Церковь забирает Соловки себе
Патриарх Кирилл, известный своими скандальными заявлениями (к примеру, о том, что Великая Отечественная война была послана нашему народу богом как наказание за грехи, и громадные потери следует рассматривать как искупительную жертву Христу), поехал на Соловецкие острова.
Там он предложил членам попечительского совета по возрождению Соловецкого монастыря разработать концепцию дальнейшего развития Соловков как уникального центра духовной жизни в масштабах всей Европы.
По словам патриарха, на Соловках необходимо создать церковно-научный центр по изучению подвига новомучеников и исповедников XX века. А еще предстоятель предложил открыть в стенах монастыря учебное заведение для подготовки богословов.
К историческому месту и известному туристическому центру церковь подкрадывалась давно.
В минувшем году представители РПЦ неоднократно высказывали обеспокоенность коммерциализацией Соловецкого архипелага: "попытками распродажи земель под коттеджи, масштабными проектами развития туристической инфраструктуры, организацией на островах мероприятий, оскверняющих святость этих мест и память заключенных, принявших здесь мученическую кончину". Поэтому Общественная палата обратилась к руководству России с просьбой рассмотреть вопрос о правовом обеспечении особого охранного статуса всей территории Соловецкого архипелага как "духовно-исторического места".
Теперь коммерциализация архипелага будет проходить под зорким оком церковников - примерно так, как с этим обстоят дела в более близком одинцовцам Саввино-Сторожевском монастыре, где музейные работники охраняли историческую реликвию в неприкосновенности, а монахи развернули активное строительство, срубили фрески в одной из церквей, построили кафе и прочую инфраструктуру по приёму паломников и зарабатыванию денег.
Правительство России стоит на стороне церковников, в июне этого года руководитель аппарата правительства Сергей Собянин поручил федеральным ведомствам окончательно решить этот вопрос, завершить передачу Русской православной церкви объектов монастырского комплекса и вывести из его стен Соловецкий музей-заповедник.
Особый акцент при освещении визита патриарха на Соловки делается на зверства коммунистического режима, который создал в монастыре вначале исправительно-трудовой лагерь, а затем - тюрьму.
Однако не только эти жертвы нам следует поминать, вспоминая о Соловках. Издревле (с 1554 года) этот монастырь являлся местом ссылки опальных вельмож и церковных деятелей. При монастыре существовала и тюрьма (построена в 1579 году), содержание в которой, как и во всех церковных острогах, было значительно более жёстким, чем в "гражданских" тюрьмах того времени. В одной из башен Соловецкого монастыря были организованы специальные тюремные кельи. Это были маленькие и тёмные помещения с небольшими отверстиями вместо двери, через которые заключённые проникали внутрь. В XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали. Монастырская тюрьма постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году для заключённых построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников. Существовали здесь и земляные ямы, содержание в которых было фактически особым родом пытки. Публика попадала в эту тюрьму самая разная - мог угодить поп, помочившийся спьяну в церкви, а могли держать государственного преступника. Содержали здесь лиц, выступавших против официальной государственной церкви - различных раскольников, людей, интересовавшихся протестантизмом. Попадали и душевнобольные. Очень часто, наоборот, здоровые люди здесь сходили с ума. В 1835 году была проведена жандармская ревизия Соловецкой тюрьмы, ревизия признала, что заключённые Соловецкой тюрьмы несли наказания, значительно превышавшие их вину. В результате проверки несколько из заключённых были освобождены, а некоторые были переведены в обычные монастырские кельи.
Известен монастырь и очень крупным пролитием крови. В 17-м веке соловецкие монахи не приняли церковных реформ, инициированных царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, и началось знаменитое Соловецкое восстание. Осада крепостных стен монастыря царскими войсками длилась семь с половиной лет, взять монастырь было дело нелёгким - за стенами заперлись порядка 1100 человек. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов, старообрядцы были жестоко казнены. Массовое убийство продолжалось целый день.
Лагерь для политзаключённых на архипелаге Соловки в ХХ веке просуществовал 16 лет, с 1923 по 1939 годы. При царях монастырская тюрьма работала с 1579 по 1883 годы - то есть три века.
Почему, поминая мучеников коммунистического режима, православная церковь не поминает мучеников православной церкви и царского режима, конечно, всем понятно - своих собственных преступлений замечать традиционно не принято. Но очень хочется скрыть историческую правду за плотной пеленой обличений других людей в их грехах.
Пока неясно, какая именно площадь архипелага будет передаваться церкви - все острова это 347 квадратных километров, 900 гражданских жителей, чья судьба тоже пока неясна. Вероятны и выселения - так же точно, как это ранее происходило на Валааме, также определённого правительством в собственность православной церкви. На Соловках есть гостиницы, аэропорт, морские причалы, магазины, школа. Не исключён вариант, что всё это тоже станет церковным.
Вы сознательно пытаетесь увести вопрос в другую плоскость.
Мы говорим о передачи РПЦ именно в "облагороженном музейщиками виде".
Тут без комментариев.
Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы.
вы считаете его местонахождение уместным в стенах монастыря.?
Далее только претендует
Скажите, а их просто выселяют или есть решения Правительства? Почему мы говорим о Правах в сегодняшнем виденье ситуации, а не говорим о правомерности принятия Постановлений тогда, когда Церковь была полноправным владельцем. Т. е. получается, что решения принятые в 20-30-х годах имеют более высокий юридический статус, нежели принятые сегодня. После чего плавно перетекаем в правовое русло обсуждаемой проблемы.
Безусловно, что этого не должно быть. Но проблема этого только ли РПЦ? Давайте смотреть на проблему шире и как такое могло произойти.
А вы видели у него другИе блоги? православие исповедуют не только русские, есть Грузинская Православная Церковь, Украинская, Армянская, Латвийская и др. Автор в своих блогах касается именно Русской, вам это не показалось странным?
А вас реально никогда не интересовал вопрос, почему все эти здания были переданы в "гражданское назначение" и правовой статус подобных решений?
Думаете у Гребневской перехватят и обратят?
Думаете у Гребневской перехватят и обратят?
Нет, не "дойти", а именно "пройти". Меня интересовал сам факт проведения и место. Как говорится "по главной улице с оркестром",
Так вот и вопрос - почему это она "претендует", в то время как тысячи храмов стоят разрушенными и уже по этой печальной причине - никому не нужны?
Какое моральное право у неё есть на такие претензии в столь скорбных обстоятельствах?
А то, что "претендует", а не "захватила" - это уж спасибо тем людям, которые мужественно сопротивляются незаконным претензиям.
Посмотрел - вкрапления есть. Человек принципиально против религии. Что-то там про американку, лечившую свою дочь молитвой. Вроде там не упоминалось, будто бы она православная. Но вообще было бы удивительно, если бы одинцовца затронули дела Латвийской православной церкви. Или армянской - если, он, конечно, не армянин. Понятно, что он пишет о той проблеме, которая актуальна именно для него. Не только много православных церквей на свете, но и много иных конфессий в России, однако ни одна из них не сопряжена с такой чередой скандалов, как РПЦ. Никакой из церквей не давали права беспошлинного ввоза алкоголя и сигарет, не слышно о реституции в адрес других верующих, кроме РПЦ, никакая конфессия не начала преподавания своего вероучения в государственных школах, кроме РПЦ.
В общем, это закономерно - то, что именно РПЦ вызывает особое неприятие у многих наблюдающих всю эту вакханалию. Остальные конфессии - как бы это выразиться… ведут себя скромнее, более по христиански, если хотите. Не подставляются под внимание общества. А тут - то одно, то другое… Не грузинский же патриарх собрался Соловки прибрать к рукам?
Очень к месту сдаланное замечание. Реставрационные работы идут в Соловецком монастыре не меньше сорока лет. Освоены бюджетные деньги в очень приличных объемах. При этом, что тоже важно, ремонт и реставрация проводились в соответсвии с общим планом реставрационных работ, предусматривавшим восстановление и воссоздание важных деталей как с исторической, так и с архитектурной точки зрения, все то, что наверняка не потребуется для новых хозяев и скорее всего будет уничтожено, деинсталировано, заменено. Я более, чем сомневаюсь, что РПЦ не то чтобы желает, а даже в состоянии покрыть все расходы. Не говоря уже о потере монастыря, как исторически и архитектурно значимого объекта.
В случае с Калининградом - изъятие у Германии территории под названием Восточная Пруссия.
РПЦ, думается, исторически владела там весьма немногим. Во всяком случае - вряд ли католическим собором.
Забавна также история 5-й градской больницы, ранее являвшейся богадельней, построенной на деньги староверов. Теперь больницу хапнула РПЦ, очень забавным методом - вначале помешавшийся на православии главврач заключил с церковью соглашение, а потом этого дурачка церковь наладила пинком прочь.
Как видите, историй всяких много, где претензии РПЦ, по меньшей мере, загадочны.
Давайте говорить с точки зрения прагматики.
У вас на балансе есть 10 заводов. 2 завода работают, 3 работают, но не очень хорошо, 5 - стоят разрушены и в отдалении. Логично предположить, что средства от первых двух вы скорее начнете перераспределять на обустройство тех 3 заводов, что нуждаются в менее высоких вложениях. Параллельно запуская профильные линии (в нашем случае свечные заводы, иконописные мастерские и пр.). Рискуя вложить деньги на поднятие тех 5-ти заводов, вы не уверены в своих возможностях, равно как и в целесообразность, по причине невостребованности.
Думается по праву их первоначального назначения. А какие такие печальные обстоятельства?
Так я и спрашивал: "Есть ли законные решения о выселении/передачи?". Или это самозахват?
Если это самозахват, то так быть не должно. О чем неоднократно были заявления, для разрешения всех конфликтных ситуаций были и создаются различного рода комиссии и попечительские советы.
Если вопрос о передачи является законным, то уж тут говорить не о чем. Надо адресовать вопрос властям, а не РПЦ и уж тем более мне.
Как то не убедительно. Учитывая географическое положение Одинцово и Соловков. Да и однобокость в соседстве со слабым владением предмета говорят об обратном. Скорее напоминает не попытку выявить правду, а именно очернить.
Данный аргумент уже даже адвентисты "седьмого дня" не используют в своей пропаганде. Уже стомильонов раз было разжевано.
Вы про это:
Центральная клиническая больница святителя Алексия митрополита Московского в Москве, единственное лечебное учреждение Русской Православной Церкви.
В 1903 году на окраине Москвы, на средства купцов Медведниковых и Рахмановых, была построена и начала функционировать больница для тяжёлых и неизлечимых больных и богадельня с двумя домовыми храмами. Автор проекта - академик архитектуры Соловьёв Сергей Устинович возвёл здания в новорусском стиле с использованием мотивов псково-новгородской архитектуры.
В 1923 году храмы были закрыты, в зданиях разместилась 5-я городская больница.
26 мая 1992 года решением Правительства Москвы Городская клиническая больница №5 была передана под покровительство Московского Патриархата и получила название Центральной клинической больницы святителя Алексия митрополита Московского Московской Патриархии Русской Православной Церкви. В последнее десятилетие в больнице организованы и работают новые подразделения: два неврологических отделения и консультативно-диагностический центр.
В 2004 году было прекращено финансирование больницы городскими властями.
Так она изначально принадлежала Московскому Патриархату.
17 декабря 1903г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) торжественно освятил здание больницы.
Вот мнение главы Роскультуры директора Соловецкого историко-архитектурного музея Михаила Лопаткина
"«Наконец-то перешли к решениям, это важно, потому что отсутствие стратегии по памятникам для Соловков – это плохо, теперь будет четко понятно, кто, чем владеет, и кто за что отвечает. Мы можем соглашаться или не соглашаться с передачей памятников, но главное, что памятники не будут брошены на произвол судьбы, а продолжится их реставрация, как заявил Швыдкой, и сохранение», — добавил Лопаткин.
Напомним, что глава Роскультуры Михаил Швыдкой заявил о том, что Соловецкий монастырь будет передан русской православной церкви. В тоже время, Роскультура просит сохранить за государством часть фортификационных сооружений Соловецкого архипелага. По словам Швыдкого, на Соловках будет создан музей Русского Севера, который будет объединен в единый комплекс с «Малыми Корелами». При этом государство продолжит реставрационные работы на памятниках Соловецкого архипелага.
Решения по данному вопросу пока нет.
Вы бы хоть текст закавычили.
Без обиды, но слухи распространяемые Кротовым того не заслуживают.
Филармония? Театр? Больница? Католический храм?
У вас на балансе есть 10 заводов. 2 завода работают, 3 работают, но не очень хорошо, 5 - стоят разрушены и в отдалении
Давайте поговорим о том, что говорить о финансах церкви подобным образом попросту не получится. Никто не видел подобных отчётов. Никто не знает, сколько же зарабатывает церковь реально. Очень даже может быть, что ей вполне по силам справиться с ситуацией без захвата чужой собственности.
Как? А тысячи поруганных и разрушенных храмов?
Географически это всё же одна и та же страна. Не Эчмиадзин, во всяком случае.
А другие аргументы - реституция "в одну харю"? Преподавание основ вероучения - единственного?
Неужели адвентисты тоже согласны? А староверы? А католики? А мусульмане?
Центральная клиническая больница святителя Алексия митрополита Московского в Москве, единственное лечебное учреждение Русской Православной Церкви
Она самая, только вы не всё удосужились из её истории процитировать. А именно:
в 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Брат с сестрой Иван и Агния Рахмановы в память о своих сестрах Александре и Эмилии и по их воле оставили Москве капитал в 133 тысячи рублей. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых.
Купцы Рахмановы были известны как крупные благотворители, помогавшие горожанам еще со второй половины XVIII столетия. Выходцы из Гуслицкой волости Подмосковья, из старообрядческой семьи, они издавна занимались торговлей хлебом, лесом, пряжей. На средства Рахмановых были построены Старообрядческая школа, Дом бесплатных квартир, приют. Они помогали заключенным еще во времена доктора Ф. Гааза.
Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С. Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход.
Как-то непонятно, в честь чего это патриархии достались обе части здания. Хотя понятно, конечно.
Это хорошо, но монастырь уже начал выселение жителей с острова. Скупают квартиры, люди потянулись на "большую землю".
Без обиды, но это публикации известных российских газет.
Скандал был знатный. Как и с казачками, засланными церковниками в РГГУ для захвата помещений - про это тоже кто только не писал. И по телевизору показывали.
17 декабря 1903г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) торжественно освятил здание больницы.
вызывает вопрос - неужели, если некий священник освятит здание, скажем, завода, то оно автоматически становится собственностью церкви?
Как-то непонятно.
А что у Вас за информация. Откуда?
Какие квартиры? Дома что-ли?
Там местных то, тьфу, маленький поселочек. Агаровый заводик, да и все пожалуй.
Где-то есть информация от очевидцев?
А жили там всегда если по доброй воле, то ненормальные, а если против воли, то деваться некуда больше было.