Учитель — призвание или профессия?
Во всех педагогических ВУЗах студентам год за годом внушают мысль, что педагогов в нашей стране не хватает, что учителем быть престижно и модно, что уровень жизни и зарплаты в этой сфере растёт не по дням, а по часам.
С горящими глазами идут юные абитуриенты поступать на педфак, чтобы в дальнейшем «сеять разумное, доброе вечное». Но по прошествии нескольких курсов энтузиазм сходит на «нет». Почему?
Курсе на третьем (а сейчас в некоторых университетах и того ранее) у студентов начинается практика. И они потихоньку прозревают. Открываются глаза на то, что скрыто за лозунгами о призвании педагога, деле жизни, любви к детям, якобы хорошей зарплате и соцпакете.
Отпуск… Признайтесь, ну кого не привлекает перспектива отдыхать аж почти два месяца летом? А рабочий день, который при желании можно заканчивать в два часа дня?
Однако, всё не так радужно. Педагоги приходят в школу к 7.30 — 8 утра. Ведь классные комнаты должны быть готовы принять детей. А в Одинцово — много детей.
Стандартная ставка — 18 часов (18 уроков в неделю). Это минимум, который обязан отработать каждый педагог. Однако средняя занятость учителя сегодня — это около 5 уроков в день. Хотели меньше? Какое там! Меньше 26 часов в неделю учителя практически не работают. Есть-то хочется, да и школы не стремятся брать на меньшее количество часов.
И вот, учитель провел свои занятия. Вздохнул, опустился на стул. Казалось бы, можно расслабиться и идти домой. Стоп, стоп, стоп. А педсовет как же? А родительское собрание? Ах да, и вон ещё четыре стопки тетрадей грустно стоят в сторонке, ожидая проверки. Проверить прям в школе? За несколько часов, глядишь, можно управиться… Есть альтернатива: взять два крепких, больших пакета и захватить домой. И там, одной рукой помешивая суп, другой обводить красным ошибки…
Личная жизнь? Вы что, учитель — это призвание. Вас ведь не очень огорчит, если это призвание займет практически всё ваше время?
А теперь вишенка на торте, о которой принято умалчивать. О зарплатах учителей в Одинцовской районе. Журналист попробовал пройти собеседование в одну из школ Одинцовского района на вакансию преподавателя иностранного языка. Резюме составили следующим образом: выпуск 2016 года, бакалавр филологии, за плечами небольшой опыт работы с детьми.
Что предложила молодой учительнице школа? Занятость 5 дней в неделю (в этой школе пятидневка, но в большинстве одинцовских школ — шестидневка), с самого утра и до полудня, плюс классное руководство, 9 класс. Большие такие ребятки, ростом с преподавателя, а то и больше. Самый нежный возраст — 15-16 лет. Плюс обязательное проведение внеклассных мероприятий, участие в жизни школы, организация родительских собраний… Подготовка к экзаменам — выпускной класс! Около 28 часов, изначально даже предлагали 32, но потом любезно согласились несколько уроков отдать другому учителю. Меньше нельзя. Нет, совсем нельзя. Напомним, ставка — 18 часов.
А когда же готовить материалы к урокам? Дома, дорогие учителя, в своё свободное от работы время! За него вам никто не заплатит. Конечно, есть такое понятие как «наработки», но откуда им взяться в таких количествах и на любой класс у вчерашнего студента? Несколько уроков в день плюс три-четыре часа подготовки, плюс проверка тетрадей… Полный рабочий день обычного служащего набирается — около 9 часов, если не больше. И не стоит забывать о классном руководстве. Дети, они такие — только отвернулся — иди разбирайся…
Мысленно посчитав, сколько времени придется уделить на внеклассную работу, подготовку к урокам, проверку тетрадей и так далее, интересуемся зарплатой. Собеседование проходило с директором школы. Встреча была назначена заранее, но оказалось, что директор НЕ ЗНАЕТ, какой размер оплаты труда у учителя.
Спустя пятнадцать минут вызванивания и разговоров с завучем, примерная сумма наконец-таки была озвучена. Барабанная дробь… 24 тысячи рублей. Со всеми надбавками в несчастные 1-1,5 тысячи за классное руководство и так далее. 24 тысячи рублей — во столько ценят труд дипломированного педагога в Подмосковье сегодня. Ах да, это gross. То есть, на руки за минус 13%.
А «голый» оклад молодого педагога, окончившего магистратуру и работающего на одну ставку в 18 часов, составляет всего 14860 рублей опять же gross. А бакалавр получит и того меньше.
Заметив удивлённый и расстроенный взгляд соискателя, директор заволновалась: кадры были очень нужны. Оказывается, молодому педагогу полагается ещё единовременная выплата. Неприлично большая сумма, по её словам. Очень. 50 тысяч рублей. Однако, не спешите радоваться. Подобная сумма в подмосковье положена только если вы учились в областном университете и работать собираетесь тоже в области. Студентам московских ВУЗов такие выплаты не положены. В столице своя система выплат. В Москве молодой учитель получает единовременно порядка 100 тысяч рублей.
Снова наткнувшись на удивленно-расстроенный взгляд молодого учителя, директор обратилась к последнему средству: дополнительным занятиям. Платным, естественно! То есть ваши детки учат-учат язык, но что вы хотите: в классе столько учеников, педагогов не хватает, так что будьте довольны, если ребенок хотя бы алфавит выучит. А вот допзанятия — совсем другое дело. Мини-группы, индивидуальный подход. Любой каприз за ваши деньги. Ведь государство нормальное образование ваших детей финансировать не желает.
Как жить, нет, как ВЫЖИВАТЬ молодому педагогу на эти деньги? Хотя, с учётом подмосковного прожиточного минимума в 12,5 тысяч, даже много. Тогда всё нормально. И ведь по сути, директор не виновата. Бюджет ограничен, как ни крути.
Хороших учителей, для кого работа с детьми — удовольствие, в школах все меньше. Порой со слезами на глазах они вынуждены искать более «хлебные» места. Следовать, так сказать, заветам премьер-министра Дмитрия Медведева — идти в бизнес. Ведь преподавание — это же призвание, а зарплату за счастье заниматься любимым делом сегодня платят неохотно.
Ещё несколько слов про преобразование Одинцовского муниципального района в городской округ. В сельских поселениях — сельские школы. В них педагоги получают существенную 25% надбавку к окладу, которую потеряют в случае повышения статуса до городского.
Это что это, зарплата?…
13.59.205.182
Есть 2 (ДВА) подхода к оценке всего сущего.
1. ПЕРВЫЙ у меня всё плохо, потому что все вокруг меня умного, красивого и трудолюбивого — всё, сцуки, отобрали. Дальше позняк метаться. Надо побородзе с заборами на NYDELINA STREET…
2. ВТОРОЙ додумай сам.
Во-первых кто-то придумал в Москве, что языки преподавать сложно и с начала сделали двойную оплату только для тех кто преподавал китайский, корейский и японский, и почти сразу распространили на все языки кроме русского.
Во-вторых девушкам хитрым способом в момент окончания ВУЗа присваивали не 8 категорию, а сразу 12.
Плюс не одна ставка 18 часов, а допустим 24 часа, ну вот и получалось до 120 000 в месяц.
Всё это актуально на 2009-2010 годы, в 2009 году было очень хорошо с зарплатами в Московском образовании.
Только какое это имеет отношение к зарплатам учителей в Одинцово в 2016-2017 гг?
Этот гнойник существующей государственной системы лопнет конечно же, но очень не скоро. Народ мы терпеливый. Да и надежда живет наверное у каждого что в какой то счастливый день он приблизится к кормушке, «раскрутится». И готов ради этого и промолчать, и подлизнуть. Прав Путин когда сказал что чиновники такие же граждане РФ. И они тоже жить хорошо хотят. И единственный критерий хорошей жизни это ДЕНЬГИ. И у чиновников других способов добывания денег нет кроме как доить своих сограждан. Или заниматься финансовым менеджментом через аффилированные компании. И Премьер хоть и цинично, но искренне сказал. «Учитель — это призвание. Нет призвания — идите в коммерцию». А частные занятия — тоже не плохое коммерческое предложение. И частные школы — пожалуйста.
Вы поинтересуйтесь на досуге сколько сейчас такой чиновник имеет откатов.
Я говорю, о событиях 6-7 летней давности на расстоянии в 10 км от Одинцово, а вы о полуторовековой давности за 1 000 километров от Москвы.
Ну и если уж и подаваться в исторические параллели то лучше сравнивать с Циолковским из Калуги.
Что-то там никакой роскоши не наблюдалось, дай бог всем сытыми быть.
«Если ты промазал, то не имеет значения: на 1 мм или на 100 м. Результат одинаков — ты промазал!» © армейск.
Вот совсем недавно читал книгу Старикова о Сталине, там Сталин учит Катукова стрелять во время движения танка и спрашивается для чего? Когда по тебе стреляет так, почему-то резко падает меткость стрельбы из противотанковой пушки.
Да и из пушки в большинстве случаев, не обязательно попадать точно в цель, всё равно убьёт осколками ну или хотя бы оглушит.