Виртуальная экскурсия: танковый музей в Кубинке (Часть III)
Продолжаем виртуальную экскурсию по Военно-историческому музею бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны РФ в Кубинке. Первую часть мы закончили посещением павильона №1, где осмотрели тяжелые отечественные танки. В продолжение экскурсии ознакомились с павильоном №2 — здесь представлены средние, основные боевые отечественные танки.
Приглашаем вас пройти в третий павильон — «Легкие танки и техника воздушно-десантных войск (отечественная бронетанковая техника)».
«Броня крепка, и танки наши быстры…» Слова популярной песни стали символом разработки танков в 30-е годы. Это танки первого поколения, которые разрабатывались конструкторскими коллективами в 1931-38 гг. путем творческого освоения опыта проектирования лучших английских и американских образцов. К ним относятся танки Т-26, предназначенные для непосредственной поддержки пехоты, БТ (быстроходный танк) — для взаимодействия с кавалерией, а также легкие танки Т-34А и Т-38 для ведения разведки, сопровождения конницы и боевого охранения, которые могли вплавь преодолевать водные преграды.
Наиболее массовыми были танки Т-26 и БТ.
На базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс разрабатывается танк Т-26. В 1938 году на танк устанавливается телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего выпущено более 11000 танков этого типа.
При создании первого танка семейства БТ за основу взят один из лучших образцов американского конструктора Кристи. Выпускался танк в 4-х основных модификациях: БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М. Они обладали исключительными скоростными данными (на гусеницах до 55 км/час, на катках до 75 км/час) и хорошей проходимостью. Танков БТ было выпущено около 8000.
Танки Т-26 и БТ использовались в гражданской войне в Испании, в вооруженных конфликтах с Японией на Дальнем Востоке, в Финской кампании. С началом Великой Отечественной судьба находящихся на вооружении танков Т-26 и БТ оказалась незавидной — к концу 1942 года они оказались в разряде безвозвратных потерь…
Создание так называемых «малых» танков началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы «Карден-Лойд» (советское обозначение Т-27). Затем был налажен выпуск танков Т-34А, Т-38 и Т-40 (конструктор А. Н. АСТРОВ). В 1940 году серийное производство малых и легких танков в СССР было прекращено как не соответствующее требованиям начавшейся мировой войны.
Однако с началом Великой Отечественной большие потери танков и вынужденное перебазирование танкового производства на Урал подтолкнуло к тому, что на заводах автомобильной промышленности было возобновлено серийное производство легких танков. Выпускаются модификации Т-40С и Т-30, которые были уже не плавающими. Кроме этого, в связи с расширением партизанского движения, возникла идея доставки партизанам не только оружия, боеприпасов, медикаментов и продовольствия, но и военной техники, включая легкие танки.
В конце 1941 года конструкторам было выдано задание на разработку буксируемого планера. К работе был привлечен Олег АНТОНОВ — авиаконструктор, один из основателей советского планеризма. Он предложил интересный вариант транспортировки танка, снабженного крыльями, на буксире за самолетом (проект А-40 «Крылья танка»). Конструкция была предельно простой и дешевой. Танк должен был отцепляться от самолета-буксировщика за 20-30 км от места назначения, бесшумно перемещаться, производить посадку и, сбросив крылья, вступать в бой. Первый полет состоялся 2 сентября 1942 года.
В годы войны выпускались легкие танки Т-50, Т-60, Т-70 и Т-80. Они предназначались для непосредственной поддержки пехоты. Изготовлено более 14000 легких танков.
В 1943 году в связи с выходом танковой промышленности на полные объемы выпуска средних и тяжелых танков и появлением у противника новых танков «Пантера» и «Тигр» серийное производство легких танков было прекращено. До конца войны на базе легких танков выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-76, СУ-76М и зенитные ЗСУ-37.
В 1946-50 гг. на базе накопленного за годы войны научно-технического задела по опытным боевым машинам, их системам, узлам с учетом критического анализа боевых свойств отечественных танков второго поколения, а также танков наших противников и союзников, создается легкий плавающий танк ПТ-76 (ведущий конструктор Н. В. ШАШМУРИН).
ПТ-76 — это первый отечественный танк, предназначенный для сухопутных, воздушно-десантных войск и морской пехоты, для ведения боя на ряде театров военных действий, где по условиям местности применение основных танков затруднено. Впервые в мире в качестве движителя на воде применен водомет, что позволило использовать танк не только на открытых, но и заболоченных водоемах. До настоящего времени для танков такого класса по проходимости ему нет равного в мире. Танк с 1951 года по настоящее время состоит на вооружении армии. На базе танка ПТ-76 созданы бронетранспортеры БТР-50П, БТР-50ПК, пусковые установки тактических ракет, командно-штабные машины и др.
