Станет ли Одинцово центром по борьбе с коррупцией?
Общественная палата Московской области одобрила идею создания сети общественных антикоррупционных приемных (АКОП) по всем муниципалитетам Подмосковья.
Что, коррупция? Нет, не слышал…
С коррупцией каждый из нас сталкивается если не ежедневно, то регулярно — в зависимости от рода своей деятельности и социальной активности. Однако выразить публично свое недовольство готовы отнюдь не все. Кто знает хоть один телефон горячей линии борцов за антикоррупционную справедливость? Да и верят ли люди, что эти «борцы» способны решать подобные вопросы, а не пошлют их по тому же тупиковому пути в чиновничьи или силовые органы, которые уже и так дали только бумажные отписки? Порой же банальной причиной является страх, а иногда просто лень и равнодушие.
Так сложилось, что между собой в разговорах мы осуждаем коррупцию, обвиняем тех, кто берет взятки, откаты, связан с криминалом, с патетикой говорим, что «такое» возможно только в «нашей стране». Но с другой стороны, создается ощущение некого негласного «общественного договора»: мы признаем факт существование коррупции, но признаем ее не только нормальным явлением политики и экономики, но даже обязательным. Коррупционная составляющая стала уже как будто «обязательным пунктом» более менее крупного контракта, тендера, конкурса. А как иначе? «А по-другому дела у нас не делаются», «только так и можно решить вопрос», — слышно отовсюду.
Слова президента о коррупции «Если не мы, то — нас» многие поняли слишком буквально… Однако Владимир ПУТИН, выступая в прошлом году с посланием Федеральному собранию РФ, понятным делом, имел в виду совсем другое. А именно — активную борьбу, гражданское участие и общественный контроль.
Голые факты вместо слов
Ни для кого не секрет, что Москва и Подмосковье занимают первые места в ежегодных «рейтингах» коррумпированности. По данным доклада всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки», в этом году столица и область вновь стали лидерами по уровню коррупции с процентами 34,2% и 17, 3% соответственно. Далее следуют Приморский край, Ростовская и Белгородская области, Краснодарский край, заметно отставая в процентном отношении. По данным опроса, проведенного в сентябре 2014 года «Левада-Центром», самые коррумпированные структуры: ГИБДД, полиция, таможня, чиновники, мэры и депутаты региональной власти.
Средний же размер взятки вырос с 9 тыс. руб. в 2008 году (по данным главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД) до 200 тыс руб. (по данным ВАОП «Чистые руки»). Однако доклад правозащитников вселяет «оптимизм». Специалисты утверждают, что средний размер взятки в 2014 году уменьшился на 27,2%.
Предложение общественников
Зачастую, там, где есть факт коррупции, не слышно криков ее осуждения. Такая «сделка» выгодна обеим сторонам, и к чему лишний шум. Поднимают его только те, кто ничего не смыслит в том, как «решать вопросы полюбовно» или у кого много времени и денег — на юристов и на взятки в те же чиновничьи органы.
Против такого «закона о тишине» выступают общественные активисты, которые верят в то, что противодействие коррупции — это не просто слова, а комплекс мер и реально работающий механизм.
В Одинцовском районе тоже есть такие люди, которые готовы оказать помощь гражданам при встрече с коррупционером. 30 октября в Доме Правительства Подмосковья на заседании комиссии по общественному контролю и открытости власти Общественной палаты Московской области общественники одобрили инициативу коллеги из Одинцово Анатолия БОЖКОВА по созданию антикоррупционных приемных при каждой ОП Подмосковья. По задумке организаторов, приемные должны стать финансово незатратной структурой (работать на безвозмездной основе), так как помещения для приема будут находиться там же, где принимают граждан представители местных Общественных палат.
В своей инициативе Анатолий Божков опирается на федеральное законодательство. А именно — на ФЗ №212-ФЗ — «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принятый летом этого года и ФЗ №273 от 25.12.14 г. — «О противодействии коррупции». Одинцовский общественник лично принимал участие в деятельности рабочей группы Госдумы РФ, занимавшейся подготовкой закона №212-ФЗ.
В статье 17 федерального закона №212 говорится о том, что «субъекты общественного контроля» вправе создавать ассоциации и союзы. Таким образом, создатели АКОП исходят исключительно из требований времени, из инициатив президента и руководствуются нормативными актами РФ.
Анатолий Божков — консультант-эксперт Одинцовской Общественной палаты.
«Я полностью поддерживаю слова Владимира Путина о том, что необходимое условие действенности борьбы с коррупцией — активное гражданское участие, эффективный общественный контроль, — говорит Анатолий Божков. — Антикоррупционная приемная не станет подменой правоохранительных, надзорных или контрольных органов и властных структур. Мы не собираемся вмешиваться в их деятельность. Наша задача — оказание помощи обратившимся гражданам и представителям бизнеса в проработке поступающей от них информации, касающейся коррупционных проявлений, в юридически грамотную и логически понятную форму. Это как в медицине. Больной раком идет к онкологу, а не к зубному врачу. И даже не к десятку других врачей — окулисту, проктологу, лору или дерматологу. А если нет онколога, то и сотня проктологов не поможет, хотя они такие же дипломированные врачи».
