Ралли «Победа 2008». Первый взгляд из «клетки»
Подготовка.
Началась еще зимой после осеннего Бологого, когда было принято окончательное решение закончить попытки «приезжать в нули» в «стандарте» и начать ездить в «клубе». Соответственно, требовалось установить каркас безопасности. Для этого Дима Катаев разобрал мне салон
,
и в таком виде я отогнал машину во Владимир. Примерно через месяц каркас был готов.
После чего его покрасили и Дима занялся сборкой салона. Процесс осложнялся тем, что параллельно он занимался заменой кузова на своей боевой «субе». В итоге на момент административной проверки 7 мая моя машина все еще находилась в состоянии «почти готова», а Димина в состоянии «собрана, но не заводится». Поскольку Фокус был отдан в ремонт, на административную проверку я поехал на общественном транспорте. Причем «по дороге» пришлось заехать за своими и Димиными документами. В результате, на АП я приехал за 10 минут до ее окончания. К счастью, тут все еще была очередь , поэтому я спокойно дописал заявку, сдал ее, дозвонился до Катаева, чтобы выяснить, заявлять его или нет, и написал и сдал заявку на его экипаж (хоть его машина все еще не заводилась на тот момент, он все-таки решил, что успеет ее реанимировать до завтрашей ТИ).
Машину мне отдали только 8-го утром, причем сделанную по-минимуму. За 5 часов до начала технической инспекции нужно было еще сменить колеса, помыть машину, сфотографировать ее для ТПСА, закрепить сидение, затонировать передние стекла, докупить мелочевку типа знака аварийной остановки и наклеить номера и логотипы. Вполне естественно, что все сделать не получилось. В частности, не хватило времени на тонировку, сидение и обклейку. На ТИ приехали за 20 минут до его окончания, более-менее удачно объехав все пробки (выезд из Одинцово в этот момент стоял наглухо из-за аварии на перекрестке возле радиорынка. К счастью, мы вовремя срулили на Минку). На месте обнаружили длинную очередь, на которую и расчитывали. Спокойно прикрутили сидение, закрепили ремни и обклеили машину. Заодно обнаружили нехватку забытых дома водительских перчаток. Договорились стрельнуть их у Катаева.
В процессе ожидания наступило время торжественного старта ралли (реальный старт должен был быть 10-го в Можайске). Сначала через стартовую арку прогнали все машины, уже прошедшие ТИ, затем тех, кто его еще не прошел, с последующим возвратом обратно в очередь. Еще 10 минут, и очередь доходит до нас. Морально готовимся, что нас отчитают за тонировку, однако на нее даже никто не смотрит. Вместо этого замечают огнетушитель без срока годности (который прощают до следующей гонки) и отсутствующую крышку над клеммами аккумулятора, которую требуют сколхозить до гонки.
Ура, ТИ пройдено. Едем проверять гравийные допы (Асфальтовые допы мы прописали и проверили еще 1-го мая. Гравийные допы только прописали, причем не нашли один ретардер на СУ-5. Проверять не стали, ибо было банально жалко портить ЛКП Фокуса). Приезжаем на место уже по темнякам. По темнякам повороты выглядят несколько иначе, чем днем. Несколько поворотов увеличивают свою категорию. Аккуратно проезжаем СУ-5, и опять не находим ретардер. Проверяем СУ-6 и снова едем на СУ-5 искать потерянный ретардер. Находим (как потом оказалось, неправильно. По расстоянию в ДК он вообще не бъется).
9 мая. Праздник. А мне нужно поменять масло (которое сначала нужно купить), поставить асфальтовые колеса, переставить водительское сидение (которое жестко крепится 8 болтами и 4 гайками, часть из которых находится в таких местах, в которые можно залезть только свернувшись буквой Z), загрузить в машину гравийные колеса, инструмент и экипировку. И только после этого можно будет поехать на дачу и отдохнуть перед гонкой. В общем, «ухи я поел». В итоге, на дачу мы приехали почти в 10 вечера. Пожарили шашлык, я прикрепил переговорку, поели и спать.
Гонка.
