Заметки обывателя. На школьные нужды

20 мая 2009, 07:17

На днях с женой были в компании, и рано или поздно разговор зашел о школе. Присутствие двух педагогов – весомый аргумент для такого разговора. Посудачили о достоинствах и недостатках местных школ, «перемыли косточки» ЕГЭ. А потом, как водится, перешли к финансовой стороне школьных проблем. Май месяц - не только финиш учебного года, но и подготовка к началу ремонтных работ в школе...

В частности затронули тему  ремонта кабинетов силами родителей, а точнее их денежными возможностями. Придется, мол, скоро скидываться на ремонт, но не каждая семья может поучаствовать – мать-одиночка, кризис и т.д. Но вывод из сказанного показался мне парадоксальным и удивительным. Надо напрячься и изыскать деньги на ремонт, в противном случае учителя будут плохо относиться к ребенку, чьи родители не сдали деньги. В этом коротком разговоре пересеклись две глобальные проблемы – экономика и мораль.

Экономика – повсеместный и упорядоченный сбор денег с родителей на нужды школы. Сегодня имеется в достаточном количестве нормативных документов, чтобы сделать эти сборы практически абсолютно законными, тем более, что инициаторами финансовой помощи зачастую выступают сами родители.

Нет ничего зазорного в том, что родители помогают школе, но только при условии, что эта помощь носит разовый, эпизодический и абсолютно добровольный характер (подарок школе от выпускников или первоклассников, помощь в чрезвычайных ситуациях). Но, когда сбор денежных средств с помощью родительских комитетов, попечительских и управляющих и прочих советов (хорошо, что хотя бы формально учителя отделены от этих денег) поставлен на поток, это уже система, и система, на мой взгляд, порочная.

Денежные сборы на нужды школы развращают и педагогов (от директора до учителя), и родителей. Речь, естественно, идет исключительно о школах, которые находятся на полном государственном обеспечении (справедливости ради, стоит отметить, что в докризисное время государство сделало немало для укрепления материально-технической базы школ). Педагогам, зачем напрягаться, чтобы требовать все необходимое для учебного процесса от начальства или учредителей, проще кинуть клич среди родителей - помогите. Причем нередко на родительские деньги приобретаются вещи, которыми школа по определению должна снабжаться государственными структурами. В данном случае речь идет о различных канцелярских товарах и школьном оборудовании.

Действительно, проще напрячь (наклонить) родителей, чем портить отношения с начальством, требуя положенное. Было бы странным, если бы учителя к такому школьному образу жизни не привыкли. Родительская помощь перестала восприниматься как благотворительность, как подарок, а превратилась в важный структурный элемент, без которого жизнь школы трудно представить. Кстати, всевозможные подношения учителям на различные праздники давно уже не воспринимаются как подарок, а считается обязательным ритуалом для родителей, в котором очень мало искренности и много наивно-циничного расчета. Учителя же по вполне понятным причинам обижаются, если этот ритуал не соблюдается или соблюдается, но в каком-то усеченном варианте. Да, конечно, уровень среднестатистического учителя оставляет желать лучшего, но других просто нету.

Было бы абсолютно неправильно обвинять в сложившейся ситуации школу – мол, учителя такие хапуги, все время что-то требуют. Не меньшая часть вины, а, может быть, и большая лежит на тех, кто несет деньги в школу. И вот здесь мы подходим к той проблеме, которую я чуть ранее обозначил как моральную. Схематично (в жизни все гораздо сложней и запутаннее) можно выделить три причины, по которым родители несут деньги в школьную казну.

1. Искреннее желание помочь школе.

2. Банально откупиться, переложив основные хлопоты за своего ребенка на школу.

3. Заработать для своего ребенка преференции, особое отношение или, напротив, не допустить, чтобы к нему (ребенку) ухудшилось учительское отношение из-за несданных денег.

Постоянно приходится слышать анонимное родительское недовольство на те или иные школьные проблемы. Но, как только предлагаешь снять флер анонимности и озвучить свое недовольство, то тут же слышишь: «Да, ты, что! Это отразится на моем ребенке (поставят «двойку», в угол и т.д.)».

