Церковь забирает Соловки себе

1 555
Пятница, 21 августа 2009, 21:26

Патриарх Кирилл, известный своими скандальными заявлениями (к примеру, о том, что Великая Отечественная война была послана нашему народу богом как наказание за грехи, и громадные потери следует рассматривать как искупительную жертву Христу), поехал на Соловецкие острова.

Там он предложил членам попечительского совета по возрождению Соловецкого монастыря разработать концепцию дальнейшего развития Соловков как уникального центра духовной жизни в масштабах всей Европы.

По словам патриарха, на Соловках необходимо создать церковно-научный центр по изучению подвига новомучеников и исповедников XX века. А еще предстоятель предложил открыть в стенах монастыря учебное заведение для подготовки богословов.

К историческому месту и известному туристическому центру церковь подкрадывалась давно.

В минувшем году представители РПЦ неоднократно высказывали обеспокоенность коммерциализацией Соловецкого архипелага: "попытками распродажи земель под коттеджи, масштабными проектами развития туристической инфраструктуры, организацией на островах мероприятий, оскверняющих святость этих мест и память заключенных, принявших здесь мученическую кончину". Поэтому Общественная палата обратилась к руководству России с просьбой рассмотреть вопрос о правовом обеспечении особого охранного статуса всей территории Соловецкого архипелага как "духовно-исторического места".

Теперь коммерциализация архипелага будет проходить под зорким оком церковников - примерно так, как с этим обстоят дела в более близком одинцовцам Саввино-Сторожевском монастыре, где музейные работники охраняли историческую реликвию в неприкосновенности, а монахи развернули активное строительство, срубили фрески в одной из церквей, построили кафе и прочую инфраструктуру по приёму паломников и зарабатыванию денег.

Правительство России стоит на стороне церковников, в июне этого года руководитель аппарата правительства Сергей Собянин поручил федеральным ведомствам окончательно решить этот вопрос, завершить передачу Русской православной церкви объектов монастырского комплекса и вывести из его стен Соловецкий музей-заповедник.

 

Особый акцент при освещении визита патриарха на Соловки делается на зверства коммунистического режима, который создал в монастыре вначале исправительно-трудовой лагерь, а затем - тюрьму.

 

Однако не только эти жертвы нам следует поминать, вспоминая о Соловках. Издревле (с 1554 года) этот монастырь являлся местом ссылки опальных вельмож и церковных деятелей. При монастыре существовала и тюрьма (построена в 1579 году), содержание в которой, как и во всех церковных острогах, было значительно более жёстким, чем в "гражданских" тюрьмах того времени. В одной из башен Соловецкого монастыря были организованы специальные тюремные кельи. Это были маленькие и тёмные помещения с небольшими отверстиями вместо двери, через которые заключённые проникали внутрь. В XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали. Монастырская тюрьма постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году для заключённых построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников. Существовали здесь и земляные ямы, содержание в которых было фактически особым родом пытки. Публика попадала в эту тюрьму самая разная - мог угодить поп, помочившийся спьяну в церкви, а могли держать государственного преступника. Содержали здесь лиц, выступавших против официальной государственной церкви - различных раскольников, людей, интересовавшихся протестантизмом. Попадали и душевнобольные. Очень часто, наоборот, здоровые люди здесь сходили с ума. В 1835 году была проведена жандармская ревизия Соловецкой тюрьмы, ревизия признала, что заключённые Соловецкой тюрьмы несли наказания, значительно превышавшие их вину. В результате проверки несколько из заключённых были освобождены, а некоторые были переведены в обычные монастырские кельи.

Известен монастырь и очень крупным пролитием крови. В 17-м веке соловецкие монахи не приняли церковных реформ, инициированных царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, и началось знаменитое Соловецкое восстание. Осада крепостных стен монастыря царскими войсками длилась семь с половиной лет, взять монастырь было дело нелёгким - за стенами заперлись порядка 1100 человек. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов, старообрядцы были жестоко казнены. Массовое убийство продолжалось целый день.

 

Лагерь для политзаключённых на архипелаге Соловки в ХХ веке просуществовал 16 лет, с 1923 по 1939 годы. При царях монастырская тюрьма работала с 1579 по 1883 годы - то есть три века.

Почему, поминая мучеников коммунистического режима, православная церковь не поминает мучеников православной церкви и царского режима, конечно, всем понятно - своих собственных преступлений замечать традиционно не принято. Но очень хочется скрыть историческую правду за плотной пеленой обличений других людей в их грехах.

 

Пока неясно, какая именно площадь архипелага будет передаваться церкви - все острова это 347 квадратных километров, 900 гражданских жителей, чья судьба тоже пока неясна. Вероятны и выселения - так же точно, как это ранее происходило на Валааме, также определённого правительством в собственность православной церкви. На Соловках есть гостиницы, аэропорт, морские причалы, магазины, школа. Не исключён вариант, что всё это тоже станет церковным.

dimmik
лично#
Гость: Гость23.08.09, 16:43

Вы сознательно пытаетесь увести вопрос в другую плоскость.
Мы говорим о передачи РПЦ именно в "облагороженном музейщиками виде".

Гость: Киево-Печерская лавра. В 2003-04 годах монастырь УПЦ МП

Тут без комментариев.
Гость: Сретенский монастырь на Лубянке в Москве

Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы.
Гость: В Марфо-Мариинской обители в течение многих лет велась работа по освобождению Покровского собора от расположенных в нем мастерских им. Грабаря.

вы считаете его местонахождение уместным в стенах монастыря.?

Далее только претендует

Гость: Это особо вопиющие случаи, где люди набирались мужества протестовать, отстаивать свои права.

Скажите, а их просто выселяют или есть решения Правительства? Почему мы говорим о Правах в сегодняшнем виденье ситуации, а не говорим о правомерности принятия Постановлений тогда, когда Церковь была полноправным владельцем. Т. е. получается, что решения принятые в 20-30-х годах имеют более высокий юридический статус, нежели принятые сегодня. После чего плавно перетекаем в правовое русло обсуждаемой проблемы.
Гость: Случаев, когда людей просто вышвыривали вон, пользуясь протекцией властей - значительно больше.

Безусловно, что этого не должно быть. Но проблема этого только ли РПЦ? Давайте смотреть на проблему шире и как такое могло произойти.

Гость: почему вы решили свести мнение Гогогоса к национальному вопросу.

А вы видели у него другИе блоги? православие исповедуют не только русские, есть Грузинская Православная Церковь, Украинская, Армянская, Латвийская и др. Автор в своих блогах касается именно Русской, вам это не показалось странным?
dimmik
лично#
Гость: Да, dimmik будет нелегко пояснить, почему РПЦ захватывает здания гражданского назначения

А вас реально никогда не интересовал вопрос, почему все эти здания были переданы в "гражданское назначение" и правовой статус подобных решений?
Гость
#
dimmik: Интересно, парад сможет пройти от Курса до Дубравы?

Думаете у Гребневской перехватят и обратят?
dimmik
лично#
Гость: 
dimmik: Интересно, парад сможет пройти от Курса до Дубравы?

Думаете у Гребневской перехватят и обратят?

Нет, не "дойти", а именно "пройти". Меня интересовал сам факт проведения и место. Как говорится "по главной улице с оркестром",
Гость
#
dimmik: Далее только претендует

Так вот и вопрос - почему это она "претендует", в то время как тысячи храмов стоят разрушенными и уже по этой печальной причине - никому не нужны?
Какое моральное право у неё есть на такие претензии в столь скорбных обстоятельствах?
А то, что "претендует", а не "захватила" - это уж спасибо тем людям, которые мужественно сопротивляются незаконным претензиям.
dimmik: А вы видели у него другИе блоги? православие исповедуют не только русские, есть Грузинская Православная Церковь, Украинская, Армянская, Латвийская и др. Автор в своих блогах касается именно Русской, вам это не показалось странным?

Посмотрел - вкрапления есть. Человек принципиально против религии. Что-то там про американку, лечившую свою дочь молитвой. Вроде там не упоминалось, будто бы она православная. Но вообще было бы удивительно, если бы одинцовца затронули дела Латвийской православной церкви. Или армянской - если, он, конечно, не армянин. Понятно, что он пишет о той проблеме, которая актуальна именно для него. Не только много православных церквей на свете, но и много иных конфессий в России, однако ни одна из них не сопряжена с такой чередой скандалов, как РПЦ. Никакой из церквей не давали права беспошлинного ввоза алкоголя и сигарет, не слышно о реституции в адрес других верующих, кроме РПЦ, никакая конфессия не начала преподавания своего вероучения в государственных школах, кроме РПЦ.
В общем, это закономерно - то, что именно РПЦ вызывает особое неприятие у многих наблюдающих всю эту вакханалию. Остальные конфессии - как бы это выразиться… ведут себя скромнее, более по христиански, если хотите. Не подставляются под внимание общества. А тут - то одно, то другое… Не грузинский же патриарх собрался Соловки прибрать к рукам?
Гость
#
dimmik: Мы говорим о передачи РПЦ именно в "облагороженном музейщиками виде".

Очень к месту сдаланное замечание. Реставрационные работы идут в Соловецком монастыре не меньше сорока лет. Освоены бюджетные деньги в очень приличных объемах. При этом, что тоже важно, ремонт и реставрация проводились в соответсвии с общим планом реставрационных работ, предусматривавшим восстановление и воссоздание важных деталей как с исторической, так и с архитектурной точки зрения, все то, что наверняка не потребуется для новых хозяев и скорее всего будет уничтожено, деинсталировано, заменено. Я более, чем сомневаюсь, что РПЦ не то чтобы желает, а даже в состоянии покрыть все расходы. Не говоря уже о потере монастыря, как исторически и архитектурно значимого объекта.
Гость
#
dimmik: А вас реально никогда не интересовал вопрос, почему все эти здания были переданы в "гражданское назначение" и правовой статус подобных решений?

В случае с Калининградом - изъятие у Германии территории под названием Восточная Пруссия.
РПЦ, думается, исторически владела там весьма немногим. Во всяком случае - вряд ли католическим собором.
Забавна также история 5-й градской больницы, ранее являвшейся богадельней, построенной на деньги староверов. Теперь больницу хапнула РПЦ, очень забавным методом - вначале помешавшийся на православии главврач заключил с церковью соглашение, а потом этого дурачка церковь наладила пинком прочь.
Как видите, историй всяких много, где претензии РПЦ, по меньшей мере, загадочны.
Гость
#
В 1993 г. 5-я градская больница в Москве, главврач которой стал православным, заключила договор с Московской Патриархией, уйдя под ее юрисдикцию и стала Центральной клинической больницей МП. Однако, больница осталась государственной и бесплатной, на городском финансировании, в числе ее учредителей входят городские власти. Изменилось: открыли храм, часть руководящих функций перешла к попечительскому совету, в который входил и руководитель отдела церковной благотворительности Патриархии. Но постепенно священник больной церкви вступил в конфликт с главврачом Вл. Федоровым, поднявшим больницу. В конце июля Патриархия уволила Федорова. "Возмущенные врачи устроили некое подобие акции протестанта и даже пытались перекрыть Ленинский проспект. В ответ была резко усилена охрана, а на проведенном собрании медикам было сказано, что их возмущение бессмысленно — у больницы есть хозяин, и он вправе принимать любые решения…. Врачи уверены, что Патриархи интересует не медицина и помощь больным, а сама территория больницы. Здания и так находятся в бессрочном и безвозмездном пользовании Церкви, однако эксплуатировать их по собственному усмотрению без согласия главного врача было невозможно
Гость
#
Федоров подал в суд на Комитет здравоохранение и Патриархию, утверждая, "что его уволили за недостаточное православие". Упомянуто, что больничный священник заявил врачам, что "День медика" — сатанинский праздник, объявил пластиковые окна "бесовщиной". Столичный комитет здравоохранения за 5 лет выделил на нужды больницы 17 млрд. рублей, пошедшие на ремонт храма. Федоров выступил за расширение круга хозяев больницы "за счет тех, кто реально ее финансирует. Тут-то все и началось". Священника инициировали "травлю проверками", в марте 1997 г. пришла комиссия из патриархата, не предъявив никаких полномочий. Комиссия обвинила главврача в том, что "даже на престольный праздник 25 февраля, несмотря на все усилия настоятеля, из более чем 300 сотрудников на службе присутствовало лишь 5 человек". Еп. Арсений заявил, что Федоров уволен не за недостаточное православие. "Тем не менее раз в уставе записано, что храм является духовным центром больницы, то главврач должен работать рука об руку с больничным священником".
dimmik
лично#
Гость: Так вот и вопрос - почему это она "претендует", в то время как тысячи храмов стоят разрушенными и уже по этой печальной причине - никому не нужны?

Давайте говорить с точки зрения прагматики.
У вас на балансе есть 10 заводов. 2 завода работают, 3 работают, но не очень хорошо, 5 - стоят разрушены и в отдалении. Логично предположить, что средства от первых двух вы скорее начнете перераспределять на обустройство тех 3 заводов, что нуждаются в менее высоких вложениях. Параллельно запуская профильные линии (в нашем случае свечные заводы, иконописные мастерские и пр.). Рискуя вложить деньги на поднятие тех 5-ти заводов, вы не уверены в своих возможностях, равно как и в целесообразность, по причине невостребованности.
Гость: Какое моральное право у неё есть на такие претензии в столь скорбных обстоятельствах?

Думается по праву их первоначального назначения. А какие такие печальные обстоятельства?
Гость: А то, что "претендует", а не "захватила" - это уж спасибо тем людям, которые мужественно сопротивляются незаконным претензиям.

Так я и спрашивал: "Есть ли законные решения о выселении/передачи?". Или это самозахват?
Если это самозахват, то так быть не должно. О чем неоднократно были заявления, для разрешения всех конфликтных ситуаций были и создаются различного рода комиссии и попечительские советы.
Если вопрос о передачи является законным, то уж тут говорить не о чем. Надо адресовать вопрос властям, а не РПЦ и уж тем более мне.
Гость: Но вообще было бы удивительно, если бы одинцовца затронули дела Латвийской православной церкви. Понятно, что он пишет о той проблеме, которая актуальна именно для него.

Как то не убедительно. Учитывая географическое положение Одинцово и Соловков. Да и однобокость в соседстве со слабым владением предмета говорят об обратном. Скорее напоминает не попытку выявить правду, а именно очернить.
Гость: Никакой из церквей не давали права беспошлинного ввоза алкоголя и сигарет,

Данный аргумент уже даже адвентисты "седьмого дня" не используют в своей пропаганде. Уже стомильонов раз было разжевано.
Гость: Забавна также история 5-й градской больницы, ранее являвшейся богадельней, построенной на деньги староверов.

Вы про это:
Центральная клиническая больница святителя Алексия митрополита Московского в Москве, единственное лечебное учреждение Русской Православной Церкви.

В 1903 году на окраине Москвы, на средства купцов Медведниковых и Рахмановых, была построена и начала функционировать больница для тяжёлых и неизлечимых больных и богадельня с двумя домовыми храмами. Автор проекта - академик архитектуры Соловьёв Сергей Устинович возвёл здания в новорусском стиле с использованием мотивов псково-новгородской архитектуры.

В 1923 году храмы были закрыты, в зданиях разместилась 5-я городская больница.

26 мая 1992 года решением Правительства Москвы Городская клиническая больница №5 была передана под покровительство Московского Патриархата и получила название Центральной клинической больницы святителя Алексия митрополита Московского Московской Патриархии Русской Православной Церкви. В последнее десятилетие в больнице организованы и работают новые подразделения: два неврологических отделения и консультативно-диагностический центр.

В 2004 году было прекращено финансирование больницы городскими властями.

Так она изначально принадлежала Московскому Патриархату.
17 декабря 1903г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) торжественно освятил здание больницы.
Гость: Не говоря уже о потере монастыря, как исторически и архитектурно значимого объекта.

Вот мнение главы Роскультуры директора Соловецкого историко-архитектурного музея Михаила Лопаткина

"«Наконец-то перешли к решениям, это важно, потому что отсутствие стратегии по памятникам для Соловков – это плохо, теперь будет четко понятно, кто, чем владеет, и кто за что отвечает. Мы можем соглашаться или не соглашаться с передачей памятников, но главное, что памятники не будут брошены на произвол судьбы, а продолжится их реставрация, как заявил Швыдкой, и сохранение», — добавил Лопаткин.

Напомним, что глава Роскультуры Михаил Швыдкой заявил о том, что Соловецкий монастырь будет передан русской православной церкви. В тоже время, Роскультура просит сохранить за государством часть фортификационных сооружений Соловецкого архипелага. По словам Швыдкого, на Соловках будет создан музей Русского Севера, который будет объединен в единый комплекс с «Малыми Корелами». При этом государство продолжит реставрационные работы на памятниках Соловецкого архипелага.


Решения по данному вопросу пока нет.
dimmik
лично#
Гость: Гость23.08.09, 18:33
Гость: Гость23.08.09, 18:45

Вы бы хоть текст закавычили.
Без обиды, но слухи распространяемые Кротовым того не заслуживают.
Гость
#
dimmik: Думается по праву их первоначального назначения.

Филармония? Театр? Больница? Католический храм?
dimmik: Давайте говорить с точки зрения прагматики.
У вас на балансе есть 10 заводов. 2 завода работают, 3 работают, но не очень хорошо, 5 - стоят разрушены и в отдалении

Давайте поговорим о том, что говорить о финансах церкви подобным образом попросту не получится. Никто не видел подобных отчётов. Никто не знает, сколько же зарабатывает церковь реально. Очень даже может быть, что ей вполне по силам справиться с ситуацией без захвата чужой собственности.
dimmik: А какие такие печальные обстоятельства?

Как? А тысячи поруганных и разрушенных храмов?
dimmik: Учитывая географическое положение Одинцово и Соловков

Географически это всё же одна и та же страна. Не Эчмиадзин, во всяком случае.
dimmik: Данный аргумент уже даже адвентисты "седьмого дня" не используют в своей пропаганде

А другие аргументы - реституция "в одну харю"? Преподавание основ вероучения - единственного?
Неужели адвентисты тоже согласны? А староверы? А католики? А мусульмане?
dimmik: Вы про это:
Центральная клиническая больница святителя Алексия митрополита Московского в Москве, единственное лечебное учреждение Русской Православной Церкви

Она самая, только вы не всё удосужились из её истории процитировать. А именно:
в 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Брат с сестрой Иван и Агния Рахмановы в память о своих сестрах Александре и Эмилии и по их воле оставили Москве капитал в 133 тысячи рублей. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых.
Купцы Рахмановы были известны как крупные благотворители, помогавшие горожанам еще со второй половины XVIII столетия. Выходцы из Гуслицкой волости Подмосковья, из старообрядческой семьи, они издавна занимались торговлей хлебом, лесом, пряжей. На средства Рахмановых были построены Старообрядческая школа, Дом бесплатных квартир, приют. Они помогали заключенным еще во времена доктора Ф. Гааза.
Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С. Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход.


Как-то непонятно, в честь чего это патриархии достались обе части здания. Хотя понятно, конечно.
dimmik: Решения по данному вопросу пока нет

Это хорошо, но монастырь уже начал выселение жителей с острова. Скупают квартиры, люди потянулись на "большую землю".
Гость
#
dimmik: Без обиды, но слухи распространяемые Кротовым того не заслуживают

Без обиды, но это публикации известных российских газет.
Скандал был знатный. Как и с казачками, засланными церковниками в РГГУ для захвата помещений - про это тоже кто только не писал. И по телевизору показывали.
Гость
#
Кстати, по больнице - и одни, и другие жертвователи оставляли капитал городу Москве. Город больницы и строил. То, что вы пишете
dimmik: Так она изначально принадлежала Московскому Патриархату.
17 декабря 1903г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) торжественно освятил здание больницы.

вызывает вопрос - неужели, если некий священник освятит здание, скажем, завода, то оно автоматически становится собственностью церкви?
Как-то непонятно.
Гость
#
Гость: Это хорошо, но монастырь уже начал выселение жителей с острова. Скупают квартиры, люди потянулись на "большую землю".

А что у Вас за информация. Откуда?
Какие квартиры? Дома что-ли?
Там местных то, тьфу, маленький поселочек. Агаровый заводик, да и все пожалуй.
Где-то есть информация от очевидцев?

А жили там всегда если по доброй воле, то ненормальные, а если против воли, то деваться некуда больше было.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
GoGoGoGost
Одинцово
на сайте 08.08.2013 22:03

Блог (125)
Фото (333)