Коммунальный передел
С 1 мая в соответствии с законом о лицензировании управляющих компаний обслуживать многоквартирные дома смогут только те организации, которые получили лицензии.
Александр ВОРОЖБИТ — глава сп Барвихинское, Юрий ЧЕРЕДНИЧЕНКО — гп Заречье, Родион ТРОШИН — гп Новоивановское, Надежда ИСАЙКИНА — сп Горское, Владимир ГОРЯЕВ — сп Успенское
Как проходит процесс получения лицензий УК Одинцовского района, главы поселений и глава района Андрей ИВАНОВ обсудили на планерке в администрации 28 апреля.
Андрей ИВАНОВ
На совещении озвучили почти уже окончательные итоги лицензионной кампании. Заветные документы на тот момент получили 18 жилищных организации, отказано в выдаче 11 компаниям и еще 14 заявок находились в стадии рассмотрения.
По данным реестра на сайте Госжилинспекции Московской области, на сегодня лицензии получили еще ООО «ЖК-Гусарская баллада», ООО «Лидер-Эксплуатация», а отказали в выдаче ООО «Альтернатива Профи» и ООО «ЖКУ».
Интересно, что ООО «Жилищно-коммунальный сервис», которое получило лицензию на обслуживание домов в Одинцовском районе, нет в адресном списке Госжилинспекции. То есть, данная компания не обслуживала дома в районе ранее либо подала заявку поздно, и это не зафиксировали в реестре.
Кроме того, ООО «УК «Восточный», которое имеет статус «на рассмотрении» по обслуживанию жилфонда в районе, юридически зарегистрировано в Звенигороде и управляет там домами в мкр. «Восточный». Каким образом ООО попало в одинцовский список, неясно. Замруководителя администрации Дмитрий ОЛЬХОВИК не смог оперативно ответить на вопросы «ОИ», ссылаясь на занятость. Поэтому особенности лицензирования по-одинцовски остаются пока загадкой.
Что делать, если дом остался без УК?
На планерке обратили особое внимание на порядок дальнейших действий для жителей и руководителей муниципалитетов в ситуациях, когда дома остались без управляющих компаний из-за отказа в лицензиях. Собственникам квартир, чья УК не получила документ, дается месяц на то, чтобы создать ТСЖ или выбрать другую компанию по обслуживанию. Выбирать они будут из компаний, получивших лицензию. Если жители не определятся самостоятельно, то УК выберут на открытом конкурсе.
«Органы местного самоуправления должны объявить открытые конкурсы на управления многоквартирных домов», — пояснил «ОИ» заведующий Одинцовским территориальным отделом Госжилинспекции Николай ЛЕБЕДЕВ.
Пока же договоры по результатам конкурсов по каждому поселению не будут подписаны, управлять «бесхозными» домами временно будут компании, получившие лицензии. По словам Николая Лебедева, их тоже должны распределить по жилфонду муниципалитеты.
Поэтому если на сайте Госжилинспекции указано, что компания, обслуживающая ваш дом, не получила лицензию, звоните в администрацию и уточняйте, какую обслуживающую организацию вам временно назначили. Тогда в ситуации коммунальной аварии или скопившегося мусора во дворе вы будете знать, к кому обращаться.
Коррупционная составляющая
По замыслу Правительства РФ, процедура лицензирования является инструментом для отсеивания с рынка недобросовестных компаний. Этот механизм якобы поможет обязать УК оказывать более качественные услуги населению.
Если заглянуть в прошлое, то логику госчиновников сложно понять. Десять лет назад Жилищным кодексом была утверждена саморегулируемость УК. Теперь же государство вновь решило вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов.
Другой взгляд на процедуру лицензирования делает ее вполне понятной. Уже многие задаются вопросом о коррупционной составляющей закона о лицензировании. Не направлен ли данный инструмент на банальный передел рынка ЖКХ, чтобы убрать неугодных? Более того — прослеживается и подтверждающая такое предположение закономерность. «Борьба» идет в основном за жилфонд, который кому-то, возможно, приглянулся. А именно новостройки — их выгодно обслуживать. Те компании, которые управляют старыми пятиэтажками, никто не трогает.
Интересно, что почти все УК, получившие лицензии, являются либо муниципальными унитарными (МУПы), либо реорганизованными в организации, где стопроцентным акционером осталась администрация района. Или же Совет директоров компаний состоит из представителей местной власти. К примеру, в ОАО «РЭП «Ершово».
Насколько процедура лицензирования прозрачна? Когда речь идет об УК «Дубки», здесь отказ в выдаче лицензии никого не удивляет — компания давно имеет плохую репутацию и регулярно является фигурантом коммунальных скандалов в п. ВНИИССОК. А вот, к примеру, к ОАО «СЭУ Трансинжстрой» нареканий со стороны почти нет. Современное оборудование, которым компания оснащает многоквартирные дома, используют не во всех районах Подмосковья. Почему же УК оказалась в аутсайдерах? Реально, отправить «в бан» могут за 3 и более незначительных нарушений. А их при желании всегда можно найти.
Министр строительства и ЖКХ Михаил МЕНЬ не отрицает, что закон о лицензировании предполагает госвмешательство, и, при наличии административного ресурса, на местах могут проводиться коррупционные схемы.
— Когда мы начали переход от ЖЭКов к УК, мы оставили наших людей наедине с бизнесом, не дав ни муниципальным, ни региональным властям в руки никакого рычага для влияния на эти УК, — говорит Михаил Мень на недавнем ток-шоу. По словам министра, чтобы исключить коррупцию, специально в состав лицензионной комиссии входили представители и парламента, и общественных организаций. «Это дает некую защиту от коррупционной составляющей», — пояснил Мень.
Коммунальный передел или беспредел?
Передел рынка ЖКХ происходит массово в масштабах страны. Методы изъятия бизнеса у владельцев управляющих компании достаточно жесткие, несмотря на внешнюю лояльность. На получение лицензии давалось вроде бы немало времени — 9 месяцев с момента подписания закона о лицензировании Владимиром ПУТИНЫМ 21 июля 2014 года. Но дата 1 мая, как крайний срок получения документа, возможно, выбрана неслучайно. Длинная череда праздников лишает шансов отстраненных от бизнеса компаний все же получить лицензии до того, как на открытых конкурсах муниципалитеты разыграют бесхозный жилфонд.
В кризис любой стабильный и прибыльный бизнес является «лакомым куском». А сфера ЖКХ — это «живые» деньги собственников жилья. Для них как раз почти ничего не изменится — просто платить придется в другой карман. Но может начаться массовый процесс двойных платежек и других некорректных схем ведения бизнеса. Не получив лицензию, компания в кризис остается без прибыли, но с кучей долгов перед ресурсоснабжающими организациями, и ей гарантировано банкротство, увольнения сотрудников без компенсаций. Какова вероятность, что владельцы таких УК не пойдут на нарушения, чтобы хоть как-то сократить долги и побороться за свой бизнес?
Обычные граждане в такой ситуации становятся заложниками собственной платежеспособности. Чем она выше — тем выше их жилье ценится на рынке ЖКХ и тем вероятней, что в ближайшее время их ждет коммунальный хаос. Не факт, что бывшие владельцы «без боя» отдадут бизнес.
По России порядка 10% УК лишатся лицензий, предполагает Михаил Мень. В Одинцовском районе таких уже более трети из всех жилищных организаций.
18.224.30.113
деньгами
домами.