Каково жить под властью попов
Жители Соловецкого архипелага обратились с открытым письмом к президенту Медведеву и премьеру Путину. В своем обращении они просят защитить их от притеснений и фактически прямого выселения в результате деятельности Соловецкого монастыря.
Президенту Российской Федерации Медведеву Дмитрию Анатольевичу; копия: председателю правительства РФ Путину Владимиру Владимировичу
жалоба.
Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!
Вам жалуются граждане Российской Федерации — жители сельского поселения Соловецкое (Соловецкий архипелаг) Архангельской области. Мы вынуждены обратиться к главным лицам нашего государства в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нашей малой родины — Соловецких островов.
Мы живём на Соловках: уже несколько поколений соловчан считают острова своей Родиной. Мы здесь рождаемся, воспитываем детей, живём и умираем. Может быть, Вы не знаете, но у нас есть кладбище, где лежат наши родители, родственники и друзья… Нам нравится жить на Соловках, мы любим свою Родину, и готовы сделать всё для её истинного возрождения и процветания. Но только в том случае, когда варианты возрождения и процветания предусматривают и наши интересы. Заботясь о ближних своих, добавим: и интересы наших ближних — детей, стариков, друзей…
Мы просим Вас объяснить нам суть происходящего на наших островах, и нашу роль в происходящем. Давайте обо всё по порядку.
Мы тяжело пережили перестройку. Мы понимаем — в тяжёлый час стране не до нас — острова всегда на отшибе. Тем не менее, мы не бросили свою Родину, участвовали в восстановлении Соловецкого музея, наш труд был отмечен включением памятников наших островов в список Федерального наследия и в список ЮНЕСКО — список мирового наследия. Сегодня же у нас сложилось убеждение, что наше государство больше не нуждается в нас — своих гражданах. Позвольте Вам изложить суть наших опасений. Мы приветствовали в 1991 году восстановление Соловецкого ставропигиального монастыря. Тогда нам казалось, что за возрождением монастыря должно последовать и возрождение посёлка — улучшение качества нашей жизни, модернизация островов и нашего быта. И даже редкие реплики наших новых соседей — монахов — не настораживали нас, несмотря на то, что уже тогда монастырь вступил в конфронтацию с Соловецким музеем и заявлял о своей главной цели — о полном владении Соловецкими островами. Надо сказать, что большинство работоспособного населения нашего посёлка работает в Соловецком музее, а потому всё, что происходит в отношениях федерального музея и ставропигиального монастыря, напрямую влияет на нашу жизнь: как говорится — паны дерутся — у холопов чубы трещат.
Что только не происходило на наших глазах за последние десять лет! И когда в 2001 году Соловецкий монастырь заключил договор с Соловецким музеем о совместном использовании памятников религиозного назначения — мы уже тогда воспринимали этот шаг как очевидное давление РПЦ на правительство Российской Федерации. РПЦ был передан огромный остров Анзер (24 кв. км.), имеющий водные источники и дороги, доступ на который был перекрыт частной охраной, нанятой Соловецким монастырём, а за высадку на остров (в нарушение всяческих законов) сегодня требуется плата: необходимо заплатить либо за музейную экскурсию, либо посетить остров по «благословению», как стыдливо называется та же самая оплата экскурсий в паломническом бюро Соловецкого монастыря. В нарушение всех конституционных норм свободное перемещение по острову Анзер сегодня запрещено.
Множество событий происходило в жизни нашего посёлка. В 2002 году монахи Соловецкого монастыря произвели самозахват федерального памятника — скита на горе Секирной. Но, будучи законопослушными гражданами, мы никак не могли воздействовать на отношения патриархии и Российской Федерации. Мы не роптали, когда наших детей, занимавшихся в Соловецком яхт-клубе, попросили удалиться со Святого озера в морскую акваторию, где мы не могли обеспечить безопасность их занятий парусным спортом, а потому просто прекратили их обучение. Правда, ходить им стало вовсе некуда — ведь Дворца Пионеров у нас отродясь не бывало.
Был поселковый клуб, но в 2006 году по настоятельной просьбе монастыря в нашем клубе перестали проводить дискотеки для молодёжи. Сначала — в дни постов и религиозных праздников, а сегодня — и вовсе перестали. А уж, когда в 2007 году по телефонному звонку из областной администрации у нас запретили показ фильма «Код да Винчи», мы стали первой и (пока) единственной территорией в России, где показ фильма был запрещён по идеологическим соображениям. К слову сказать, мы уже четыре года живём без поселкового клуба: номинально он есть, но череда «телефонных» запретов сделала невозможным показ кинофильмов и проведение увеселительных мероприятий.
Как государственные служащие, мы тоже могли бы выразить своё опасение: ведь в 2009 году по благословению архимандрита Мефодия во внутреннем дворе комплекса хозяйственных амбаров (федеральных памятников XIX века) была вкопана цистерна мазута, и организована неофициальная монастырская топливозаправка. Но большинство из нас работает в Соловецком музее, и после того как директором нашего (федерального!) Соловецкого музея был назначен церковный сановник — архимандрит Соловецкого монастыря — мы не можем свободно выражать своё отношение к происходящему, потому что обладание собственным мнением грозит увольнением и потерей заработной платы, весьма актуальной при проживании на островных территориях. Кстати, по поводу заработной платы: с приходом на должность директора музея архимандрита монастыря, зарплаты были урезаны почти в половину.
И в этот момент нам стало понятно, что наше государство просто отдало нас на откуп очередным «великим» целям. Когда в 2009 году прокуратура Архангельской области издала постановление о закрытии некоторых соловецких дорог для движения автобусов из-за аварийного состояния мостов и угрозы жизни туристов, а Соловецкий монастырь игнорировал это постановление прокуратуры, мы осознали, что мы больше не живём в Российской Федерации — и вслед за монастырём стали нарушать постановление прокуратуры. Потому что мы считаем, что закон должен быть един для всех.
В 2009-10 годах мы всеми силами отбивались от навязываемого нам решения о строительстве нового микрорайона для жителей посёлка. Предлагалось построить новый микрорайон… в лесу, в нескольких километрах от моря. Видимо, власти не знают, что наша жизнь напрямую связана с морем. Население и название уже посёлку придумало — «Резервация». Но внезапно планы о новом посёлке отпали сами собой.
Зато 30 июня 2010 года губернатор Архангельской области Михальчук, говоря о концепции развития Соловков, заявил: «…Туристы будут находиться на островах строго ограниченное время. Размещать гостей на ночной отдых можно будет в отелях на материке, а гостиницы архипелага предоставить паломникам, которым необходимо намного больше времени для посещения монастыря…». И, хотя с уменьшением заработных плат в музее обслуживание туристов стало для нас насущной необходимостью, нам угрожают лишением нас летних туристических заработков. Никак более мы не можем расценить подобные заявления.
В желании «ограничить» соловецкий туризм (и без того — небольшой), мы видим не желание церкви улучшить жизнь на островах, а элементарную жажду наживы: ведь на остров смогут приезжать только те, кто купит «паломническую путёвку», а это значит, что весь оборот соловецкого туристического бизнеса попадёт в один широкий карман — церковный. Это даже не разделение по «религиозному признаку», хотя и выглядит таковым. Фактически, это захват соловецкого туристического бизнеса, благодаря которому мы живём на островах. Лишив нас заработка, Вы обречёте нас покинуть свою Родину — Соловецкий архипелаг. То есть — мы можем стать первыми гражданами России, вынужденными просить убежища за рубежом из-за религиозных притеснений на родине.
Итак, мы жалуемся! Мы жалуемся высшим лицам Российской Федерации, хотя мы понимаем, что именно Вы и создали такую ситуацию в нашей жизни и на наших островах. Мы оскорблены наплевательским отношением к нам — гражданам Российской Федерации. Нам стыдно наблюдать, как под термином «модернизация страны» происходит архаизация сознания народа, разбазаривание музейных ценностей, клерикализация государственных функций. На нашем примере мы видим, что Президент и Председатель Правительства так и не нашли в себе силы и мужество создать настоящее гражданское общество, в замен которого нам сегодня предлагают неосоветский строй с РПЦ в роли КПСС. И пусть наш посёлок — следствие истории страны, но мы не хотим быть жертвами этой истории.
Мы требуем разработки и общественной публикации программы развития наших островов, которая учитывала бы не только интересы церковников и власть придержащих, но интересы всего населения посёлка, мнение экспертов туризма и специалистов музейного дела независимо от его религиозной, этнической и политической принадлежности. Потому что мы и есть — народ России.
С уважением, жители посёлка Соловецкий.
Архангельская область.
Август, 2010 года
Вообще не кисло Гундяев с компанией засели — осуществляют коммерческую деятельность и не платят ни копейки налогов. А главное — хотят всё больше и больше.
на компромате уже выложили.
За Анзер, б…ть, особенно обидно. Это же не просто остров, это реально сказка. Настоящая жемчужина Белого моря. Хотя, опять же, просто так туда попасть нельзя было никогда. И сам архипелаг режимная зона был и на Анзер ехать разрешение еще в поселковом совете требовалось.
Там много чего было, что ставит это место в одно из уникальнейших культурно-исторических памятников планеты.
Это место, что до революции, что после было местом притяжения множества выдающихся людей. В мозгах, умелых руках, покровителях дефицита не было никогда.
Передавая Соловки под покровительство РПЦ, злодейством и подлостью, присвоившей себе монастырь, государство совершило и продолжает совершать гнуснейшее преступление против своего народа.
То есть, я так понимаю, письмо ещё не отправлено адресатам? Заключение договора о совместном использовании — «очевидное давление»? А как же тогда назвать захват и фактическое разрушение монастыря после революции, создание там СЛОНа, причём без всяких там договоров, топку печей иконами, расстрелы монахов? Восстановление исторической справедливости? Церковь за 70 лет так и не удосужилась построить? Ай-ай-ай… Монахи с дубинами пришли и отобрали? Вот ведь бандиты-то! Да неужто сам патриарх в клуб звонил, ногами топал? Н-даа, дела… Абсолютно верно. Ну ведь можете, если захотите. Непонятно. Если «отбивались всеми силами», то что ж сокрушаться об «отпадении планов»? Радоваться надо бы. А жизнь вроде бы не с морем напрямую связана, а с музеем и с туристами, о чём сами же и до и после этого пишут: Или это не музейщики пишут, а рыбаки? Тогда понятно море, но непонятно всё остальное.
А вот это: и буквально через слово: …? Так сено или солома? А вот это правильно. Бесперспективно, правда, но по существу, а главное, по адресу. Да полноте! Это место давно занято совсем другими. 80 лет назад тоже никто этого не хотел, да вот история никого не спрашивает. Интересно, а монахи то же самое говорили комиссарам? Или молчали, склонив головы, слушая «Именем революции…. приговорил: вон отсюда!»?
И почему молчат авторы этого письма, прочитав
Вот ссуки. На святое покушаются сраные водители и продавцы. Хочешь обидеть попа — ударь его по карману. И не надейся, что он в ответ подставит тебе другой — так отфуячит, что мало не покажется. Во славу бога-отца, бога-сына и святого духа. Аминь.
В музее 167 человек работают. Из ~1000 там проживающих. У остальных доходы никто «переключить» () не пытается — частный сектор услуг для туристов как был так и есть, и долго ещё будет. Без него там невозможно, пока, по крайней мере. Что же касается музейно-церковных отношений, то с наскока там не разберёшься, слишком тугой клубок завязался. И аргументы с обоих сторон (точнее, с трёх: местная власть ещё присутствует), надо сказать, очень убедительны. И взаимные обиды вполне понятны: в любом суде при любом исходе всегда будет кто-то недоволен. А это не только попов касается. Вон как музейщики-то взбеленились, когда «переключением» запахло. Вполне понятная реакция. Адекватная. А попы-то чем хуже? Считать все умеют.
Аминь.
Собственно пизд…шь вся фраза «зримо изменился облик архипелага», т. к. основные фасадные работы, «изменившие облик» были сделаны в 80-х годах.