Падение «Трансинжстроя»
Значительное влияние на современный облик Одинцово оказал один из основных застройщиков города — ОАО «Трансинжстрой». Как происходили эти изменения и каким город станет в будущем?
Вид на микрорайон №5
Одинцово «вчера»
«Летопись» современного города началась с застройки пустырей и карьеров кирпичного завода, к западу от дачного поселка Одинцово. В середине 1960-х здесь появился первый микрорайон. Спустя несколько лет строители пришли и на бывшее колхозное поле села Акишево, где возвели пятиэтажки для новоселов.
Нынешний облик Одинцово — результат работы множества строительных организаций, однако основной застройщик в городе — «Трансинжстрой». В советское время компания возводила благоустроенные микрорайоны для строителей метро: современные высотные дома улучшенной планировки, медицинские учреждения (Медсанчасть №123) и объекты соцкультбыта (среди них — здание администрации Одинцовского района, КСЦ «Мечта», КОЦ «Липки», ДТК «Пахра», 7 общеобразовательных школ, 14 детских садов).
Медсанчасть
Когда московскую подземку достроили, строительное дело «Трансинжстроя» резко сменило социальную направленность на коммерческую: то, что было соцобязательством, спустя время стало высокодоходным бизнесом. Компания хорошо «сработалась» с местной властью. В годы правления Александра ГЛАДЫШЕВА (1991 — 2013) «Трансинжстрой» стал «любимчиком» администрации. Именно эта компания удовлетворяла личные амбиции засидевшегося экс-главы района: «Трансинжстрой» являлся генеральным подрядчиком в строительстве Одинцовского гуманитарного университета и построил «круглую» школу — гимназию ОГУ. Также возвел храм Владимирской иконы Божией Матери, восстановил Гребневскую церковь, построил плавательный бассейн у гимназии №4, Центр детского хоккея и фигурного катания, здание Одинцовского городского суда.
Администрация Одинцовского района
Ледовый дворец
Застройщик установил в городе 9 фонтанов
Одинцовский гуманитарный университет (1-ая очередь строительства)
Городской суд
«Родники» (микрорайон 5А)
Одинцово «сегодня»
Многие объекты «Трансинжстроя» стали «визитными карточками» современного Одинцово, но цену этой красоты жители вскоре ощутили на себе. Выполняя «заказы» администрации, «Трансинжстрой» получал выгодные строительные площадки на территории города с минимальной нагрузкой по социалке. Так в Одинцово появились два коттеджных поселка («Княжичи» и «Родники»), новый микрорайон №5А и несколько высоток, вклиненных в микрорайоне №5. В 2008 году вместо пожарной станции построен 18-этажный жилой дом (улица Чикина, 12), а в 2011 году на улице Говорова, 26А компания возвела 22-этажный монолитный жилой дом.
Дом №12 по улице Чикина
При этом в самом густонаселенном микрорайона города имеется всего одна общедоступная школа — гимназия №14. Проектная мощность этого учреждения не соответствует реальному количеству учеников: в прошлом учебном году в эту гимназию пошли 1115 детей, 268 из которых обучались во вторую смену. На окраине пятого микрорайона «Трансинжстрой» построил «круглую» школу, открытую в 2008 году, но данное образовательное учреждение доступно только ученикам со сверхспособностями или богатым родителям.
Для поступления в школу все будущие ученики проходят собеседование или сдают внутренние экзамены. При этом для каждого класса есть свои дополнительные условия. Так, например, в 10 классы гимназии ОГУ в первую очередь зачисляют учащихся, закончивших 9 класс на «отлично», победителей и призеров районных туров предметных олимпиад. При этом количество бюджетных мест в гимназии ОГУ ограничено, остальные места на платной основе. Стоимость обучения в 4 классе с углубленным изучением английского языка и второго иностранного языка на выбор составляет 45 тыс. руб. в месяц. Выходит, за год родители должны будут заплатить за своего школьника более 400 тыс. руб. Эта стоимость соизмерима разве что с обучением в престижном высшем учебном заведении.
Гимназия ОГУ
Строители оправдывают школу тем, что по своему инженерно-техническому решению аналогов здания гимназии в России нет. Однако с практической точки зрения у школы оказался ряд минусов. Педагоги сетуют, что из-за круглой конструкции школы коридоры плохо просматриваются, и на переменах дети нередко оказываются без надзора взрослых. Кроме того, значительная часть территории школы отведена под атриум с фонтаном, японскими карпами и растениями. Но проход школьникам в двухуровневый «сад» закрыт в целях безопасности.
Атриум гимназии
«Минусов у школы нет. Даже МЕДВЕДЕВ, когда посещал школу, будучи еще в статусе президента, дал ей высокую оценку. Я считаю, что это украшение города, — прокомментировал Николай ТУЗАНОВ, начальник ОАО «Трансинжстрой». — А то, что атриум небезопасен — это глупости. Можно и на улице идти спокойно и упасть. То, что мы строим, это красиво и на века. Люди делятся на две половины, на тех, кто строит, и тех, кто обсуждает. Мы — строим».
Николай ТУЗАНОВ
Не повезло с социальной инфраструктурой и жильцам соседнего нового микрорайона — №5А. Из собственного соцкомплекса жильцам достался только коммерческий детский сад «Олененок» (Можайское шоссе, 171), оплатить который смогут только избранные родители. Стоимость группы неполного пребывания (с 8:00 до 13:00) — 35 тыс. руб. в месяц, а за группу полного дня (с 8:00 до 20:00) — 62 тыс. руб. в месяц, что в 20 (!!!) раз дороже оплаты муниципального детского садика.
«То, что садик будет коммерческим, предполагалось изначально, ведь он был построен на деньги инвесторов», — прокомментировал Тузанов. Между тем, приобретая квартиру, люди платили не просто за бетонную коробку, но также и за социальную инфраструктуру, заложенную в стоимость жилья. Таким образом жители выступают инвесторами строительства детсадов, школ, поликлиник и дорог. Похоже, это не случай «Трансинжстроя», у которого нашлись другие «инвесторы». Однако едва ли это как-то повлияло на снижение стоимости квартир, скорее, увеличило прибыль затройщика.
Добавим, что все построенные объекты «Трансинжстрой» обслуживает самостоятельно: в ведении СЭУ находятся примерно 1,5 млн м² . «У нас финансовая дисциплина. Как следствие, отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками, — расписал преимущества Тузанов, — есть долги у населения, но они невысокие. Собираемость в городе составляет от 90 до 97%. Недисциплинированных жителей у нас мало».
Компания, зарекомендовавшая себя в советское время как социально ориентированная, ведет откровенную коммерческую политику. И если обслуживанием домов жители в целом довольны, то отсутствие социально-доступных объектов бросает тень на репутацию застройщика.
Одинцово «завтра»
«Трансинжстрой» планирует осуществлять реконструкцию двух микрорайонов города — №1 и №1А. Предстоит снести 43 пятиэтажки и переселить жителей из 4000 квартир. Евгений ХАРИТОВ, генеральный директор ЗАО «УПГС Трансинжстрой» в интервью газете «Одинцовская неделя» (№ 31, от 8 августа 2014 года) уверил, что в ходе реконструкции микрорайонов каждая переселяемая семья получит новую благоустроенную квартиру с полной отделкой, установленным сантехническим оборудованием и водосчетчиками. Строители заверяют, что проект реконструкции микрорайонов соответствует градостроительным нормам и предоставляемые площади для переселенцев даже будет увеличены.
В первом микрорайоне снесут 36 пятиэтажек. Взамен построят 22 дома от 14 до 22 этажей. Подземные стоянки автотранспорта вместят 4300 машин, наземные парковки рассчитаны на 830 машиномест. Корпус горбольницы, расположенный в микрорайоне, подлежит сносу. Его перенесут на территорию ЦРБ и за счет инвесторов к 180 койко-местам будут добавлены еще 55. На месте больницы возведут школу на 1600 мест с бассейном. Рядом, на месте снесенного дома, вырастет школа на 800 мест с бассейном. СОШ №15 будет реконструирована с увеличением на 1000 мест. Вместо детсада №35 построят школу для начальных классов на 400 мест. Реконструкция детсада №18 позволит дополнительно разместить в нем 110 детей, а пристройка к ДОУ №79 добавит еще 140 мест. Дополнительно построят еще один детсад на 105 мест.