10 мая. Подъем в 6.45. Завтрак слегка подогретым вчерашним шашлыком, одеваем комбинезоны, выдвигаемся по Минке в сторону Можайска. По дороге заправляем машину и заливаем 20-литровую канистру для последующей дозаправки на сервисе. В 8 часов мы на Комсомольской площади Можайска, машин уже много. Паркуемся. Ксюха идет синхронизировать часы и смотреть стартовую ведомость. Я иду узнавать насчет маркировки резины. Безрезультатно — судьи с маркером нет на месте. Приезжает Андрей Остроухов, паркуется рядом с нами. В то же время я нахожу Лешу Воронина, который согласился поработать для нас техничкой, и перегоняю машину поближе к нашему «сервис-парку».
Приходит Ксюха, возмущенная тем, что я оставил такое «козырное» место и переехал в самый дальний угол площади. Смирившись с тем, что возвращаться назад я не намерен, Ксюха отправляется искать судью с маркером. Я в это время передаю гравийные колеса и бензин Леше Воронину. Потом Леша, проинспектив мой багажник, отвергает схему крепления груза, которую я собирался использовать, выкидывает из багажника все «лишнее» и закрепляет остальное страйпами. Теперь машина готова к гонке.
9.00. Идем смотреть старт ралли. Андрюха снимает стартующие экипажи. Ближе к 9.30 отправляемся к машине. В 9.45 стартуем по расписанию.
1-я секция. Асфальт.
СУ-1, 3 ретардера, много трамплинов. Первый ретардер — «пакостный», он стоит после длинного прямика почти сразу за трамплином так, что, по идее, его не должно быть видно. Поэтому притормаживаю еще до трамплина, но после него понимаю, что перетормозил, и снижаю интенсивность торможения. В итоге, недотормаживаю на асфальте, и после выхода на песчаную обочину меня начинает прилично «колбасить» на дотормаживании. В борьбе с машиной плохо вхожу в промежуток между линиями конусов и чуть не прибираюсь в правый кювет, потеряв всю скорость. Решаю в дальнейшем «проташнивать» ретардеры. Едем дальше. В процессе обнаруживаю, что несколько поворотов реально более быстрые, чем прописано у нас в стенке. Исправить не успеваем. Пытаюсь запомнить на следующий проход. Впереди веселая связка ПР3 70 ЛВ5 с хорошего хода. Прохожу ПР3, перед ЛВ5 недотормаживаю, неправильно оценив правильную скорость входа. В итоге на выходе оказываюсь на правой обочине, ловлю машину и теряю скорость.
На следующем ретардере по чистой глупости сбиваю фишку. И на 3-м еще одну. Ну все, доп слит подчистую. Хоть время и не очень плохое, но c минутой штрафа за ретардеры теоретически мы уже в ж@пе.
СУ-2, 2 ретардера, один из них тройной. В начале допа Ксюха начинает читать стенку с другого допа. Влетаю за трамплин, ожидая увидеть там еще 300 метров прямика и следующий трамплин, а вместо этого вижу ЛВ1-2 через 150 метров. Офигеваю и подсбрасываю скорость. К счастью Ксюха быстро исправляет свою ошибку. Остаток проезжаем почти без проблем, но сносим еще одну фишку на первом ретардере. Еще 30 секунд штрафа.
СУ-3 (второй проход СУ-1), канал останавливают на старте. Навстречу проносится тонированная «зубила». За ней — 3 гаишных машины. Отморозок на «зубиле» проскочил через перекрытия на 4-ом допе, заставил уворачиваться от него несколько экипажей и был остановлен только перекрытием в начале 3-го допа. Старт возобновляется. На этот раз еду быстрее, ретардеры стараюсь проезжать максимально аккуратно. Связку ПР3-ЛВ5 проезжаю спокойно и, как мне кажется, довольно быстро. Через 150 метров второй ретардер. Стараюсь максимально оттянуть торможение перед ним, затем интенсивно оттормаживаюсь. Такое впечатление, что там песку на асфальт накидали — машину начинает сильно разматывать, но прекратить торможение невозможно — это гарантированный приезд в ретардер. Увы, с расколбасом я не справляюсь, зад закидывает вперед морды, и задом наперед мы останавливаемся метров за 5 до ретардера.
Разворачиваемся, проташниваем ретардер и едем дальше. Из-за этого «выкрутаса» снова слив по времени, хоть и не такой большой, как штрафы за сбитые конуса.
СУ-4 (второй проход СУ-2). Проезжаем четко и по ощущениям быстрее, чем первый проход, но время получается на 3 секунды хуже. Едем обратно в Можайск на сервис и регрупинг.