В 1960-70 гг. в Советском Союзе — новый всплеск внимания к легким плавающим танкам. За короткий срок создается несколько опытных образцов, двум из них в мире аналогов нет. На вооружение они не приняты. Легкие танки были вытеснены боевыми машинами пехоты, налаживать серийное производство еще и легких плавающих танков было экономически нецелесообразно.
Продолжение осмотра третьего павильона — тут! Вернуться к началу осмотра музея можно здесь.
52.14.6.41
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Эту мысль поясняет вот этот материал.
А рассказ хорош. В советских фильмах такого разнообразия не увидишь.
После знакомства с коллекцией финского музея в местечке Парола, что в 10 км от города Хамеенлинна, и их фильмами, в которых эти экспонаты принимали участие, отношение к нашему кинематографу, использующему фанерные поделки на базе шасси современных танков, можно охарактеризовать как брезгливое.
Финны бережно сохранили каждый танк, попавший к ним «в руки»: то, что может быть «на ходу» — функционирует до сих пор. А сколько всевозможной техники осталось на полях сражений нашей страны?! Где она вся?! Сдаётся мне что там же, где и документы на павших воинов, то есть уничтожена.
В Англии, например, экспонаты «на ходу»,
Никому ничего не напоминает «по концепции»?!
Когда смотрел
а финансирование музеев в современных условиях аховое
Только не видно их в фильмах.
Вот, например, фильм 1974-го года: реконструируют события августа 1941-го.
Глядя на используемую технику, можно сказать лишь:
Вот интересный
«Не секрет, что съемка картин исторического характера является одной из наиболее сложных кинематографических задач. Точное воспроизведение той или иной исторической эпохи во многом зависит от применения соответствующих предметов одежды, интерьера, образцов техники и оружия. Конечно, среди зрителей найдется немного таких, кто знает, например, что танки Т-34, стоявшие на вооружении Красной Армии в начале Великой Отечественной войны, не имели командирской
башенки, пулемета на корпусе и 85-мм орудия. И мало найдется людей, способных отличить танк T-IV от T-VI «Тигр». Более того, не многие знают, что погоны в Крас-
ной Армии появились в 1943 году после победы в Курской битве. Но, думается, настоящий профессионал вряд ли будет принимать во внимание не очень хорошее знание истории зрительской аудиторией и оправдывать этим свои собственные промахи при съемке кино. Но даже если создатели фильма тщательно подходят к вопросу точного воссоздания конкретной исторической среды, им нужен соответствующий реквизит.
… «©
И то, о чём я уже говорил и приводил примеры выше:
«База создавалась спустя более чем 20 лет после окончания Великой Отечественной (создана по Распоряжению Совета Министров СССР от 9.12.1966 года), и к тому времени найти хорошо сохранившиеся образцы немецкой бронетехники
было практически невозможно. Да и советские танки и автомобили имелись далеко не всех моделей. Зато остались чертежи, по которым воссоздавались и воссоздаются старые боевые машины. К примеру, на сегодня база не располагает ни одним настоящим немецким танком. А появляющиеся на киношном поле боя «Тигры», «Пантеры» и средние танки T-IV — это искусно изготовленные на базе шасси советского танка Т-44 действующие макеты, которые выше линии гусениц точно соответствуют оригиналам немецких боевых машин.»©
«Тигр» (вверху) и «Пантера», переделанные из советских танков Т-44»©
У каждого может быть какое угодно своё мнение по вопросу, но моя оценка такова: отношение к исторически значимой технике, лишь подтверждает аргументированную версию отношения к людям на тот период времени.
Отношение к людям, кстати, особо
«Прага, 10 мая 1945 г. Чешские повстанцы расстреливают немцев-беженцев на обочине дороги. Потом по шоссе проходит советская военная колонна, чехи приветственно махают. Один из грузовиков (судя по всему, Студебеккер US-6) проезжает по телам расстрелянных. На заднем плане группа людей работает лопатами, готовя могилу.
Для немцев в Чехии это было только начало. Вскоре вышли декреты Бенеша (президент послевоенной Чехословакии, умеренный социалист, в 1949 г. уступил власть сталинисту К. Готвальду.) Согласно декретам Бенеша немцы были переведены примерно на то же положение, что евреи в Третьем рейхе — лишены гражданства с конфискацией имущества, обязаны носить белые повязки с буквой «N». Немцам было запрещено посещать общественные места, кинотеатры, магазины (кроме специально отведенного времени), ходить по тротуарам, говорить по-немецки при чехах итп.
В конечном итоге чехи депортировали 3 млн. судетских немцев в Германию и Австрию. В 2005 году в Праге был поставлен памятник Эдварду Бенешу «за заслуги перед Отечеством».»
©