1 микрорайон после и до реконструкции
В частности, в микрорайоне «1А» снесут 7 пятиэтажек и взамен построят столько же, но другой этажности — от 14 до 22. На территории будет создано 187 наземных гостевых парковок, 2469 машиномест в подземных гаражах. По улице Садовой возведут шестиэтажный паркинг на 600 мест. Психоневрологический диспансер будет снесен. Его пристроят к 22 корпусу. В корпусе №10 расположится детская поликлиника на 50 посещений в смену. В планах реконструкция детского садика №15, он будет расширен на 100 мест и появится бассейн. В жилом доме (корпус 22) на первом этаже планируется поместить коммерческий детский сад на 28 мест.
«1А» микрорайон после и до реконструкции
Проект реконструкции еще не утвержден, количество будущих новоселов неизвестно, и рассчитать, хватит ли мест в предусмотренных детсадах и школах пока невозможно. Напомним, для 1000 жителей должно быть предусмотрено минимум 100 мест в детсадах, 180 мест в школах и 350 машиномест. Однако реальный спрос на социальную инфраструктуру в разы больше. Как правило, квартиры в новостройках покупают люди, находящиеся в активном детородном возрасте. А по количеству автомобилей на «душу населения» Одинцово уже соперничает с Монако: реальная потребность — 943 машиноместа на 1000 жителей.
Так, строительство и реконструкция обеспечит жителей 1085 дошкольными местами. Однако эта цифра указана с учетом платных детских садов. Не исключено, что и школьные учреждения, так же как и гимназия ОГУ, будут работать на коммерческой основе. Никто не обещает и бесплатные паркинги.
Кому, как не Тузанову понимать реальные, а не «нормативные» потребности горожан? Начальник СЭУ «Трансинжстрой» сообщил, что «при строительстве и развитии микрорайонов 1 и 1А эти параметры собираются увеличить», но опыт застройки Одинцово говорит о том, что застройщики со скрипом вписываются даже в «бумажный» норматив.
По мнению многих местных жителей, под видом «улучшения жилищных условий» в Одинцово реализуется уплотнение. В городе уже есть показательный опыт реконструкции второго и третьего микрорайонов. Переселенцам в новых домах достанутся лишь 30% жилплощади, а остальные квартиры пойдут на продажу. Наверняка и в реконструированных микрорайонах «Трансинжстроя» около 70% жилья будет предусмотрено для коммерческой реализации. Таким образом, плотность населения в Одинцово возрастет. Хотя наш город и так на первом месте по этому показателю. По данным Росстат, количество людей, проживающих на одном квадратном километре в Одинцово — 7031 человек (для сравнения средняя плотность населения Москвы — 4823 человека на квадратный километр).
Увеличение численности населения повлияет не только на детсады, школы и паркинги, но также возрастет нагрузка на дорожную сеть. Пока на улицах Северная, Садовая, Маршала Жукова и бульваре Любы Новоселовой не так много пробок, но после реконструкции и строительства «ущербного» «Одинбурга» двухполосные дороги с возросшим трафиком не справятся. Однако о планах модернизации дорожной сети ничего не известно.
Полувековая история работы предприятия «Трансинжстрой» в Одинцово ознаменовалась достижениями в советское время. Противоположная ситуация сложилась в годы правления Гладышева: реконструкция городских микрорайонов и точечная застройка реализовывалась без утвержденного генплана Одинцово и без социально ориентированной градостроительной политики. Надеемся, что новая администрация Одинцовского района осудит сложившуюся при Гладышеве практику градостроительства и сменит ориентир от количества вводимого жилья к его качеству.
44.220.251.236
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Цитата:
В оправдание положения с детскими садами и школами в Трехгорке выступил Валентин ГАНКИН, главный архитектор Одинцовского района. Он пояснил, что на момент проектировки и строительства микрорайонов Трехгорки учитывались старые градостроительные нормы: на 1000 жителей от застройщика требовалось минимум 36 мест в детском саду и 140 мест в школе. Отметим, что в настоящее время норматив — 100 мест в детсаду и 180 в школе, но даже современный норматив не способен удовлетворить реальный спрос населения.
НЕ НУЖНО ПИСАТЬ, ЛИШЬ БЫ, ЧТО ТО НАПИСАТЬ!!!
А вот насчет окраин, которые вознамерились сюда переселить — это точно. Места в городе ещё навалом для новых «свечек», и вырубать ещё полно чего имеется.