Сервис.
Леша меняет нам колеса, заливает бензин, подтягивает ремень генератора. Узнаем результаты первой секции. С удивлением и радостью узнаю, что мы сбили только 2 фишки, а не 3, как думали. Одна была глюком. Но все равно бороться уже не за что. Можно только получать удовольствие и накат. Ксюха настаивает на спокойном доезде второй секции, но в мои планы совсем спокойный доезд не входит — тошнить я категорически не хочу. Дождавшись своей минуты стартуем.
2-я секций. Грунт, гравий.
СУ-5. 18км, из них процентов 70 — прямик. Адский стритрейсинг по гравию. Перед допом стоит очередь из экипажей. Никого не выпускают. От судей узнаем, что в одной из деревень пьяные мужики перекрывают дорогу перед машинами и пытаются сорвать соревнования (Вообще, местные там звереют. В прошлом году на ралли Бородино в тех же местах на дорогу кидали сваренных из гвоздей «ежей». Несколько экипажей, включая и наш, пробили на них колеса). После длительных переговоров их убедили-таки освободить дорогу. Канал вновь пошел.
Старт, почти километр прямика, после которого за трамплином ретардер, который теоретически не должно быть видно. Опять непонятно, где тормозить. К счастью, в реальности ретардер оказывается виден на самом верху трамплина. Проезжаем его без проблем. Опять длинный почти прямик. После следующего трамплина через 150 метров должен быть ретардер. Проезжаю трамплин, чистая дорога. Что за черт, где ретардер? Где его теперь ждать. Едем дальше, перед следующим трамплином приходится сбросить (вдруг он за ним)? Через 300 метров после поворота вдалеке становится виден «потерянный» ретардер. Возле него виднеется предыдущий экипаж. Мы его нагоняем. Нагнали метров через 700 после 2-го ретардера. Висим в сотне метров — ближе просто ничего не видно из-за пылевого шлейфа. Обогнать нет никакой возможности. Провисели за ними километра 3,5. В итоге нас все-таки заметили и пропустили.
Через пару поворотов внутри быстрой единички руль начинает двигаться вверх-вниз. Мелькает неприятная мысль о возможной поломке рулевого управления, но быстрый осмотр показывает, что всего-лишь упал вниз фиксатор механизма регулировки наклона рулевой колонки (явно от вибрации). Втыкаю его на место сразу после поворота. Еще километра полтора и финиш. Я зол как черт. Тошня за предыдущим экипажем, потеряли наверное минимум секунд 40. Но ничего с этим уже не сделаешь.
СУ-6. Уже хорошо знаком по прошлогоднему Бородину. И опять в той же связке ЛВ2 ПР5 у меня не желает втыкаться вторая передача. На этот раз правда я с этим справился быстрее.
Через 300 метров, метров за 200 до КП, требующего торможения почти в 0, машина подкидывает мне очередной сюрприз — блок предохранителей, подвешенный Димой на соплях, выпадает из панели и упирается мне в голень левой ноги, сильно ограничивая свободу движения. Скидываю его дальше вниз и лишаюсь при этом площадки под левую ногу, но возвращаю возможность нормально выжимать сцепление. Успеваю спокойно оттормозиться и без ошибок проехать КП.
Дальше всё, кроме ретардера, валю как могу. Длинный прямик, впереди по стенке ЛВ3. Поворот закрытый, торможу поздно. Начинает колбасить, выставляет мордой внутрь как раз в момент переключения передач. Приходится срочно ловить машину. В итоге хреново получается и ловля и переключение. Обороты и мощность потеряны, получен занос в другую сторону плюс машина едет мимо поворота, перекладываю ее в другую сторону. Скольжу правым боком как раз в направлении столба в правом кювете. Ксюха там что-то кричит типа «только не в столб». Блин, только бы вытянуть… Вытянул, заработав правда еще одну амплитуду заноса. Но это уже фигня. Машина на дороге, валим дальше. Финиш, резко оттормаживаюсь перед переходом на асфальт, ЛВ3 перед отметкой. На отметке видим предыдущий экипаж. Хорошо, что доп короткий. Еще километр, и скорее всего снова догнали бы. Отмечаем результат. Возвращаю на место блок предохранителей.