В АКОП будут разбирать каждый конкретный случай — где в действиях государственных или бизнес-структур на самом деле есть коррупционная составляющая, а где имеет место банальное превышение полномочий или профнепригодность работников.
Общественники делают особый акцент на профилактику негативного явления, как того требует и закон. Сам Божков давно и активно занимается профилактическими мероприятиями в Подмосковье, будучи руководителем МОУ «Объединённая общественная приёмная». Опять же, как в медицине, профилактика может предотвратить саму болезнь, считает Божков. Он и его коллеги ведут работу с молодежью, с предпринимателями по правовому просвещению, воспитанию финансовой грамотности. Теперь на повестке — антикоррупционная подготовка.
В своей работе АКОПы будут стремиться к работе как по «мелким делам» вроде вымогательств взяток в школах и медучреждениях, так и по крупным. Они берут на себя готовность отрабатывать коррупционные схемы в освоении бюджетных денег, при проведении тендеров и конкурсов, а также в ситуациях рейдерского захвата бизнеса.
Смогут ли АКОПы окопаться в Подмосковье?
Опытный одинцовский правозащитник утверждает, что его инициатива АКОП на территории Московской области способна реально пресекать коррупцию при распределении госзаказа, при решении, к примеру, вопросов, которые так или иначе упираются в местные органы власти.
Но получат ли общественники доступ к подобного рода «закрытой» информации, в принципе? Пойдут ли, к примеру, местные бизнесмены в районную приемную или все же, если позволяют средства, обратятся к маститому юристу? И какие конкретные шаги смогут предпринять АКОПовцы при жалобе на конкретное должностное лицо района? Смогут ли люди, полностью ассимилированные в районе, влиять на систему, сложившуюся здесь годами?
Вопросов и опасений много. Часть из них разделяет и председатель Ассоциации адвокатов России за права человека, организатор Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» Мария БАСТ.
— К идее создания подобного рода приемных отношусь только положительно. Нужно пользоваться любой возможностью донести информацию о коррупции. Единственно, факт создания приемных на базе общественных приемных заставляет задуматься об уровне доверия заявителей. К примеру, поступает жалоба на главу района. И что делать? Слишком высоки риски давления на данные структуру со стороны местной власти.
Я бы советовала данную идею воплотить не в рамках деятельности Общественной палаты МО, а отдельным проектом. И не так директивно. Можно создать одну приемную, допустим, и на базе ОП, в самой Москве, а в муниципалитетах сделать несколько и ни в каждом районе, а в тех, где есть наиболее активные люди по данному вопросу, готовые работать с жалобами.
Еще один момент, на который хочется обратить внимание при создании подобных инициатив, — это то, что борьба с коррупцией — это не правозащитная деятельность, а больше правоохранительная. Я имею в виду сам принцип. Поступившая в такую приемную оперативная информация должна осторожно обрабатываться, без утечек. Иначе ты можешь стать врагом №1 в своем районе.
Я все же считаю, что создавать подобные приемных в районных муниципалитетах рановато. В том числе, чтобы и не дискредитировать людей, которые будут ими заведовать. Ведь нюансов много. И если кого-то из чиновников не устроит работа этой приемной, то заказные жалобы пойдут и на самих организаторов.
Другого рода предположения и возможные трудности воплощения идеи высказывает член Общественной палаты города Королев Валерий ОГОЛЯР:
— На заседании Общественной палаты 30 октября я поддержал инициативу Анатолия Александровича. Потому что нужно начать заниматься данной работой, а уже дальше — утверждать концепцию, оценивать риски. Но не сделав первого шага, не пройдешь всего пути. Возглавляя долгое время местное отделение организации «Народный контроль», могу сказать, что большинство проблем и запросов людей не решаемы в принципе, так как все упирается в сложившуюся систему. Она не позволяет принимать радикальных решений. Однако свою деятельность в «Народном контроле» я оцениваю, как опыт. И создание антикоррупционных приемных — это требование времени и тоже опыт.
Борьба с коррупцией: номинальный «госзаказ» или реальные результаты?
Сегодня государство декларирует активное участие в мероприятиях по противодействию коррупции. В этом году обновляется нормативно-правовая база по вопросам коррупции. К примеру, в начале ноября депутаты Госдумы РФ Антон ИЩЕНКО и Иван СУХАРЕВ предложили внести в Уголовный кодекс две новые статьи. Согласно им, за хищение госсредств из бюджета и внебюджетных фондов может грозить пожизненное заключение…
В стране работают множество горячих линий от разных госведомств, куда можно сообщить о соответствующем факте. Существует Совет при Президенте по противодействию коррупции, ведется обширная работа правоохранительных органов в этом направлении. Вот, к примеру, МВД России регулярно на своем сайте информирует о мероприятиях по противодействию коррупции — сайт пестрит новостями о мелких взятках учителей и врачей. «Информация о положительных примерах профилактики коррупционных правонарушений» в числе аж 5 штук за 2013 год! Не стоит, наверно, придираться к данным, МВД — все же закрытый орган, и реальная работа несомненно есть.
Но проблема не в этом. А в том, куда обратится конкретному гражданину с жалобой, чтобы для начала ее правильно составить? Что сделать, чтобы госорган хотя бы принял в канцелярии заявление? Опять же — у нас множество неких «общественных» организаций, которые обещают помочь. Только регулярно в СМИ выходят материалы о том, что многие из них финансируются из западных фондов и созданы лжеправозащитниками для понятных целей.
Вот, к примеру, красивое добротное название — Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией». На своем сайте ее специалисты обещают помочь в борьбе с коррупционерами. Однако наряду с лицом Путина в новостном блоке висит фото улыбающегося бородача-индийца — «гуманитарного лидера», основателя некого фонда «Искусство жизни», по программе которого и действуют данные «борцы»…
Поэтому и возникает вопрос: к кому из более менее проверенных людей можно обратиться, если ты никак до этого был не связан с борьбой против коррупции? Ведь людей, которые будут работать в АКОП будут так или иначе знать в их районах. И вероятность появления в АКОП специалиста из прозападных фондов или индусов-миссионеров сводится к минимуму.
Что ж, пока АКОП-идея ждет своего воплощения, инициатива должна пройти согласование с органами местного самоуправления и главой района. Данные этапы общественники называют «проинформировать» местную власть. И якобы их реакция никак не повлияет на судьбу инициативы. Надеемся, что так и будет. А пока нам остается только информировать вас о дальнейшей судьбе АКОПов.
Напоминаем телефон горячей линии МВД: +7 800 250-02-35
3.149.214.156
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Подробнее: odintsovo.info/white/blog.asp?id=16541
Опыт проклятого Запада: знаете КАК в Венгрии победили коррупцию врачей? Просто создали сайт, где каждый гражданин мог разместить сообщение, где, за что и когда он дал взятку врачу.
Конечно, врачи применили «административный ресурс» и попытались закрыть этот сайт, но не смогли. В итоге врачам пришлось прекратить брать взятки.
Это было видно еще несколько лет назад.
Выбор премии, для всех, загадка. Было озвучено, что только за реализованные проекты. Практически все, даже, не будут реализовываться.
Я тоже подавала, не хотела этого делать, меня попросили. Но было все, что действительно реализовано, но мою, даже не рассматривали.
Я отнеслась к этому совершенно спокойно, т. к. понимаю, что дает ее не сам Губернатор и не сам Шота, а те люди, которые вокруг, выбирают людей, которые им удобны, которых надо или приблизить, или отблагодарить за что-то. Таким способом можно сделать всех ручными. Посмотрите, кого выбрали? есть проекты, которые, не просто не выполнены, но никогда и не будут выполняться. Есть те, за которые проголосовало по 1 человеку-это авторы.
Также было и в общественную палату.
Для наших жителей, было принципиальным, чтобы я туда попала, я не прошла, была в лидерах.
Сейчас очень рада, что не там. Пустые прожекты, самое большое, появилась еще одна структура, которая сидит и принимает пустые прожекты, а потом пишет письма в администрации разных уровней, и больше ничего.
Сами-то ничего не делают.
А мне пришлось идти на выборы в депутаты.
Там решали жители.
— А если все-таки градплан?
— Зачем он вам?
— Сколько?
— 18?
— а я вчера заходил, ваша соседка сказала 12
— Куринная поморщившись: ну ладно, сделаем по старой цене.
С ними можно торговаться
— а по закону же бесплатно должно быть
— а мы по закону не работаем, есть даже «бяки-буки», которые на нас в суд подают
Итог: вот так вот, среди бела дня одинцовская архитектура занимается прямым рэкитом, если на них подавать в суд, то обжалуют до последнего, всячески затягивая время и исполнение. Если что-то и делают, то от балды, но за 10 тыр, готовы все перерисовать как вам нужно. Естественно, никаких чеков или бланков строгой отчетности на полученные деньги не выдается, параллельно с вас пытаются выудить деньги за ген. план населенного пункта и проч., типа ничего нет (хотя у них все есть)
«Борьба» с коррупцией здесь используется только для сведения счетов или по политическим мотивам. Да и что можно ожидать в стране третьего мира, которая затормозила в своем развитии на уровне прошлого века? Слава чекистам-мородерам!)))