо уметь пережить",- я только пожала плечами, но вслух не сказала, а надо было.
- И чего бы ты добилась?- Черт , наконец-то, поставил чашку на стол и тоже поднялся.- Признания?
- Они не позвали меня на свадьбу,- я оглянулась на него. - Как будто я умерла. Понимаешь?
- Понимаю. Но не умерла же пока. Может быть, завтра. Кирпич на голову упадет или еще что- нибудь оригинальное.
- Все шутишь?
- А по- твоему, я должен рвать себе душу, как ты?
- А она у тебя есть?
- Кто?
- Душа.
- Душа, теоретически, есть у всех. Но, к сожалению, ее никто не видел. Написать, сама понимаешь, можно многое. И вообще давай- ка спать!
Я постелила себе в зале, не включая света.
И где- то в полубреду выступили те последние дни ноября.
Дни, которые хотелось бы продлить хотя бы на неделю, хотя бы на дней пять.
И совсем неважно, что они принесли бы- нежность или жестокость. Хотелось бы жить и умирать именно в таком Париже своих мечтаний.
И, пожалуй, только Он мог бы назвать их, перечислить и передать тем глухим шепотом, как всегда.
И мы встречались неожиданно- всегда в одном и том же месте.
Это наш безнравственный и философский роман- хрустящая простынь в изгибе двух тел.
Что это означало?
Извиваться.
Плавно скользить.
Читать , как в книге.
Касаться.
Узнавать.
И это была всего лишь эстетика, без которой не строятся понятия и отношения.
А мне хотелось говорить о другом.
- Возьми и позвони им!- Черт приоткрыл дверь в мою комнату. - Чего мучаешься?
- Не подслушивай мои мысли.
- Я навожу тебя на путь истинный. Забыла?
- На путь истинный наводит вера.
Но сама уже потянулась к телефону и набрала заветный номер.
( Ведь стоит попробовать?)
- Алло!- услышала твердый голос отца.
- Привет, па! Это Юля.
- Вы не сюда попали, девушка!
И прежде чем я успела сказать что-либо, раздались короткие гудки.
Не сюда?
Конечно. Как только я набираю этот номер, папин голос важно называет меня " девушка".
- Опять не туда? - Черт уселся на край моей постели.
- Знаешь,- я махнула рукой.
- Позвони еще раз.
- Зачем?
- А вдруг повезет и с тобой поговорят.
- Вряд ли.
Но опять набрала номер и прижала телефонную трубку к уху.
Потянулась, выглядывая в окно.
Лето!
Уже лето.
А я совсем не заметила, как оно пришло.
А дома я замечала все: и первого скворца, и первый зеленый лист, и первую грозу.
А еще я придумывала, как мы живем вместе.
Я выдумывала тихий маленький город. Комнату, где у стены камин, а на столе чашки и самовар. Пластинка ретро. Наши голоса.
Снег за окном....
-Алло!
- Это опять я, папа,- произнесла тихо.
- Девушка, вы опять...
- Па, не вешай трубку, па!- закричала вдруг. - За что, па?
- Завтра,- услышала неожиданно ,- твоя сестра выходит замуж. Можешь поздравить. Теперь ты уже ничего не изменишь.
И я еще долго- долго слушала короткие гудки, пока Черт не вытащил трубку из моих пальцев и не накинул на плечи халат.
- Поговорили? Вот и ладненько. Завтра на свадьбу пойдешь. Собачку нашу подаришь.
- Она же только орехи ест,- встрепенулась.
- Неважно. Там ее и к другой пище приучат. А теперь ляг, ладно? Поспи! Завтра поздравишь сестру и все кончится.
Может быть. Но для меня.
- Мне так плохо,- прошептала,- плохо без них.
Кончится? Мне кажется, я почувствовала конец еще тогда, когда села за празничный стол. Я почувствовала его во взгляде незнакомого гостя, который даже прищурился, чтобы разглядеть меня получше.
Это был конец.
Ведь как это непросто переживать подробности , когда невыносимо от того, что не звонят и не пишут. Как это страшно, что больше не нужна , что стала чужой и незнакомой,как обычный прохожий на многолюдной улице.
Завтра моя сестра выйдет замуж.Она выйдет замуж за того, кому я придумывала дом и комнату. Она станет женой того, кому я написала ворох стихов и теперь уже ненужных романов. Она выйдет замуж за Алана.
А утром я одела новое платье.
Черт стоял перед зеркалом и поправлял на мне складки, аккуратненько расправлял шелковую ткань, скользящую по плечам.
- О! Да ты красавица! Бледная только: витаминов не хватает.
- По- моему, мы оба ждем моей смерти.
- Ой, от нехватки витаминов никто еще не умирал.
- Ты хуже, чем я думала.
- Я не могу быть ни хуже, ни лучше. Увы! Выдумывать тебе смерти стало для меня обычным делом. Вошло в привычку, так сказать.
- Надеюсь, скоро ты меня порадуешь.
- Не волнуйся. Я свое дело знаю,- Черт усмехнулся.- Не подведу!
Алан считал, что я поэт. Он даже верил, что я стану знаменитой.
Но я не смогла быть ни поэтом, ни знаменитостью.
Я просто осталась. Обычной, рядовой, как все.
И у меня есть только собака, которая ест орехи.
Я стояла на другой стороне улицы и смотрела, как вертятся фотографы, как улыбается Тина, и как Он держит ее за плечи, и как отец стоит рядом с ними.
И мне вдруг стало страшно. Страшно подходить к ним, страшно подойти к сестре и обнять ее. Страшно провести рукой по ее миниатюрным белым цветочкам в венке, страшно прижать ее к себе.
- Не трусь!- услышала голос Черта.
Он выныривает из- под скамейки- в белом, с иголочки, костюме.
- А ты?
- Я сегодня лишь наблюдатель.
- Ты дождешься меня?
- Конечно.
Я шагнула к переходу и опять оглянулась на Черта.
Он уже сидел на скамейке в темных от солнца очках, с газетой на коленях и махал мне рукой.
Я почти побежала к свадебной процессии, и они уже видели меня и собаку, как вдруг я услышала крик. Какие- то люди кричали позади меня- и я обернулась: Черта на скамейке не было!
Взвизгнули тормоза и передо мной встала стена.
Что- то большое ударило меня в бок, и я, покачнувшись, упала. Асфальт показался огромным черным пятном, пропахший гарью и копотью, как во вчерашнем сне.
- Дочка! Наша дочка!- отец бежал впереди всех, но я почему- то не смотрела на него.
Я увидела Черта- он лежал под колесами синей " Ауди", раскинув длинные смуглые руки и зажав в кулаке темные очки.
- Ты не мог,- я приподнялась.- Ты не должен был... Ведь ты же со мной.
- Прости,- он сделал какое- то движение пальцами и запрокинул голову.
- А разве ваша собака не ест конфет?- спросил какой- то мальчик, державший мою собаку на поводке.
- Нет,- прошептала, - моя собака ест орехи.
И тут же заметила, как, рассыпая цветы, ко мне бежит Тина. ....
Postscriptum:
Написан давно, поэтому не совсем свойственен мне теперешней. Переделаны лишь некоторые отступления.
блин, что за мода
вро де же порешили подобные опусы на главной странице выкладывать в специальном разделе?
пишите тексты по указанному мылу - не засоряйте блог
После прочтения осталось какое-то ковыряющее душу чувство, что самого главного я не прочитала Видимо, в этом тоже есть определенный смысл...
Здорово, спасибо.
перевод с литовского?
«Я не могу быть ни лучше, ни хуже. Увы! Выдумывать тебе смерти стало для меня обычным делом. Вошло в привычку, так сказать» (Мишель)
Можно рассматривать этот рассказ как мистический. Это сглаживает углы, заполняет тревожные пустоты. Но я, несмотря на мою бабушку-экстрасенса, неисправимая материалистка. И я пытаюсь примирить зыбкость рассказа и свой воинствующий материализм. Мой друг юности, уходя в монастырь, сказал мне: «Я устал от вашего воинствующего материализма». Он был прав. И права Мишель в своей зыбкой недосказанности.
Смерть, смерть, смерть. Так много о ней разговоров. Еще немного и будет четкая инструкция по самоликвидации. Но трудно. Что-то держит. Мешает. И возникают диалоги несогласия и легкого укора. Но это подсознательный призыв: «Помоги мне, дорогой». Да, Черт со мною. Я же не справлюсь. Должна была бы умереть. Но живу.
Это противоестественно, что героиня живет? Но упор идет на противоестественность. Почему фригидности противопоставляется извращение. Почему отец так отталкивает Юльку, а потом бежит к ней, упавшей, с криками рвущей сознание любви. Любить и отстранить. Изгнать и бежать в панике. Радоваться, что Юле не сорвать свадьбу сестры со своим экс-любимым. Но ведь она и так готова его презентовать сестре. Любимой сестре. И все под знаком извращения. А сон со сжигаемыми книгами – такой явный намек на разрушение ценностей, на уничтожение души. И упасть лицом к грязным сапогам … ЛИЦОМ В ГРЯЗЬ. Как тут все тонко-тонко и грациозно намечено. Столько линий. Думай. Догадывайся. Эти лучики-намеки в сумраке реальности.
МИШЕЛЬ, это виртуозно. Вы сказали так много, ничего практически не сказав. Браво.
Казалось бы, ничего почти не происходит. Сестра выходит замуж. Разговоры с Чертом. Телефонный звонок. Переход дороги перед ЗАГСом. Но какая наполненность действом. Это из-за динамичности диалогов. Для меня это не разговоры, а обмен мыслеобразами с самой собой. Здесь соблюдается баланс. Такое чувство меры: насыщение без пресыщения.
Образы отца, сестры, Алана даны пунктиром. И это, в контексте рассказа, правильное решение. Любая четкая линия разрушила бы эту зыбкость повествования. И Черт стал бы уже не подсознанием, а объектом для психоаналитика. И все пришлось бы назвать своими именами. Но ведь этого и сторонится героиня.
Хороший литературный язык, наполненность повествования действием, динамичные диалоги, виртуозная недосказанность - все это делает рассказ привлекательным для читателя и стимулирует желание разобраться в смыслах, приподнять вуаль, расшифровать эти диалоги-загадки. Проще всего отнести рассказ к мистическому. Тогда многие вопросы и не потребуют ответа. Но автор идет более сложным путем: заставляет читателя задуматься над темными и светлыми сторонами человеческой души, которую не нужно ни обожествлять, ни необдуманно бросать под ноги в грязь. Вот этот баланс и соблюдается в данном рассказе
многа букв
блин, что за мода
вро де же порешили подобные опусы на главной странице выкладывать в специальном разделе?
пишите тексты по указанному мылу - не засоряйте блог
А почему нельзя писать в своем блоге? Обоснуйте?
В разделе "Со-автор" нет самопубликации. Для того, чтобы произведение было в данной рубрике опубликовано, необходимо:
1. автор присылает свое произведение по мэйлу:
2. решение о публикации принимает редактор рубрики и утверждает главный редактор портала.
хорошо!
перевод с литовского?
Мишель пишет на русском языке.
Мужчина будет писать про выпивку, бутылки и печаль... Нина Ротта будет рассказывать про вуаль, и про литературный язык, а тот кто начнёт читать и чувствовать подобное - и начнёт жить так же... неконструктивно, пассивно и бестолково.
Опять заразные мысли страха,и одиночества... Написано женщиной.
Мишель, в основном, пишет о любви. Не судите предвзято, пожалуйста.
мне людей жалко - в таком состоянии...
еще и делятся своими "мыслями",
размножая таких же одиноких и обиженых судьбой... кто хочет повторить судьбу Есенина, Рубцова и т.д. читайте их запоем дальше....
Пишет она литературно и всё такое, я не сужу предвзято,
мне людей жалко - в таком состоянии...
еще и делятся своими "мыслями",
размножая таких же одиноких и обиженых судьбой... кто хочет повторить судьбу Есенина, Рубцова и т.д. читайте их запоем дальше....
Интересная мысль. Конечно, можно просто сжечь подобные книги. И печатать только бодрые и жизнеутверждающие. Правильные. Только мы это уже проходили, не так ли?
Мне нравится, что у вас есть свой неповторимый голос. И хорошо, что вы высказываете свое мнение. Только, мне кажется, что в художественной литературе определяющим критерием все же является литценность произведения. А вот это понятие складывается из многих сотавляющих. Причем, наши мнения не обязательно могут совпадать с авторским.
Я, например, хроническая оптимистка. Но это мне не мешает принимать людей такими, какие они есть. И мой оптимизм разве не заразен? Или только бациллы грусти могут поколебать взгляды людей на окружающую действительность?)))
Не воспринимайте только наш обмен репликами как что-то против вас лично. Наоборот, мне ваше мнение интересно.
С уважением, Нина.
без комментариев
как я понимаю тех, кто просто ржёт над этим...
Про сжечь книги Вы сказали)))
без комментариев
как я понимаю тех, кто просто ржёт над этим...
Хорошо поговорили...
грустить и впадать в печали тоже нужно уметь,
только нужно понимать,
это начальная стадия многих разрушительных процессов -
той же депресии, фобий и т.д. вплоть до мыслей о самоубийстве.
Уметь контролировать свои мысли и эмоции...
уметь строить свою жизнь...
Нас этому в школе учили? Родители этому учат? пыхтя ядовитой сигаретой и впадая в литературную печаль?
Литценность? да, возможно...
Вы почувствовали печаль
Подождите! Придет другой
А с ним и уйдет Ваша печаль!***
Я написала это очень давно. Лет десять назад, поэтому, возможно, я отношкусь к этому тексту достаточно скептически. написала и написала. В любом случае на место мастера слова не претендовала.
Спасибо большое, Нина, за поддержку и даже ответы на некоторые вопросы, мне здесь заданные.
Я, действительно, пишу прозу на русском. Но вообще пишу еще и на польском. с литовского я только перевожу. Слишком простой язык для литературного произведения. Русский и польский гораздо богаче.
очень прошу не воспринимать все так позитивно.
Я и сама- то считаю, что жить хорошо. уж точно лучше, чем умирать что- то не завершив.
Большое спасибо всем!
ИМХО, настоящий литвиртуоз - это тот, кто может сказать очень мало, при том все высказав, что хотел.
Краткость - сестра таланта
а как же лев Толстой7 А Достоевский? А Тургенев? набоков? Да и еще многие .. уж они - то не были кратки, если понимать сказанное Чеховым буквально.
Извините, если немного резко. ( Избытки профессии )))))))))))))