Туда, где резной палисад…
Продолжая начатую мною рубрику «Путешествие» хочу рассказать о февральской поездке в Вологодскую область. Учитывая коронавирусную истерию, продолжающуюся в мире, а также подскочивший курс иностранных валют, к которому видимо надо привыкать, так как он вряд ли отскочит назад, многие этим летом или, например, на майские, отправятся путешествовать по России. Возможно, прочитав этот блог, кто-то соберётся на самый что ни на есть Русский Север, в Вологодскую область.
Рубрику продолжу вести в стиле моего любимого, но, увы, с прошлого года не существующего журнала «Автомир». И так, поехали.
Как добраться?
От Одинцово до Вологды ровно 500 километров. Если вы собираетесь отправиться на машине, то может получиться очень увлекательное путешествие, так как по пути вы будете проезжать такие интересные города как Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль и значительно менее раскрученный Данилов. Однако, как знают многие автолюбители, поездка по Ярославскому шоссе может быть очень утомительной. Да и ехали мы на два с половиной дня, поэтому тратить фактически один полный день на дорогу не очень хотелось.
В Вологду также можно добраться на самолёте и на поезде. А вот тут начинается самое интересное. Летает в Вологду «Вологодское Авиапредприятие», парк которого состоит исключительно из советских самолётов Як-40. Это единственный регулярный маршрут из Москвы на этом типе, больше ни в один город улететь на Як-40 не получится. Это настоящая находка для всех любителей авиации не только из России, но и со всего мира. Поэтому можно сказать, что вологодская экскурсия начинается ещё в Москве.
Рейсы осуществляются из Внуково по понедельникам, средам и пятницам. Очень удобно для тех, кто может себе позволить чуть-чуть отпроситься с работы в пятницу и опоздать на часик в понедельник. Лететь всего 1,5 часа. Стоимость билета: от 4700 рублей (я покупал билеты за два месяца и купил их по минимальной цене, за день до вылета оставалось всего два билета и стоили они 6000 рублей).
Конечно, можно добраться и на поезде. Ехать от 8 до 9 часов. Стоимость начинается от 1300 рублей за плацкарт в поезде Москва-Воркута и достигает 4300 рублей за СВ в поезде Москва-Архангельск.
Однако я живу по принципу «Самое дорогое в жизни — это время», поэтому поезду я предпочёл самолёт, да и перед рабочим днём в понедельник хотелось нормально выспаться (почему-то в поездах мне всегда попадаются жутко храпящие попутчики).
Где остановиться?
В Вологде множество отелей на любой кошелёк. От 2520 рублей за двоих за номер в типичной советской гостинице «Спасская» (фото с предыдущей поездки в Вологду в 2019), до бутик-отеля «История», в котором мы решили остановиться в этот раз. При этом цены, на мой взгляд весьма демократичные. 3900 за номер люкс я считаю очень приемлемо.
Чем заняться?
Вологда — один из городов Серебряного ожерелья России (это некий аналог Золотого кольца, объединяющий города Русского Севера). Мы с женой в Вологде уже третий раз. Очень уж она нас зацепила. Вологодская земля богата достопримечательностями, которые в силу больших расстояний между ними осмотреть за одну поездку просто невозможно. Это и Ферапонтов монастырь с сохранившимися фресками Дионисия, и Кириллов со знаменитым монастырём-крепостью, и маленькая Тотьма, спрятавшаяся на берегу Сухоны.
В эту поездку мы решили один день посвятить прогулкам по Вологде, а во второй отправиться в Тотьму.
В Вологде сохранилось огромное количество образцов деревянного зодчества, старинных купеческих домов с резными палисадами.
Храмов конечно не так много, как, например, в Ярославле, или упаси Боже (с хорошей точки зрения), в Суздале, но тоже достаточно.
Обязательно советую взять экскурсию, тем более они здесь на любой лад. Если хотите чего-то неформального, то вам в экскурсионное бюро
День 2. Поездка в Тотьму.
На второй день мы решили отправиться в Тотьму, маленький городок между Вологдой и Великим Устюгом. Добраться туда своим ходом практически невозможно (эта проблема существует практически по всей России, кроме крупных мегаполисов, система общественного транспорта за последние годы полностью деградировала), поэтому мы решили взять на прокат машину. Кстати благодаря этому данная поездка могла бы попасть в рубрику «Путешествие» журнала «Автомир» — автомобиль присутствует.
Мы обратились в прокатное агентство
Конечно я был готов к тому, что дороги вряд ли будут идеальными, но то, что мы увидели превзошло мои ожидания. Как только мы свернули с федеральной трассы на Архангельск на региональную дорогу, ведущую в Великий Устюг, качество асфальта заметно ухудшилось. А ещё через километров 50 оно стало таким, что пришлось ехать по обочине со скоростью около 30 километров в час. Из-за этого расстояние в 208 километров преодолевается за 4 часа. Дорога выматывает. Самое обидное, что, добравшись до Тотьмы, я сразу начал думать о том, что мне ещё ехать обратно. И это очень мешало любоваться самим городом.
А любоваться там действительно есть чем. В Тотьме даже есть свой архитектурный стиль, Тотемское барокко. Таких великолепных храмов Вы не встретите ни в одном российском городе. У них помимо выдающегося экстерьера есть и очень интересная и поистине уникальная история.
Дело в том, что Тотьма — город мореходов. При чем здесь Тотьма и мореходы, спросите Вы. Ведь морем тут и не пахнет. А дело всё в том, что тотемские купцы в конце 18 — начале 19 века снарядили несколько успешных экспедиций на Алеутские острова, откуда привезли большое количество меха чёрной лисы. На торговле мехом им удалось сколотить целые состояния. А в то время деньги было принято инвестировать в родной край, а не в зарубежную недвижимость. Так в городе появились десятки уникальных храмов в стиле Тотемского барокко, несколько из которых пережили советскую власть и дошли до наших дней.
Пожалуй, самым известным уроженцем Тотьмы, стал Иван Кусков. Он тоже был членом одной из экспедиций на Алеутские острова. Однако двинулся дальше и стал первым комендантом Форта Росс в Калифорнии. Форт Росс до наших дней является побратимом Тотьмы, а индейцы из Калифорнии приезжают в Вологодскую область почтить память Ивана Кускова, так как он, будучи комендантом не давал индейцев в обиду испанцам, и они считают, что смогли сохранить свой народ именно благодарю ему.
В заключении хочу сказать, что путешествие по России — это здорово, но очень трудно. И делают это, наверное, самые отчаянные (опять же не беру раскрученное Золотое кольцо). Ведь Великий Устюг (напомню, Тотьма находится на пол пути между Вологдой и Великим Устюгом) — вотчина Деда Мороза, туда едут сотни туристов с детьми. А могли бы ехать тысячи, если бы была нормальная дорога. Конечно сейчас некоторые комментаторы (не буду называть имён) накинутся на меня со словами «ну не всё сразу», «мы уже встали с колен и отличные дороги везде не за горами», но эти обещания я слышу всю свою сознательную жизнь, а дороги лучше от этого не становятся. И не надо мне приводить в пример платную трассу Москва — Санкт-Петербург, которую строили 10 лет вместо двух. Она такая одна. А городов в России сотни и там тоже живут люди, которые не хотят ремонтировать подвеску после каждой поездки в областной центр. Кстати, кинотеатра в Тотьме нет, и чтобы съездить в кино условному молодому человеку с девушкой надо ехать в Вологду… По убитой дороге… 4 часа в одну сторону…
Информация к размышлению. А представляете, что сколотивши состояние, купцы ни фига бы в Тотьме не сделали, а купили коней резвых, да тарантасов заморских, да погнали оттягиваться в Париж. А по возвращении задалбывали местное население, как во Франции всё хорошо, а у нас всё плохо, что романовский режим всех достал, а император с губернатором должны немедленно подать в отставку?
Купцы сейчас так и делают в основном. А императора с губернатором задалбывают простые люди, потому что Император с губернатором тоже в купцов превратились)