Для меня такая родительская позиция аморальна по многим причинам. Во-первых, если мама-бабушка убеждены, что из-за несданных денег у ребенка могут возникнуть проблемы, то такую школу нужно за километр обходить стороной. Хотя я за более чем двадцатилетнюю работу с предвзятым отношением практически не сталкивался. Отвечая за себя, замечу, что, если с кем-то из родителей возникали конфликтные ситуация, то ребенок в таких случаях получал режим наибольшего благоприятствования (повышенное внимание, даже некоторых в случаях завышение оценок). Так делал я сам, такого же требовал от своих учителей. Не должно быть и тени подозрения на то, что школа может воспользоваться правом сильного для сведения счетов.

Во-вторых, грош цена родителям, которые не могут защитить своего ребенка, если подобная ситуация имела место. Вновь сошлюсь на свой опыт, теперь уже отцовский. У старшей дочери за десять лет в школе был один раз (пошел ради любопытства и по просьбе дочери), у младшей за те же годы два раза. У младшей дочери был как раз по причине неадекватной реакции учителей и администрации на ее дисциплинарные нарушения.

Итог этих двух визитов прост и незатейлив. Учительница, вызвавшая меня в школу, осознала, что прежде чем что-то требовать с ребенка, надо начать с себя (не опаздывать на уроки, не использовать урочное время не по назначению, не считать чтения учебника изучением нового материала и т.д.). Итог второго визита – письменное извинение начальника управления образования за действия школьной администрации – так я познакомился с Гильдой Александровной Ботт. Наверное, учителя моей дочери, мягко говоря, меня не жаловали, но в то же время четко усвоили урок, что я своего ребенка в обиду не дам. Но, тем не менее, деньги на школьные нужды сдавал исправно.

18.223.203.134

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
25 600
An-Ka
лично#
А я почему-то уверена, что все кто возмущается врят ли состоят в родительском комитете. А вы попробуйте, узнайте всю " кухню изнутри". Что надо, что ненадо. А то как родительское собрание - человек 10-13 и никто не говорит, что он против сборов, а как вышли за порог школы так и начинается, и учитель у них плохой( деньги требует). А как на собрании решать,надо покупать или нет какую-то вещь для класса( для ваших же детей), все присутствующие да конечно надо...На нужды класса собирает родительский комитет, а на что сдавать решается на родительском собрании.( и далеко не учителем). Почаще собрания посещайте, да хоть как то участвуйте в жизни в жизни класса, где учатся ваши дети.
Hr.
#
An-Ka: А как на собрании решать,надо покупать или нет какую-то вещь для класса( для ваших же детей), все присутствующие да конечно надо..

Верно все, но сборы сборам рознь. Прекрасно отличаю сборы на дело (никогда не жалко, кстати) и откровенные поборы. Или сборы на дело, но с очевидным откатом "Снежане".
Когда СД выкатывает конкретные и "неслабые" требования к подарку это поборы.
Особенно мразотно выглядит шантаж с факультативом (выше кто-то написал).
Когда собираем на ремонт, охрану, праздники это можно понять. Не звери какие -соберем.
Гость
#
Olegus: это что-то очень личное.

Да, пожалуй личное.

Поднявшись на ступеньку выше остальных, должно проити какое-то время, чтобы презрение к оставшимся внизу неудачникам сменилось на более гуманное отношение.

Так не у всех, конечно, но у многих.

Ник Гошко: Говнюки трусливые и лживые.

И опять соглашусь.
Нужно быть очнь смелым человеком, чтобы открыто назвать дурой чью-то мать и жену.
На таких стоит государство российское
An-Ka
лично#
Верно все, но сборы сборам рознь. Прекрасно отличаю сборы на дело (никогда не жалко, кстати) и откровенные поборы. Или сборы на дело, но с очевидным откатом "Снежане". А Вы на собрании поактивней высказывайте свою позицию........что вы считаете на дело , а что нет. И вообще, в нашей жизни все решается большинством.
Про доп. занятия я уже писала, я сама ходита к нашей учительнице и просила ее о доп. занятиях, никто из меня деньги не выколачивал ( 11 школа 1" Б " класс)
Большое спасибо нашему учителю!!!!
Ник Гошко
#
Гость: Нужно быть очнь смелым человеком, чтобы открыто назвать дурой чью-то мать и жену.

Судя по анонимной провокационности и знакомому стилю подстрекателя, это кто из "главных тут"... любителей со стороны понаблюдать за дракой, руки потирая.
На анонминые адресные паскудничества, которых тут в изобилии, вы как-то внимания не обращаете и не одергиваете/не баните оскорбителей. Удовольствие получаете, судя по всему...

А что касается моей смелости, то она продиктована не какими-то исключительными личными качествами, а обычным внутренним форматом любого нормального, по-моему, человека. Если вступаешь с кем-либо в нелицеприятный спор и желаешь дать личностные оценки (как то - обвинения в коррумпированности, в показушности, отсутствии совести или ума), то дай и оппоненту полную возможность для сатисфакции - письменного адресного ответа, удара по лицу, заявления в суд. Или, может, и на это у вас имеются возражения?
Гость
#
Ник Гошко: Или, может, и на это у вас имеются возражения?

Думаю нет возражений.
Просто как-то когда женщину, вот так.... без подготовки и длительных личных отношений...
Hr.
#
An-Ka: Про доп. занятия я уже писала, я сама ходита к нашей учительнице и просила ее о доп. занятиях, никто из меня деньги не выколачивал ( 11 школа 1" Б " класс)
Большое спасибо нашему учителю!!!!

Фигня начинается не тогда, когда начинаете допзанятия, а когда их прекращаете по какой-то причине. Поверьте, почувствуете разницу тут же.

А про позицию - все верно говорите.
Hr.
#
Гость: Просто как-то когда женщину, вот так.... без подготовки и длительных личных отношений...

Гость, не парьтесь. Это просто специфическая форма любви журналиста к своим читателям.
Гость1
#
Гость: 

Поднявшись на ступеньку выше остальных

о чем вы?
обывательница как обывательница
Гость
#
Hr.: просто специфическая форма любви журналиста к своим читателям.

Какая прелесть!
На том и порешим.
Гость1: обывательница как обывательница

Я не совсем об этом.
Хорошая школа для ребенка - это все же очень даже не второстепенный фактор в общей устроенности жизни.
Ник Гошко
#
Гость: Просто как-то когда женщину, вот так.... без подготовки и длительных личных отношений...

Так кривляться из-за ширмочки с драконами умеет лишь "кваснов" & Co... Не буду скрывать, хочется взглянуть на чмо, прячущееся за этим псевдонимом, а чаще - просто за "гостями" и "идитырами". Ну, чтобы убедиться лишний раз в собственной прозорливости.
Marisa
#
Olegus: это что-то очень личное. Весна?

да вроде, лето почти уже...
сама удивляюсь... )

Hr.: Гость, не парьтесь. Это просто специфическая форма любви журналиста к своим читателям.

Эйчар,
противненько то как...
Гость
#
Ник Гошко: Не буду скрывать, хочется взглянуть на чмо, прячущееся за этим псевдонимом, а чаще - просто за "гостями" и "идитырами". Ну, чтобы убедиться лишний раз в собственной прозорливости.

Лечись, блин, аналитик фигов.
Marisa
#
Гость: Разумеется. Мы в курсе.

Неужели я, со своей более чем спорной внешностью, и не менее спорным содержанием, кого-то еще интересую? на старости лет-то... ))) Уж и не знаю даже, радоваться или огорчаться.
Давно поставила на себе крест в этом смысле...
Гость: Не оттого ли так особенно приятно плюнуть вниз на это стадо, на этих неудачников?
Именно теперь...когда...
Гость: Поднявшись на ступеньку выше остальных, должно проити какое-то время, чтобы презрение к оставшимся внизу неудачникам сменилось на более гуманное отношение.
Гость: Хорошая школа для ребенка - это все же очень даже не второстепенный фактор в общей устроенности жизни.

Забавные у вас приоритеты в жизни...
Есть такое правило в психологии - "правило переноса"... очень наглядны ваши выводы в этом смысле
Olegus
лично#
Гость: На таких стоит государство российское

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи