В Литву на автомобиле
В продолжение рубрики «Путешествие» в этот раз хочу рассказать о своей последней предкарантинной поездке за рубеж. Состоялась она в начале марта в Литву, и тогда коронавирус ещё казался чем-то далёким и не очень страшным, а вероятность закрытия границ я мог представить себе только в страшном сне.
В Вильнюсе я всегда чувствую себя как дома. Родственников у меня здесь больше, чем в России, русская речь слышна на каждом шагу, в магазинах встречаются российские товары. Оказавшись здесь, вы вроде бы уже и в Европе, а с другой стороны еще в Советском Союзе. Поездка в Литву может стать отличным выходом для ограниченных в средствах туристов (цены здесь ровно в два раза ниже, чем в «старой» Европе), а также тех, кто боится языкового барьера. В этом блоге я хочу немного рассказать о жизни в городе и поделюсь некоторыми лайфхаками для путешественников. Не обойдётся и без некоторой социальной направленности, которую я не побоюсь назвать отличительной чертой своих блогов (простые описания путешествий оставлю для travel-блогеров).
Как добраться?
От Одинцово до Вильнюса 880 километров. Выскакиваем на Минское шоссе, едем до Минска, потом уходим на Гродно, а километров через 50 на Ошмяны. Навигатор всегда поведёт вас через погранпереход Каменный Лог — Мядининкай. И, довершившись навигатору, вы можете провести на границе от двух до восьми-девяти часов. Но есть и вариант «для местных». Километров за тридцать до границы сворачиваете с трассы и двигаетесь в сторону погранперехода Лоша — Шумскас. Узенькая лесная дорожка приведёт вас на границу, где нет фур и автобусов. Пропускают только легковые автомобили. Времени потеряете минут 45. Общее время в пути составит от 10 до 11 часов. Я ездил в Вильнюс на авто уже раз 20 и всегда укладывался в такие временные рамки, тем более дорожное полотно на всём протяжении пути находится в идеальном или близком к идеальному состоянии.
До Вильнюса можно добраться также на поезде (Москва — Калининград). До недавнего времени ходил отличный литовский поезд с удобным временем отправления из Москвы и прибытия в Вильнюс, но его отменили в 2015. Так что теперь только РЖД. Выбора нет и для любителей авиаперевозок. Только Аэрофлот. А следствием отсутствия конкуренции являются, конечно же, сильно завышенные цены, за часовой перелёт до закрытия границ просили от 9 тысяч рублей и выше. Поэтому я предпочитаю авто. Бонусом является также и возможность захватить в обратный путь побольше «санкционки», чем я всегда с удовольствием пользуюсь.
Где остановиться?
В Вильнюсе я всегда останавливаюсь у родственников, поэтому вопрос выбора гостиницы для меня не стоит. Однако, проблем с этим не будет. Как я уже говорил выше, цены в Вильнюсе даже с учётом бешеного курса, который судя по всему уже вряд ли вернётся даже к привычному уровню 70 рублей, очень низкие. Например, проживание в отличном 4-звёздочном отеле Amberton с шикарным видом на Кафедральную площадь (главная площадь города) обойдётся всего в 3800 рублей в сутки. За двоих. Для сравнения, проживание в воронежской Benefit Plaza Hotel обойдётся в 3674 рублей.
Чем заняться?
Вильнюс идеально подойдёт для желающих почувствовать дух Европы. Отлично сохранившийся старый город поражает обилием узких улочек и средневековой архитектуры. В городе великое множество православных и католических соборов, смотровых площадок. Любителей гастрономических приключений порадует литовская кухня с знаменитыми на весь мир цеппелинами и вкуснейшим пивом.
Город полон контрастов. Монументальная сталинская послевоенная архитектура прекрасно уживается здесь с типичными немецкими домиками, а оказавшись в спальных районах, вы как будто вернётесь в Москву двадцатилетней давности, где огромные дворовые пространства ещё не были изуродованы точечной застройкой. Отрадно, что город не живёт по принципу «застроить любой клочок земли и как можно выше».
Таким образом, я плавно перехожу к социальной части моего блога. В первую очередь, хотел бы остановиться на транспортном развитии города. Вильнюсу от СССР помимо прочего досталась разветвлённая троллейбусная сеть. За неимением метро, здесь это основной вид транспорта. И здесь его не убивают в угоду коррупционным схемам, а наоборот развивают. Закупается новейший подвижной состав с возможностью автономного хода, запускаются новые маршруты, обновляются контактные сети. В Москве, где некогда была крупнейшая троллейбусная сеть в мире, сегодня осталось лишь 10 маршрутов. И это чудовищный шаг назад. Многие урбанисты с мировым именем давно назвали действия столичной мэрии ошибкой, так как ни в одном городе мира электробусы не заменяют троллейбусы, а лишь дополняют их. Но московский когалымский градоначальник не слушает никого, в его родном селе на Крайнем Севере троллейбусов не было, а Собянин С. С. видимо хочет чувствовать себя в Москве, как дома.
Пару слов хотелось бы сказать о градостроительной политике. В городе огромное количество частного сектора и это создаёт неповторимый колорит. Частные дома не страдают от пожаров и не расселяются принудительным образом под предлогом «реноваций». Например, домик на фото ниже находится в переулочке в пятидесяти метрах от главной Кафедральной площади города. Можете ли себе представить, чтобы неподалёку от Красной площади топилась банька. Вряд ли. Последняя московская деревня была
Новое строительство в Вильнюсе конечно ведётся. Но исключительно в спальных районах и малоэтажное. Дома строятся не выше 9-10 этажей с подземными паркингами и даже погребами. По сравнению с московскими 25-этажными монстрами — просто карлики. Вот так выглядят вильнюсские новостройки по соседству с отреставрированными казармами царских времён. Кстати, несмотря на громкие политические лозунги, которые мы иногда слышим из Литвы (конечно в значительно приукрашенной кремлёвскими агитаторами форме), наследие, доставшееся стране от Империи и СССР, тщательно оберегается и используется.
Полно в городе и типичных хрущёвок. Правда такого проекта я в Москве не видел, но внутри они от московских ничем не отличаются. В Вильнюсе проходит и своя программа реновации. Правда без сноса и строительства на месте 5-этажного дома 25-этажного с кратным увеличением численности жителей. На фото ниже вильнюсские хрущёвки до реновации. В эту поездку не удалось сфотографировать отремонтированные дома, но обязательно исправлюсь в следующий раз.
Отдельно хочу остановиться на ассортименте местных магазинов. Так как одной из основ Европейского Союза является свободное передвижение товаров, в литовских магазинах можно приобрести не только вкуснейшие сыры, которыми Литва славилась всегда, но и, например, итальянские макароны, испанский хамон, французское вино и так далее по очень приемлемым ценам. Есть в магазинах и товары из России, однако после 14 года их ассортимент значительно сократился. Пропала московская горчица, кондитерские изделия, Жигулёвское пиво и многое другое, чего сейчас не хватает, проживающим в Литве русским (основная масса проживает именно в Вильнюсе). Кстати, возьмите на заметку, обычным Fairy, произведённым в ЕС, можно пользоваться минимум в два раза дольше, чем его российским аналогом.
Кстати, ни о каком притеснении русскоговорящего населения в Литве речи не идёт. Все жители Литвы получили в 90-х годах гражданство и имеют все те же права, что и коренные жители. То же касается и русскоязычной прессы, которая соседствует на прилавках магазинов с литовской. А в районе Жирмунай, где как раз проживают мои родственники, находится крупнейший в Вильнюсе магазин русской книги, по ассортименту не сильно уступающий Библиоглобусу.
С учётом постоянно растущего курса, поездка в Литву может стать хорошей альтернативой путешествию в старую Европу. Тем более и до моря от Вильнюса всего пару сотен километров. Кроме того, есть и ещё один бонус, которым мы с женой частенько пользуемся. Огромное количество рейсов лоукостеров из местного аэропорта. Вот, например, стоимость перелётов в Рим на август в одну сторону.
А вот стоимость такого же перелёта из Москвы. Как видите, разница в цене довольно существенная. При поездке вдвоём-втроём и перелёте туда-обратно экономия получается значительная.
PS Напоследок панорама города с Башни Гедымина, визитной карточки столицы Литвы. Правда с погодой нам тогда не очень повезло, всё в тумане.
А что вы имеете против того, что свастика это действительно древние знаки, которые использовались в том числе и славянскими народами? Нацисты просто использовали ее в своих вероломных целях…
Кстати, в Литве самое нормальное отношение к русским. А многие старые лабусы даже свою ностальгию по Союзу имеют.
Вова, спасибо, читается интересно.