Заметки обывателя. «Школа» в отсутствии любви
Не могу не поучаствовать в разговоре о сериале «Школа», хотя бы потому, что отдал школе без кавычек не самые худшие 22 года жизни. Сразу скажу, что какого-то ошеломляющего впечатления от сериала (просмотрел тройку серий) не получил — ни негативного, ни позитивного. По содержанию я не узнал ничего нового, а художественное исполнение оставило равнодушным.
В школе, как в зеркале, отражается все наше общество практически без искривлений. Громкий и противоречивый резонанс на «Школу», возможно, обусловлен тем, что сериал взял на себя функцию этого зеркала, в котором все или почти все себя узнали — ученик — учитель — родитель. Вот об этом треугольнике мне бы и хотелось поговорить. Но прежде, несколько слов о самом сериале.
Вряд ли школа с такой концентрацией пороков существует в реальности, но в то же время все эти пороки имеют место быть в каждой школе в разных пропорциях. Потом, я бы обязательно учитывал и то обстоятельство, что авторы «Школы» этим сериалом подавляют или преодолевают свои не очень приятные детские комплексы и обиды. На мой взгляд, этот сериал про любовь. Точнее про то, что происходит с людьми, когда она отсутствует. Поэтому все эти страсти-мордасти, представленные в фильме, секрет Полишинеля.
Подросток-девятиклассник — и в физиологическом, и психологическом плане переходит в качественно новый возраст. Переход сложный и противоречивый, в процессе которого идет самоидентификация личности, поиски в этом мире своего «я», а отсюда — сочетание несочетаемого. Подражание другим с одновременным желанием быть ни на кого не похожим. Не случайно же в педагогике этот возраст всегда считался самым сложным.
Все, что показано в сериале с поправкой на время, технический прогресс и информационные технологии, было и 20, 30 и 40 лет назад (более далеко не заглядываю, так как не знаю). Курили, пили, баловались наркотиками. В духе реалий того времени ассортимент был ограничен — «Прима»-»Ява», пиво-портвейн, косячок «дури». Да и хрестоматийная школьная любовь не всегда ограничивалась походами в кино и прогулками под луной. Это совсем не значит, что каждый подросток тех лет проходил через это (современные акселераты тоже не поголовно вкушают «запретные плоды»). В каких-то школах подобных проблем было больше, в каких-то меньше, но показательно-стерильных учебных заведений не существовало, да и не могло существовать. Будем помнить, что школа — зеркало общества.
Учитель, продемонстрированный в сериале, также не является каким-то неприятным открытием. По крайней мере, для меня. Я лет пять, как пишу о том, что современный среднестатистический учитель существо само по себе более, чем посредственное. И здесь со всей категоричностью могу заявить — в советской школе такого педагогического убожества не было. Вину за такую печальную учительскую метаморфозу возлагают на государство. Дескать, оно, довело учителя «до ручки». Безусловно, доля истины есть в этих словах, но не вся.
В учительской профессии всегда присутствовал флер таинственности, какой-то метафизической особости. В силу этого она была привлекательна не только для девочек «по распределению», но и для личностей творческих и неординарных. Да и тогда учителя не были супердобропорядочными гражданами — и пили, и гуляли, и влюблялись не только в совершеннолетних. Но этот самый флер каким-то невообразимым образом позволял демонстрировать лучшие человеческие, учительские качества и оставлял в тени низменное и гадкое.
Сегодня налета таинственности в фигуре современного педагога нет. Сам ли он смыл налет или ему помогли, уже не важно. Важен тот факт, что учитель из лидера, хотя бы на полшага опережавшего своих учеников, превратился в обслугу со всеми присущими этой социальной группе качествами (грубость, хамство, унижение слабого, угодливость перед сильным). В школе правят бал этакие «учительские амазонки», озабоченные проблемами собственного выживания, а не посадками «разумного, доброго, вечного». Много ли вы знаете учителей (я говорю учителей, подразумеваю женщин) счастливых в семейной жизни и для которых работа в школе не источник дохода, а радость существования. Разве может несчастный человек научить других счастью?
И, конечно, из школы окончательно выветрился мужской дух. Во многом проблемы школы и сериальной «Школы» обусловлены тем, что не осталось настоящего учителя-мужика (мужик — не только половая принадлежность, но и состояние духа). Именно мужикам — учителям по силам сгладить или погасить те подростковые конфликты, с которыми не в силах справиться женщина.
Я уже не раз писал, что никакие финансовые вливания кардинально не изменят кадровую ситуацию, так как нарушен один из важнейших принципов — учительская преемственность. Когда я об этом рассказываю, со мной, как правило, соглашаются, но при этом спрашивают, а, что же тогда делать? Я отвечаю, что не знаю, и привожу аналогию с вымиранием рода. Последний представитель рода не оставляет детей, и после его смерти род прекращает свое существование. Примерно такая же ситуация складывается с учителями — нет продолжателей «рода».
Наше государство было, есть и долго еще будет патерналистским государством, то есть, оно (государство) для своих граждан — папа и мама в одном флаконе. «Плодитесь и размножайтесь, — говорило оно людям, — а мы позаботимся о вашем потомстве». В советское время вся система дошкольного и школьного образования была заточена под этот тренд. Практически полностью ложилась на школу ответственность за моральный облик, поведение, здоровье детей и т. д. и т. п. Родители де-факто от процесса воспитания устранялись (выпил, закурил, попал в милицию — «виновата школа»). И надо отметить, что в целом школа с этими задачами худо-бедно справлялась — с одной стороны, качественный педагогический состав, с другой, хорошая и доступная база для организации досуга. Родителей такое положение дел в целом устраивало, и больших нареканий на учебные заведения не было.
Несмотря на все телодвижения за последние двадцать лет, наше государство так и осталось патерналистским. Но школа, в силу, прежде всего, кадрового оскудения, уже не в состоянии выполнять взятые ранее на себя родительские функции воспитания. Родители же в силу инерционного мышления продолжают настаивать — «школа должна, школа обязана». В итоге мы имеем то, что имеем. В частности, сериал «Школу», содержание которого родителей шокировало. Неужели и мой ребенок учится в такой школе? Нет, не учится, если он живет в любви родительской и совсем чуть-чуть в любви учительской. Именно этой любви, как мне кажется, не хватало в детстве авторам фильма.
Читайте также:
«В сериале «Школа» все изображено очень утрированно»
«Все умрут, а я останусь» Гай-Германики
3.145.91.111
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
кто б спорил. Но — это опять про святое.
мне нравится всё! не нравится только одно — как нам (у нас) приводят это в пример, что народ влияет на управление = на принятие решений. А в остальном все как у нас, нормальный демпроцесс, чего на своих-то ругаться — заматереют, тоже все похитрееделать будут. Без сатрапства. эт пожалуста. Но заметь, я ж бабки не трогал. Я тебе подсознание открыл тех, кто вроде только про рынки и бабго. Ой, опять…
И есть еще одно. Необходимо достаточное количество неликвидного немобильного капитала на определенной территории. Когда предельные издержки от неучастия в гражданском обществе превышают потери от удешевления капитала из-за политических решений — все тут же начинают лезть в гражданское общество.
Но не могу я вместе с либералами в поисках чего-то ценностного остановиться на всех этих крайне нужных для человека вещах. Опять гол, вобщем.
И передайте спасибо вашим аватарам
Как к ней прийти из текущего состояния? Путем реформ, а не революций и «модернизаций».
С чего начать? С судебной системы. Тут, йа так думайу, сойдемся с Олегусом. Этап законотворчества мы прошли. Финансовая (фискальная и монетарная) политика разумна. Исполнительная власть работает. Недостатки и в них есть, преобразования нужны, но не критичны, а без судебной системы уже невозможны (сильно полагаю).
Как? Здесь нужны юристы. Я тут надаю советов космической глупости. Некомпетентен. Одно только знаю точно — через деньги.
«vspace=»3» hspace=»8»> ну, а из чего складывается м. общества с государством?