Моя собака ест орехи

491
Понедельник, 7 апреля 2008, 21:05

Я наблюдала за ними из- за деревьев, отодвинув рукой ветки с уже пожелтевшими листьями, которые стелились у ног при малейшем шорохе.

Я смотрела, как они- двое в красном- бросали в огонь книги, старые и пыльные, перепачканные краской и чернилами, рвали на части переплеты и страницы, бросали одну на другую; а книги, пропадая в огне, выбивали из огромного костра желтые, блестящие искры, которые, точно бисер, усыпали сырую, пропахшую копотью и гарью землю.

- Что же вы делаете?- шептала я,- Зачем,а?

- Жалеешь?- один из мужчин обернулся на мой шепот.- Спаси их тогда!

И я бросилась им под ноги, ударяясь лбом об их , заляпанные грязью, сапоги, бросилась, потянулась к их огромному, почти до неба, костру, обжигая лицо и пальцы....

 

На часах было семь.

Я потянулась к будильнику и нажала кнопку- молчи!

Завтра моя сестра выходит замуж, а я , которая так никуда и не уехала- хотя и обещала в Египет или на Канары- к церемонии не допущена.

Удивляюсь, что вообще об этом узнала: нашлись- таки сердобольные старушки на лавочках:

- Юль, твоя сестра в субботу расписывается.

- Да ну? - я удивленно приостановилась у подъезда с сумками.

- В пять,- старушки улыбнулись.- Тебя- то звали?

- А как же!- я уже потянулась к двери, поднимая свои сумки. - Пойду!

Я уже представила белое длинное платье Тины, миниатюрные цветы в ее роскошных рыжих волосах, вообразила, как она кружится в этом платье перед зеркалом ,такая стройная и красивая, такая, какой я запомнила ее перед своим уходом.

Мне запретили думать о ней и о них, мне запретили приходить и звонить, мне запретили дожидаться ее после лекций и угощать кофе в старом кафе. Мне запретили все.

А я от этого не умерла.

А должна была, просто обязана была умереть или с ума сойти. А я почему- то ничего этого не сделала.

 

- Вот скажи, зачем я тебе нужен?- Черт сидел в кресле у окна, курил трубку и покачивал ногой в модном, лакированном ботинке.

- Ты черт, ты и решай!

- Вешаться пробовала?

- Ага.

- И?

- Безрезультатно. Веревка оборвалась.

- А на улицу голой ходила?

- Ходила. Никто и бровью не повел.

- Да-а, плохи твои дела, Юлька. Может, тебе утопиться?

- На улице жара. Ближайшее озеро в двадцати пяти километрах, пока доеду, желание умирать пройдет.

- Не угодить тебе, честное слово,- Черт раздраженно поднялся с кресла, положил недокуренную трубку на подоконник. - Давай хоть чайку попьем!

Я молча заварила чай, расставила чашки и печенье в вазочках.

- Мне б на тебе жениться,- Черт надкусил одно печенье.- Готовишь хорошо. Давеча борщ твой ел- объеденье!

- Здрасте! Где ты черта женатого видел?

- Какая разница, Юль! Ты просто фригидная какая- то стала.

- Хорошо, что не извращенка.

- Ба-а, сударыня, читайте Фрейда!

- Читан уже и перечитан.

- Ну, философией займись. Это как раз в твоем стиле. Я тут в местной библиотеке раскопал даже Розанова и Августа Бебеля.

- Тебе не надоело?

- Что?

- Ерундой заниматься.

- Чтобы подготовить человека к самоубийству надо найти к нему культурный подход,- Черт громко отхлебнул из своей чашки.

- Я вижу ты очень стараешься. Розанова читаешь.

- Ты от мира отстала, Юлия. Тебя волнует только сегодняшний день. А будущее? Чем ты занимаешься целыми днями? На работу ходишь. С работы- в магазин и домой. А книги?

- Мне снилось сегодня, что книги жгут.

- Инквизиция? - Черт посмотрел недоверчиво.- Приснится же! Даст Бог, помрешь быстрее.

- Тебе вряд ли даст. Ты лучше объясни, почему моя собака ест только орехи. Кто приучил? Ты? Ни у кого не ест, а моя ест.

- А что тут плохого? Орехи- это очень питательно.

- У тебя всегда так,- я встала из- за стола, подошла к раскрытому окну, облокотилась о подоконник и глянула на засыпающий город.

Может быть, я могла бы прыгнуть сейчас вниз и раствориться в этом небе, чего от меня ждут уже долгие два года?

Наверное, я даже могла бы дать самую страшную клятву и поведать о том, что любить вечно можно?

Возможно, я могла бы написать кучу стихов и романов и воспеть мир во всевозможных стихотворных размерах ?

Но зачем?

Ведь где- то там, в полутемном зале , за маленьким столиком сидит человек..., одинокий , несчастный человек, который был мне дорог, дорог настолько, что именно ему была дана клятва, клятва вечной любви.

Два долгих года мы шли по тропинке- всегда по одному и лишь однажды вместе.

Как сестра и брат. Как друг и подруга.

И как каверзно прозвучали в тишине тогда мои слова:

- Я сделала ей подарок: я отдала ей тебя!

- Подарок? Почему? - он посмотрел с легким удивлением.

- Потому что жить надо дальше, а наша жизнь стоит на месте.

"И потому что любое чувство надо уметь пережить",- я только пожала плечами, но вслух не сказала, а надо было.

 

- И чего бы ты добилась?- Черт , наконец-то, поставил чашку на стол и тоже поднялся.- Признания?

- Они не позвали меня на свадьбу,- я оглянулась на него. - Как будто я умерла. Понимаешь?

- Понимаю. Но не умерла же пока. Может быть, завтра. Кирпич на голову упадет или еще что- нибудь оригинальное.

- Все шутишь?

- А по- твоему, я должен рвать себе душу, как ты?

- А она у тебя есть?

- Кто?

- Душа.

- Душа, теоретически, есть у всех. Но, к сожалению, ее никто не видел. Написать, сама понимаешь, можно многое. И вообще давай- ка спать!

 

Я постелила себе в зале, не включая света.

И где- то в полубреду выступили те последние дни ноября.

Дни, которые хотелось бы продлить хотя бы на неделю, хотя бы на дней пять.

И совсем неважно, что они принесли бы- нежность или жестокость. Хотелось бы жить и умирать именно в таком Париже своих мечтаний.

И, пожалуй, только Он мог бы назвать их, перечислить и передать тем глухим шепотом, как всегда.

И мы встречались неожиданно- всегда в одном и том же месте.

Это наш безнравственный и философский роман- хрустящая простынь в изгибе двух тел.

Что это означало?

Извиваться.

Плавно скользить.

Читать , как в книге.

Касаться.

Узнавать.

И это была всего лишь эстетика, без которой не строятся понятия и отношения.

А мне хотелось говорить о другом.

 

- Возьми и позвони им!- Черт приоткрыл дверь в мою комнату. - Чего мучаешься?

- Не подслушивай мои мысли.

- Я навожу тебя на путь истинный. Забыла?

- На путь истинный наводит вера.

Но сама уже потянулась к телефону и набрала заветный номер.

( Ведь стоит попробовать?)

- Алло!- услышала твердый голос отца.

- Привет, па! Это Юля.

- Вы не сюда попали, девушка!

И прежде чем я успела сказать что-либо, раздались короткие гудки.

Не сюда?

Конечно. Как только я набираю этот номер, папин голос важно называет меня " девушка".

- Опять не туда? - Черт уселся на край моей постели.

- Знаешь,- я махнула рукой.

- Позвони еще раз.

- Зачем?

- А вдруг повезет и с тобой поговорят.

- Вряд ли.

Но опять набрала номер и прижала телефонную трубку к уху.

Потянулась, выглядывая в окно.

Лето!

Уже лето.

А я совсем не заметила, как оно пришло.

А дома я замечала все: и первого скворца, и первый зеленый лист, и первую грозу.

А еще я придумывала, как мы живем вместе.

Я выдумывала тихий маленький город. Комнату, где у стены камин, а на столе чашки и самовар. Пластинка ретро. Наши голоса.

Снег за окном....

-Алло!

- Это опять я, папа,- произнесла тихо.

- Девушка, вы опять...

- Па, не вешай трубку, па!- закричала вдруг. - За что, па?

- Завтра,- услышала неожиданно ,- твоя сестра выходит замуж. Можешь поздравить. Теперь ты уже ничего не изменишь.

И я еще долго- долго слушала короткие гудки, пока Черт не вытащил трубку из моих пальцев и не накинул на плечи халат.

- Поговорили? Вот и ладненько. Завтра на свадьбу пойдешь. Собачку нашу подаришь.

- Она же только орехи ест,- встрепенулась.

- Неважно. Там ее и к другой пище приучат. А теперь ляг, ладно? Поспи! Завтра поздравишь сестру и все кончится.

Может быть. Но для меня.

- Мне так плохо,- прошептала,- плохо без них.

 

Кончится? Мне кажется, я почувствовала конец еще тогда, когда села за празничный стол. Я почувствовала его во взгляде незнакомого гостя, который даже прищурился, чтобы разглядеть меня получше.

Это был конец.

Ведь как это непросто переживать подробности , когда невыносимо от того, что не звонят и не пишут. Как это страшно, что больше не нужна , что стала чужой и незнакомой,как обычный прохожий на многолюдной улице.

Завтра моя сестра выйдет замуж.Она выйдет замуж за того, кому я придумывала дом и комнату. Она станет женой того, кому я написала ворох стихов и теперь уже ненужных романов. Она выйдет замуж за Алана.

 

А утром я одела новое платье.

Черт стоял перед зеркалом и поправлял на мне складки, аккуратненько расправлял шелковую ткань, скользящую по плечам.

- О! Да ты красавица! Бледная только: витаминов не хватает.

- По- моему, мы оба ждем моей смерти.

- Ой, от нехватки витаминов никто еще не умирал.

- Ты хуже, чем я думала.

- Я не могу быть ни хуже, ни лучше. Увы! Выдумывать тебе смерти стало для меня обычным делом. Вошло в привычку, так сказать.

- Надеюсь, скоро ты меня порадуешь.

- Не волнуйся. Я свое дело знаю,- Черт усмехнулся.- Не подведу!

 

Алан считал, что я поэт. Он даже верил, что я стану знаменитой.

Но я не смогла быть ни поэтом, ни знаменитостью.

Я просто осталась. Обычной, рядовой, как все.

И у меня есть только собака, которая ест орехи.

 

Я стояла на другой стороне улицы и смотрела, как вертятся фотографы, как улыбается Тина, и как Он держит ее за плечи, и как отец стоит рядом с ними.

И мне вдруг стало страшно. Страшно подходить к ним, страшно подойти к сестре и обнять ее. Страшно провести рукой по ее миниатюрным белым цветочкам в венке, страшно прижать ее к себе.

- Не трусь!- услышала голос Черта.

Он выныривает из- под скамейки- в белом, с иголочки, костюме.

- А ты?

- Я сегодня лишь наблюдатель.

- Ты дождешься меня?

- Конечно.

Я шагнула к переходу и опять оглянулась на Черта.

Он уже сидел на скамейке в темных от солнца очках, с газетой на коленях и махал мне рукой.

Я почти побежала к свадебной процессии, и они уже видели меня и собаку, как вдруг я услышала крик. Какие- то люди кричали позади меня- и я обернулась: Черта на скамейке не было!

Взвизгнули тормоза и передо мной встала стена.

Что- то большое ударило меня в бок, и я, покачнувшись, упала. Асфальт показался огромным черным пятном, пропахший гарью и копотью, как во вчерашнем сне.

- Дочка! Наша дочка!- отец бежал впереди всех, но я почему- то не смотрела на него.

Я увидела Черта- он лежал под колесами синей " Ауди", раскинув длинные смуглые руки и зажав в кулаке темные очки.

- Ты не мог,- я приподнялась.- Ты не должен был... Ведь ты же со мной.

- Прости,- он сделал какое- то движение пальцами и запрокинул голову.

 

- А разве ваша собака не ест конфет?- спросил какой- то мальчик, державший мою собаку на поводке.

- Нет,- прошептала, - моя собака ест орехи.

И тут же заметила, как, рассыпая цветы, ко мне бежит Тина. ....

 

Postscriptum:

Написан давно, поэтому не совсем свойственен мне теперешней. Переделаны лишь некоторые отступления.

komandir
лично#
многа букв

блин, что за мода
вро де же порешили подобные опусы на главной странице выкладывать в специальном разделе?
пишите тексты по указанному мылу - не засоряйте блог
Marisa
лично#
komandir: не засоряйте блог



После прочтения осталось какое-то ковыряющее душу чувство, что самого главного я не прочитала Видимо, в этом тоже есть определенный смысл...
Здорово, спасибо.
Wrech
лично#
хорошо!
перевод с литовского?
Nina_Rotta
лично#
Я читала этот рассказ Мишель еще два года тому назад. Привожу свои первые впечатления от прочитанного произведения.

«Я не могу быть ни лучше, ни хуже. Увы! Выдумывать тебе смерти стало для меня обычным делом. Вошло в привычку, так сказать» (Мишель)

Можно рассматривать этот рассказ как мистический. Это сглаживает углы, заполняет тревожные пустоты. Но я, несмотря на мою бабушку-экстрасенса, неисправимая материалистка. И я пытаюсь примирить зыбкость рассказа и свой воинствующий материализм. Мой друг юности, уходя в монастырь, сказал мне: «Я устал от вашего воинствующего материализма». Он был прав. И права Мишель в своей зыбкой недосказанности.

Смерть, смерть, смерть. Так много о ней разговоров. Еще немного и будет четкая инструкция по самоликвидации. Но трудно. Что-то держит. Мешает. И возникают диалоги несогласия и легкого укора. Но это подсознательный призыв: «Помоги мне, дорогой». Да, Черт со мною. Я же не справлюсь. Должна была бы умереть. Но живу.

Это противоестественно, что героиня живет? Но упор идет на противоестественность. Почему фригидности противопоставляется извращение. Почему отец так отталкивает Юльку, а потом бежит к ней, упавшей, с криками рвущей сознание любви. Любить и отстранить. Изгнать и бежать в панике. Радоваться, что Юле не сорвать свадьбу сестры со своим экс-любимым. Но ведь она и так готова его презентовать сестре. Любимой сестре. И все под знаком извращения. А сон со сжигаемыми книгами – такой явный намек на разрушение ценностей, на уничтожение души. И упасть лицом к грязным сапогам … ЛИЦОМ В ГРЯЗЬ. Как тут все тонко-тонко и грациозно намечено. Столько линий. Думай. Догадывайся. Эти лучики-намеки в сумраке реальности.

МИШЕЛЬ, это виртуозно. Вы сказали так много, ничего практически не сказав. Браво.

Казалось бы, ничего почти не происходит. Сестра выходит замуж. Разговоры с Чертом. Телефонный звонок. Переход дороги перед ЗАГСом. Но какая наполненность действом. Это из-за динамичности диалогов. Для меня это не разговоры, а обмен мыслеобразами с самой собой. Здесь соблюдается баланс. Такое чувство меры: насыщение без пресыщения.

Образы отца, сестры, Алана даны пунктиром. И это, в контексте рассказа, правильное решение. Любая четкая линия разрушила бы эту зыбкость повествования. И Черт стал бы уже не подсознанием, а объектом для психоаналитика. И все пришлось бы назвать своими именами. Но ведь этого и сторонится героиня.

Хороший литературный язык, наполненность повествования действием, динамичные диалоги, виртуозная недосказанность - все это делает рассказ привлекательным для читателя и стимулирует желание разобраться в смыслах, приподнять вуаль, расшифровать эти диалоги-загадки. Проще всего отнести рассказ к мистическому. Тогда многие вопросы и не потребуют ответа. Но автор идет более сложным путем: заставляет читателя задуматься над темными и светлыми сторонами человеческой души, которую не нужно ни обожествлять, ни необдуманно бросать под ноги в грязь. Вот этот баланс и соблюдается в данном рассказе


Цитата: komandir | 08.04.08, 00:35 цитата
многа букв

блин, что за мода
вро де же порешили подобные опусы на главной странице выкладывать в специальном разделе?
пишите тексты по указанному мылу - не засоряйте блог

А почему нельзя писать в своем блоге? Обоснуйте?
В разделе "Со-автор" нет самопубликации. Для того, чтобы произведение было в данной рубрике опубликовано, необходимо:
1. автор присылает свое произведение по мэйлу: nina_rotta@list.ru
2. решение о публикации принимает редактор рубрики и утверждает главный редактор портала.


Цитата: Wrech | 08.04.08, 10:37 цитата
хорошо!
перевод с литовского?

Мишель пишет на русском языке.
mari_anna
лично#
Опять заразные мысли страха,и одиночества... Написано женщиной.
Мужчина будет писать про выпивку, бутылки и печаль... Нина Ротта будет рассказывать про вуаль, и про литературный язык, а тот кто начнёт читать и чувствовать подобное - и начнёт жить так же... неконструктивно, пассивно и бестолково.
Nina_Rotta
лично#
Цитата: mari_anna | 08.04.08, 11:39 цитата
Опять заразные мысли страха,и одиночества... Написано женщиной.

Мишель, в основном, пишет о любви. Не судите предвзято, пожалуйста.
http://www.goneliterate.ru/~ilona/profile
mari_anna
лично#
Пишет она литературно и всё такое, я не сужу предвзято,
мне людей жалко - в таком состоянии...
еще и делятся своими "мыслями",
размножая таких же одиноких и обиженых судьбой... кто хочет повторить судьбу Есенина, Рубцова и т.д. читайте их запоем дальше....
Nina_Rotta
лично#
Цитата: mari_anna | 08.04.08, 12:22 цитата
Пишет она литературно и всё такое, я не сужу предвзято,
мне людей жалко - в таком состоянии...
еще и делятся своими "мыслями",
размножая таких же одиноких и обиженых судьбой... кто хочет повторить судьбу Есенина, Рубцова и т.д. читайте их запоем дальше....

Интересная мысль. Конечно, можно просто сжечь подобные книги. И печатать только бодрые и жизнеутверждающие. Правильные. Только мы это уже проходили, не так ли?

Мне нравится, что у вас есть свой неповторимый голос. И хорошо, что вы высказываете свое мнение. Только, мне кажется, что в художественной литературе определяющим критерием все же является литценность произведения. А вот это понятие складывается из многих сотавляющих. Причем, наши мнения не обязательно могут совпадать с авторским.
Я, например, хроническая оптимистка. Но это мне не мешает принимать людей такими, какие они есть. И мой оптимизм разве не заразен? Или только бациллы грусти могут поколебать взгляды людей на окружающую действительность?)))

Не воспринимайте только наш обмен репликами как что-то против вас лично. Наоборот, мне ваше мнение интересно.

С уважением, Нина.
mari_anna
лично#
Про сжечь книги Вы сказали)))
без комментариев
как я понимаю тех, кто просто ржёт над этим...
Nina_Rotta
лично#
Цитата:  mari_anna | 08.04.08, 14:43 цитата
Про сжечь книги Вы сказали)))
без комментариев
как я понимаю тех, кто просто ржёт над этим...

Хорошо поговорили...
mari_anna
лично#
ничего личного, чесное слово, однако всё хорошо в меру,
грустить и впадать в печали тоже нужно уметь,
только нужно понимать,
это начальная стадия многих разрушительных процессов -
той же депресии, фобий и т.д. вплоть до мыслей о самоубийстве.
Уметь контролировать свои мысли и эмоции...
уметь строить свою жизнь...
Нас этому в школе учили? Родители этому учат? пыхтя ядовитой сигаретой и впадая в литературную печаль?
Литценность? да, возможно...
Гость**mosgavr**
#
***Если от Вас ушел друг и
Вы почувствовали печаль
Подождите! Придет другой
А с ним и уйдет Ваша печаль!***
Michel
лично#
прежде всего я хочу поблагодорить всех, кто прочитал, оставил комменты и даже начал дисскусию.
Я написала это очень давно. Лет десять назад, поэтому, возможно, я отношкусь к этому тексту достаточно скептически. написала и написала. В любом случае на место мастера слова не претендовала.
Спасибо большое, Нина, за поддержку и даже ответы на некоторые вопросы, мне здесь заданные.
Я, действительно, пишу прозу на русском. Но вообще пишу еще и на польском. с литовского я только перевожу. Слишком простой язык для литературного произведения. Русский и польский гораздо богаче.

очень прошу не воспринимать все так позитивно.
Я и сама- то считаю, что жить хорошо. уж точно лучше, чем умирать что- то не завершив.

Большое спасибо всем!
beata
лично#
Nina Rotta: "МИШЕЛЬ, это виртуозно. Вы сказали так много, ничего практически не сказав. Браво."

ИМХО, настоящий литвиртуоз - это тот, кто может сказать очень мало, при том все высказав, что хотел.
Краткость - сестра таланта
Michel
лично#
Беата, когда Чехов говорил это, он имел ввиду совершенно молоденького еще автора.

а как же лев Толстой7 А Достоевский? А Тургенев? набоков? Да и еще многие .. уж они - то не были кратки, если понимать сказанное Чеховым буквально.

Извините, если немного резко. ( Избытки профессии )))))))))))))
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи