Церковь жиреет. Для чего?

481
Воскресенье, 31 октября 2010, 12:00

В прежние времена наличие церковной инфраструктуры государству и народу было полезным. Для государства церковные богатства исстари выполняли роль подкожного жира, который можно относительно безболезненно израсходовать в трудный период. Пока мир — жертвуем, пришла война или какая-то другая необходимость — будьте любезны, подайте взад. Цари использовали церковь подобным образом неоднократно, отнимая в случае необходимости всё, что считали нужным — плавили колокола на пушки, отнимали запасы продовольствия, отнимали крепостных крестьян, земли, богатства. В случаях, когда церковь начинала жировать не по делу и запас жира значительно превышал необходимый — государство предпринимало меры по оздоровлению своего организма. Бестолковые, лишние, ненужные монастыри закрывались, издавались законы, ограничивавшие церковное обогащение и церковное владение.

Для народа церковь, хотя и выступала в роли эксплуататора, в то же время несла функции резервного фонда. То, что церковь собирала, съесть было невозможно, монастыри имели большие запасы. Поэтому в случае голодных лет монастырские запасы шли в дело. К монастырям собирались голодающие. Поскольку кормить всех монастыри не горели желанием, взрослые часто подкидывали к стенам монастыря детей. А сами уходили, либо помирать, либо пытаться выжить, что без детей было сделать проще.

Монастыри имели колонизационное значение, представляя собой укреплённые позиции. Хотя сами монахи в руки оружия брать не могут, толку от них в защите рубежей, конечно, нет, разве что укрепления можно согнать строить, но государство присылало в монастыри воинские команды.

Монастыри выполняли функции тюрем.

Всё это было в те годы, когда церковь и государство не было разделены. Когда церковь подчинялась государству. Дошло до того, что церкви и монастыри считались государственной собственностью, они принадлежали России, а не церкви. Патриархов не было в царской России на протяжении трёх веков — было церковное министерство, Синод. Государство отобрало церковные владения, а попам начало платить зарплату. Только революция 1917 года позволила верующим избрать патриарха и присвоить себе государственное, по сути, на тот момент имущество — церкви и монастыри. Правда, владели попы этой собственностью недолго, вскоре она стала общенародной. И употреблена согласно нуждам народа, исполнительной властью которого выступали Советы. Что-то отошло под хозяйственные нужды, что-то стало музеями, часть церквей передали верующим.

Революция и конституция отделили церковь от государства. Полезные для страны и народа функции, которые ранее доводилось выполнять церкви, государство взяло на себя полностью. Практической нужды в церкви более не существовало.

Но в последнее время ситуация поменялась кардинально. Нет, церковь не объединили вновь с государством. Она независима, и какое-либо изъятие чего бы то ни было государством автоматически будет беззаконием. Но при этом церковь колоссальным образом обогащается за государственный счёт. Раздаются монастыри, земли, здания и сооружения, даже те, которые вообще не имели никакого отношения к церкви. В церковное хозяйствование попадают целые острова и архипелаги, передаются здания, никакого отношения не имеющие к православию — к примеру, ряд сооружений в Калининградской области. Обогащается при этом наиболее мощно единственная из конфессий — русская православная церковь, воссозданная из фактического небытия Иосифом Сталиным в политических коньюнктурных целях. Передача собственности происходит при содействии партии «Единая Россия». При этом сооружения ремонтируются за счёт государства, после чего в отреставрированном виде передаются, либо церковь претендует на то, что находится в более-менее приличном виде. На собственность, находящуюся в плачевном состоянии, церковь не претендует. Помимо собственности, государство наделило церковь разнообразными средствами к обогащению — здесь упоминались и позорные для церкви возможности безакцизной торговли водкой и табаком, рыбные промыслы, нефтяной бизнес, участие в строительстве и другие возможности эффективного обращения и умножения церковных капиталов. РПЦ постепенно становится гигантской религиозной корпорацией, по своему могуществу превышающей возможности корпораций, так сказать, естественных. Она легко может лоббировать свои интересы в правительстве, она всевластна и всесильна, перед ней открываются двери любых кабинетов, её просьбы немедленно удовлетворяются местной властью, на сто процентов подконтрольной партии «Единая Россия». РПЦ бесконтрольна в отмывании любых денег, любые пожертвования она может принимать в любых количествах, не отчитываясь перед государством о происхождении средств.

Возникает вопрос — что же будет дальше?

Во что выльется подобная ситуация? Если цари могли и имели право ограничивать аппетиты церковников и соразмерять их с государственными нуждами, то в новой системе никаких ограничителей не предусмотрено. РПЦ ничто не мешает постепенно захватить все ресурсы страны экономически и через лоббирование. А всякая попытка хотя бы как-то умерить эти коммерческие интересы религии — незаконна.

Как изменится страна в будущем, которое не за горами? Что она будет собой представлять? Как можно в условиях современной России ограничить бесконтрольный и опасный для общества взрыв религиозного обогащения? Как вы считаете?

zubsi
лично#
GoGoGoGost, да у тебя спермотоксикоз!
Matthaus
лично#
Пусть РПЦ легализуется и платит налоги как любая коммерческая организация. ЗАО РПЦ — внесут в реестр юрлиц. Контрольный пакет у народа, крупнейший миноритарий — Гундяев.
fang
лично#
zubsi: да у тебя спермотоксикоз
c чего такой вывод?
да и вообще.
вы, как мне показалось, позиционировали себя человеком культурным и даже интеллигентным.
так какого х. ра?
zubsi
лично#
fang: так какого х. ра?
Не нравится? Так и мне не нравятся этот пасквиль GoGoGoGost'а. Кроме как продуктом воспаленного головного мозга, я это назвать не могу.
А вы, наверное, хотели чтобы я другую щеку подставил?
fang
лично#
zubsi: Кроме как продуктом воспаленного головного мозга, я это назвать не могу.
материла состоит из двух частей: как было раньше и как оно сейчас. есть претензии к первой части? помнится, когда в конце 18го века во франции начались буржуазные реформы, то церковь одной из первых попала под раздачу на фоне огромного государственного дефицита и я не помню, чтобы Людовик 16й сильно сопротивлялся перераспределению церковных богатств в сторону государства.
Что касается нашего времени, то, безусловно, часть храмов получили старообрядцы, прекрасный храм получили католики на малой грузинской (хотя его состояние было более чем удручающим в тот момент), но факт есть факт — на рпц просто пролился золотой дождь. что стоит хотя бы кусок земли под храм казанской божьей матери прямо на красной площади? а как вы прокомментируете тот факт, что со всеми теми проблемами в Одинцово как-то десятилетиями не ремонтируемые подъезды, раздолбанные тротуары, какие-то жуткие шанхайчики из торговых палаток в наиболее оживленных городских точках вместо современных магазинов и пр. и пр. районная администрация радетельно занимается возведением храма в центре города и позирует там региональным сми в рабочее время? у нас к какому чиновнику не зайдешь (что городской, что федеральный) у него иконостас на столе. и как, простите, понять, не решается твой вопрос потому что он просто не решается или имеет место дискриминация по религиозному признаку? если вы жид порхатый, то стоит ли вам идти в администрацию одинцовского района с пейсами на выпуск или лучше замаскироваться?
zubsi
лично#
fang: есть претензии к первой части?
Какое отношение имеет Франция к РПЦ?
fang: какие-то жуткие шанхайчики из торговых палаток
Как говорил профессор Преображенский — разруха не в клозетах, а в головах. Fang, вы что-нибудь хорошее в своей жизни видите или только шанхайчики, тротуары и подъезды? fang, глаза к небу поднимите!
fang: не решается твой вопрос потому что он просто не решается или имеет место дискриминация по религиозному признаку?
Подозреваю, что вы считаете, что чиновник взятку, которую вы ему дадите, сразу после вашего ухода отнесет в РПЦ к Патриарху на стол.
fang
лично#
к чему вся эта пошлятина?
zubsi
лично#
fang: к чему вся эта пошлятина?
Вот и я говорю, что если не умеете писать, то не пишите вовсе. Наконец-то вы меня поняли, что написанная в блоге пошлятина ни к чему!
fang
лично#
zubsi: Вот и я говорю, что если не умеете писать, то не пишите вовсе. Наконец-то вы меня поняли, что написанная в блоге пошлятина ни к чему!
умничка
Гость
#
zubsi: Вот и я говорю, что если не умеете писать, то не пишите вовсе
Не может. Это у него в крови.
3 года одно и то же строчит это патология.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
GoGoGoGost
Одинцово
на сайте 08.08.2013 22:03

Блог (125)
Фото (333)