Перед стартом следующего СУ сравниваю наше время с временами знакомых. Весьма неплохо — вровень с одним и на секунду лучше другого. Правда, на 8 секунд хуже Васи «Мебиуса» (который, кстати, не очень доволен своим результатом). Но с ним пока рановато тягаться.
СУ-7 (второй проход СУ-5). На этот раз нагоняем предыдущий экипаж на третьем ретардере. Толи они поехали быстрее, толи мы медленнее… И на этот раз обогнать их не удается. Тошним следом до финиша. Почти бесит, что приходится тормозить перед единичками, которые едутся практически без сброса газа. Результат на финише лучше, чем в прошлый раз. Значит все-таки они поехали быстрее, но счастья от этого все равно мало. Секунд 20-30 мы все равно из-за них потеряли.
СУ-8 (второй проход СУ-6). Ксюха настаивает на плавном аккуратном доезде последнего допа. Соглашаюсь, но сбрасывать по сравнению с первый проходом не собираюсь. Собираюсь лишь убрать явные ошибки. Что успешно удается. Все повороты прокатываются без явных ошибок с дозированными небольшими скольжениями в длинных единичках и двойках. Финиш, отметка. 3:21. Привез себе 7 секунд, заодно накатив по паре секунд знакомым «оппонентам» (кроме Васи. Его время я не узнавал).
Спокойно тошним на финиш. Сдаем контрольную карту. Немного помогаю Леше менять колеса обратно на асфальтовые, упаковываю ранее вынутое барахло обратно в машину и, наконец, даю себе расслабиться. Накатывает голод и дикая усталось. Если с первым успешно борюсь путем поедания остатков перекуса, то второе, увы, лечится только сном, который, увы, светит не ранее, чем часа через 3.
Дожидаемся предварительных результатов. По ним мы 24-е в абсолюте и 12-е в «Клубе». Не фонтан, но для первого выезда в боевом зачете не так уж и плохо. Эх, если бы я не налошил на ретардерах на асфальте, было бы явно лучше. Отправляемся домой с заездом на дачу, чтобы забрать оставленный там инструмент и одежду. Километров за 7 до Голицыно попадаем в адскую пробку из дачников. Протошнив 3/4 и объехав 1/4 по обочине (если можно назвать «объехать» езду по ней полноценным 3-им рядом) и угробив на это около часа, добираемся до голицынского светофора. Как и ожидается, стоя примерно 6-ым в ряду трогаюсь только секунд через 12 после включения зеленого. А после светофора все свободно вплоть до Лесного Городка. В очередной раз с грустью убеждаюсь, что многие пробки в этой стране создаются не плохими дорогами, а не умеющими нормально трогаться со светофоров тошнотами. Сделав последний крюк до гаража, наконец попадаем домой. Спать… и набираться сил для следующих гонок. Только сначала нужно довести машину до ума и потренироватся.
Авторы фотографий — Андрей Остроухов (ando), *diesel*, l_roma, я сам. Ссылки ведут на страницы авторов.
Краткий словарь:
АП - административная проверка,
ТИ - техническая инспекция,
доп - дополнительное соревнование (здесь исключительно СУ),
СУ - скоростной участок,
ПР1 (ПР2, 3, 4...) - правый поворот категории 1 (2, 3, ...)
ЛВ1 (2, 3, ...) - левый поворот категории 1 (2, 3, ...)
70, 100, 150, 300 и т.п. - расстояния между ориентирами (поворотами, трамплинами, столбами и т.п.)
ЛВ1-2 (и т.п.) - поворот с доворотом (сначала 1-ка, потом 2-ка)
ПР3 70 ЛВ5 - связка поворотов (ПР3, через 70 метров ЛВ5)
трамплин - перегиб дороги, за которым не видно ее продолжения
КП - пункт контроля прохождения (место, в котором судьи контролируют правильное прохождение машины по трассе. например, место возможной срезки).
ретардер - искуственное препятствие, заставляющее сбросить скорость (обычно существенно). В данном случае 2 - 3 линии из конусов, проезжаемых "змейкой"
ЛКП - лакокрасочное покрытие.
Вроде все.
Вот и мы накропали немножко о себе (№8 на Победе были):
Ага, я прочитал уже по ссылке на auto.ru. Хорошо написано. И финиш на 5-ом СУ вы красиво исполнили.