Тайны потребностей «кухни» ЖКХ. Лекция

30 марта 2010, 14:37

Опрос по поводу тарифов ЖКХ выявил интересную закономерность. Подавляющее большинство респондентов полагают их завышенными. Ещё бы — ведь и президент сказал об этом на всю страну: не понимаю, мол, почему тарифы в соседних муниципальных образованиях отличаются в разы?

Видимо, в окружении президента не нашлось грамотных консультантов по данному вопросу, способных подсказать, что в одном муниципальном образовании, к примеру, котельные могут работать на относительно дешёвом газе, а в другом — на мазуте или угле. Вы не найдёте здесь виноватых — так уж сложилось, что в России поселения, стоящие рядом с газопроводом, идущим в Европу, во многих случаях отапливаются именно углём, а то и дровами. Разница в стоимости услуг ЖКХ с теми, кому «повезло» с газом, будет велика. И это лишь один фактор из множества.

 

Итак, наши посетители полагают, что:

Тарифы завышены — 165 (77,8%)
 
Я не знаю — не владею информацией по экономике ЖКХ — 29 (13,7%)
 
Думаю, они занижены и приводят к постоянному недофинансированию отрасли, работе «на износ» инфраструктуры — 16 (7,5%)
 
Они нормальные и экономически обоснованные — 2 (0,9%)
 

Как видим, подавляющее большинство участников опроса и президент РФ считают тарифы ЖКХ завышенными. До какого же предела следует их опустить, чтобы наступило, наконец, наше простое коммунальное счастье? И может ли оно наступить вообще, в случае, если тарифы понизить? И что нас ждёт, если тарифы на ЖКХ будут понижаться, а газ, электроэнергия, другие ресурсы естественных монополий будут продолжать дорожать теми же самыми темпами, как дорожали до сих пор — ведь президент обратил внимание лишь на стоимость услуг ЖКХ, не обмолвившись ни словом о росте цен в других отраслях народного хозяйства. Может ли неожиданно взять да и произойти настоящее чудо, в обход всех законов физики и экономики?

В связи с этим хотелось бы предложить вниманию наших читателей ещё один материал из, как оказалось, серии «Неизвестный — о ЖКХ». Прислан тем же самым источником, не желающим афишировать авторство. Мы позволили себе лишь кое-что выделить.

 

Тайны потребностей «кухни» ЖКХ. Лекция

Почему никто не задается вопросом, соизмеримы ли потребности и возможности, относимые к сфере ЖКХ? Может быть у нас не квартплата высокая, а зарплаты и пенсии низкие? Почему в коттеджах востребованы все те же услуги, но там они качественные, а в ЖКХ много лет всё по ЖВАНЕЦКОМУ: мы делаем вид, что им платим, а они — что нам работают?

Мы платим много, а их потребности все растут! Но их ли? Обед в столовой — это потребность повара? Цену дешевизне в столовой мы знаем, но тут требуем сразу и снижения тарифов, и улучшения качества. Получается?

Даже ветхость от времени списывают на ЖКХ. Мол, собрали когда-то деньги и ничего не сделали. Собирали на текущие расходы, а не впрок! Этих денег нет, никого не «привлекли», олигархов «от ЖКХ» тоже нет, но уверенность тверже фактов! Что, «жулики» из ЖКХ умнее ОБЭПа?

Говоря «дома принадлежат ЖЭКу», мы считаем, что он собственник и несет бремя их содержания, а ремонт дома это забота тех, кто дом обслуживает, а не тех, кто в нем живет. И вот уже из-за стереотипа — не мое, зреет вандализм.

А квартплата? В нее по «древнему поверью» входит ВСЁ. Но покрывает ли это «всё» все наши потребности? До 80% это текущая плата поставщикам за ресурсы (коммунальные услуги) и ~ 20% плата за обслуживание, зачем-то названная «содержание и РЕМОНТ».

Последнее слово нам так нравится, что за обличениями некогда думать, что это такое. Факт того, что капитальный и текущий ремонты стоят в сотни раз дороже ЭТОГО «ремонта» полностью рушит привычный образ ЖКХ, как нашего вечного должника. Все это легко проверить, да никому неохота.

Везде, чем больше объем работ, тем выше плата. А для ЖКХ, когда много снега, сосулек и нужно больше техники, горючего, людей, снова оказывается, ВСЁ уже предусмотрено в тарифе! Экономисты, вам это не странно?

Сегодняшние тарифы — это компромисс между себестоимостью при данном состоянии систем и платежеспособностью населения, а их «экономическая обоснованность» миф, т. к. не учтена стоимость приведения систем в исправное состояние и целый ряд технических эксплуатационных потребностей.

Так, якобы экономя, мы ускоряем износ и увеличиваем издержки. Иное с этими тарифами экономически невозможно! Их рост — робкая попытка сказать о росте потребностей. Любой экономист назовет все причины роста.

Деньги — кровь экономики. Они циркулируют — есть развитие, а где оборот мал, там застой и дистрофия. Нельзя, как ГосЖилИнспекция, путать вину и диагноз отрасли. И не важно, кто виноват, и что это уже не региональные полномочия. Главное план по штрафам и премии! Из чьего кармана, жители?

Говорят, надо брать кредиты, но как вернуть их и проценты по ним’? При отсутствии специалистов для расчета окупаемости, штрафах ГЖИ, нестабильном законодательстве, полном непонимании, множестве непроизводственных трат (приведены ниже) и призрачной выгоде кто будет брать эти риски на себя?

Наивно уповать и на то, что кто-то будет искать выручку на «стороне» и вкладывать ее в «убитое» хозяйство. При нехватке средств и отсутствии стимулов взывать к морально-этическим соображениям словами «вы должны, вы обязаны!» бесполезно. Или что-то изменилось за 20 лет их повторения?

Знатоков, как эффективно использовать имеющиеся средства много, но вот незадача, все они работают в других сферах. Не отвечая за ЖКХ, «из-за угла» им советовать легко. Примеры — среди оппонентов.

Обратим внимание на инвесторов, которые много строят, меняют коммуникации и т. д. По их затратам видно, какие средства нам нужны.

Получается, не только тариф, но даже мощные инвестиции не покрывают потребности! Реконструкция лишь снижает процент износа, компенсируя старение других объектов, но не ведет к прорыву в снижении себестоимости. А на не охваченных объектах аварийность и издержки еще и растут.

Вывод: потребности иметь качественные услуги не соответствуют возможностям по их оплате. Речь идет и об оплате напрямую (тариф), и об инвестициях, и обо всех средствах местного самоуправления (бюджетов). Неоплаченное требовать бесполезно. В этом и кроется секрет, почему от ЖКХ столько лет ничего невозможно «добиться». Экономика не знает этого слова!

Нужен учет экономических факторов и повышение эффективности. Но ситуацию мы оцениваем перевернутым сознанием. Юридические законы написаны человеком и субъективны, но они часто противоречат объективным законам экономики и физики. Вот почему многие наши Законы не работают.

В наших сетях дорогие «эффективные» лампочки быстро сгорают, а значит Рубль «отменит» любой закон об их внедрении. А должно быть не по команде, а просто ВЫГОДНО. Это ключевое слово не только для ЖКХ.

Любое требование любого Закона стоит денег и оно должно иметь источник финансирования. Пока все «вменяется» сверх обязанностей или навязывается «в счет» чего-то, а потому не выполняется или выполняется плохо.

Еще проблема. Армия стала поставщиком кадров для всего «народного хозяйства». Не все, но многие отставники, приходя на посты, и тут служат, тесня коллег и профессионалов, а надо бы работать. Они удобны — четко выполняют обязанности, но наличие пенсии и особенности мышления многое портят.

Например, почему не учитываются интересы отрасли? А где вы видели взвод, с которым бы советовались, как его строить? Созданная система порождает кадровую селекцию в сторону непрофессионализма, протекций, непримиримости к мнениям, отличным от официальных (дисциплина!).

Учить своих же командиров работать над приоритетами, эффективностью, технико-экономическими обоснованиями бесполезно. Им проще приказать и ДОБИТЬСЯ, но это временно, а для достижения постоянного результата нужно, чтобы было ВЫГОДНО. Это обеспечить намного труднее.

Сколько ЖКХ тратит на штрафы ГЖИ, сертификаты, экспертизы, аудиты, лицензии, учебу, оплату ресурсов? Кто сформировал у жителей, и поддерживает мнение, что все собранное с них идет лишь сантехнику и домоуправу?

Получение бумажек стало первоочередной задачей, важнее ремонта крыши. Неужели от каждой бумажки за 300 тыс. руб. объекты стали лучше? Жаль, что ПП № 1140 не требует отражать сумму этих, кстати, тоже оплаченных жителями, кормушек.

Идет не поиск стимулов снижения себестоимости, а метания с регулированием тарифов (тогда о каком бизнесе в ЖКХ и прогрессе речь?). Снижение цен снижает потребности. Если питаться на 30 руб. в день, что из этого выйдет? Даже неизученные потребности остаются объективными, а тарифы в ЖКХ пока еще субъективны. Это аксиома.

Есть альтернатива — осмыслить сказанное или продолжать «бороться» с выдуманным монстром. Победить его нельзя, но зато можно разрушить. Повара этой «кухни» найдут себе работу, а вот строить или рушить «столовую», решайте сами. Кому не ясно, что это как борьба с потребностями собственного желудка, без которого организм не получит нужных калорий?

Неужели брюзжа на «поваров», мы серьезно считаем, что на старой плите и за 30 рублей другие приготовят нам деликатесы? Как нашему обществу всех прошлых лет и попыток реформирования ЖКХ не хватило, чтобы сменить точку зрения на проблемы и оценить СВОИ ПОТРЕБНОСТИ?

Мы говорим, нужно снижать себестоимость, повышать эффективность, а «это ЖКХ» ничего не делает! Почему? Потому, что тех же лет бесплодной критики кому-то не хватило, чтобы понять, что организовать все это, задача не их, а местного сообщества. А у ЖКХ нет ни стимулов, ни средств.

Бояться надо не высоких цен, а низких доходов. Умалять свои потребности тупиковый путь и удел нищих. Не имея возможности платить, как в коттеджах, мы «боремся» с нищими из ЖКХ, пытаясь склонить их к дешевому труду. А эти люди в тяжелых условиях дают нам то, без чего мы жить уже не привыкли. И если пьют, так от безысходности. На них-то мы и льем всю грязь недовольства.

При рынке нельзя понудить, а мы упорно пытаемся сделать это, поэтому все попытки обречены на неудачу. Нужно понять, как влияет на себестоимость услуг работа строителей, милиции, ГАИ и т. д. Это комплекс местных вопросов.

От ЖКХ надо изолировать дилетантов и кликуш. Их признак не рыночные слова: «добиваться», «бороться», а также требования исполнения выдуманных обязательств. Нужно звать профессионалов и все считать, а не оценивать навскидку «много — мало» и «хватит — не хватит». Тогда можно искать «бреши» и их «заделывать».

Переток средств от бедных к богатым — это нормальная основа накопления. Но чем больше денег у бедных, тем богаче будут богатые.

Перефразируя П. А. СТОЛЫПИНА — платежеспособное население выгодно и государству, и бизнесу. Давно надо бы найти способ отдать сверхдоходы, но не как безвозмездную помощь (вспомним притчу про рыбу и удочку), а как стимул заработать, чтобы потратить, т. е. оборота.

И ни копейки прямо в ЖКХ — все людям, а уж они туда, так как Его Величество Рубль самый лучший контролер. Лишь он может потребовать выполнить оплаченное. А пока ЖКХ на голодном пайке — все бесполезно.

Кто сказанному не верит и думает, что ЖКХ жирует — попробуйте найти себе более дешевую «обслугу» (как — см. ЖК РФ), может хоть это вас убедит.

Нельзя собирать средства с одних и от себя дарить неимущим. Надо дать трудоспособному человеку заработать и при решении своих проблем обязать его помочь нуждающемуся. Так любому приятнее. Но это уже не вопросы ЖКХ.

А тут у нас всего два варианта — попробовать начать думать, или еще лет двадцать брюзжать и «кушать», что подают! Выбирайте.

 

Читайте также:

«Тарифы ЖКХ растут, а качество услуг не повышается!»

18.191.195.105

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
10 724
Abaddon
лично#
Интересно, кто нить из авторов таких вот статей, когда нить представит подробную смету с обоснованием расценок, а то надоело уже галиматью беспочвенную читать…
rjcnm
лично#
Abaddon: Интересно, кто нить из авторов таких вот статей, когда нить представит подробную смету с обоснованием расценок, а то надоело уже галиматью беспочвенную читать…
Один уже попробовал, Козак его фамилия. Попробовал и получил «несварение» мозгов. Пришёл к Президенту и сказал — что, что-то там не так но, что не так, так и не понял. Предложил, над ним не издеваться, и приказать «процентам» стоять на 25-и. Ушол, шмыгнул носом — обиделся наверное.
Гость
#
rjcnm: Пришёл к Президенту и сказал — что, что-то там не так но, что не так, так и не понял.
Тамара Викторовна надевает костюм учительницы каждое утро и получает за это пять тысяч рублей в месяц. А Инга, один раз одела костюм медсестры и получила за это пятьсот евро за одну ночь!

Вопрос:

— Означает ли это, что государство выделяет больше денег на медицину, чем на образование?!!!
Гость
#
В городе (в большинстве районов) нет рынка ЖКХ, нет конкуренции, потому и качество обслуживания никак не связано со стоимостью услуг.
Даже в региональных центрах, не таких близких к столице, как наш городок, наличие у собственников возможности в любой момент сменить УК снимает большинство проблем и с качеством, и с ценообразованием.
А у нас? Есть возможность сменить УЖХ на частников? Или даже хоть как-то повлиять на это самое УЖХ? В моем доме вся доска объявлений завешана ответами из прокуратур, администраций, инспекций. В каждом написано: «привлечь, наказать…» А ничего не меняется! Мы бы давно поменяли УЖХ на что-то еще (процент муниципальных метров в доме ничтожен), так не на что…
Благо, появилось время — можно немного «покусать» нашу одинцовскую систему ЖКХ правовыми методами, чем, собственно, и займусь в ближайшее время…
dozent
лично#
вообщем да — пока прозрачности нет, мы как слепые со слоном — одни хобот нашли у себя в кармане, а другие твердят что слон это одна большая жопа…
rjcnm
лично#
Гость: Тамара Викторовна надевает костюм учительницы каждое утро и получает за это пять тысяч рублей в месяц. А Инга, один раз одела костюм медсестры и получила за это пятьсот евро за одну ночь!

Вопрос:

— Означает ли это, что государство выделяет больше денег на медицину, чем на образование?!!!
Дилема. У меня пять правильных ответов, но только один подходит к вашему вопросу.
Гость
#
Заказуха.
Yuri_NN
лично#
rattlemouse: Если мне не изменяет память существуют две средние температуры, ниже одной — начинают топить или заканчивают топить, ниже другой — зимний режим, больше температура теплоносителя. Температуры считаются средними за неделю, за прошлую. Поэтому если (как у нас часто бывает) весна наступает внезапно и сразу +10, статистика ещё не набирает среднюю за неделю, чтобы что-то менять.
Есть ГОСТ 30494-96, который устанавливает определение холодного и теплого периодов. Холодный — когда среднесуточная температура ниже 8 градусов, теплый — когда выше. Этот же ГОСТ устанавливает норму температуры в комнате — 20-22 градуса в холодный период, 22-25 — в теплый. И нигде не сказано, что для обеспечения заданной температуры в комнате нужно усреднять температуру на улице за сколько-то дней. Усреднение — только для определения начала и конца отопительного сезона.
Кстати, иногда режим отопления регулируется настолько точно, что температура в комнате практически не зависит от температуры на улице. Т. е. могут, когда захотят.
Morozov
#
Клюква!
Простой вопрос: когда же наконец «Трансинжстрой» сделает открытой структуру своих расходов и доходов за текущий и прошлые годы?
Вопрос риторический уже много лет
Гость
#
у нас в трехгорке печатают ежемесячную газету тсж «вестник трехгорки». Там есть автор хонистов, говорят, это сам председатель тсж петров пишет. по стилю очень похоже. все дураки, не разбираются, масса общих слов, никакой конкретики. думаю, это он и прислал статью
Гость
#
Сознаюсь, причастен к жилищникам и поэтому мне кажется, все написанное — горькая правда. И ответы в статье на все есть. Или вы, наивные, здесь финансовый отчет увидеть хотели? Самый простой аргумент — ищите тех. кто сделает дешевле и лучше. Конкуренции нет, потому что никто не рвется пахать в ЖКХ. Спорщики могут лишь языком фигурно трепать, а вот разогнать нас, «бездельников» духу не хватает, хотя ЖК РФ это давно позволяет. Может кто попробует? Хотелось бы посмотреть, за сколько дней их дом дерьмом зарастет. Слабо, а? Вот тут бы и весь треп исчез.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи