Образовательный разврат. Несколько слов об «удалёнке»

27 апреля 2020, 18:31

Коронавирус с последующей самоизоляцией развернул нашу жизнь на 180 градусов. И нравится нам или не нравится, мы все были вынуждены приспосабливаться к новой реальности.

Удалёнка, Образовательный разврат. Несколько слов об «удалёнке»

Удалёнка

В том числе в области образования наших детей. Слово «удалёнка» почти так же популярно, как слово коронавирус, потому что так или иначе касается практически каждого.

Мой текст своего рода заметки постороннего, который уже много лет напрямую не связан со школой, но по-прежнему погружен в школьную тематику.

Начало вынужденного дистанционного образования можно сравнить с началом Великой Отечественной войны, когда советские войска отступали. Одна из причин заключалась в том, что отрабатывались наступательные навыки, а навыков ведения оборонительных боев не было.

Так и с «удалёнкой». Ни учителя, ни ученики, ни родители оказались не готовы.

«Из анализа инфраструктурной обеспеченности школ, который провели Минпросвещения совместно с Министерством цифрового развития, следует, что соответствующими возможностями обладают не более 25% обучающихся».

Компьютеризация школ имеет косвенное отношение к дистанционному образованию в условиях самоизоляции. И ученики, и учителя работают из дома. А у каждого конкретного учителя и конкретной семьи ученика технические возможности самые разные.

Например, в Петербурге из 507 тысяч школьников почти у 17 тысяч дома нет компьютерной техники и выхода в интернет. А Питер какая-никакая культурная столица. Губернатор Санкт-Петербурга обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков.

По Одинцово подобной статистики нет. Но знаю точно, что немало школьников не имеют компьютеров или ноутбуков. А с учётом того, что в некоторых семьях по два-три школьника, имела место серьёзная проблема с доступом работы на «удалёнке». Не будем забывать, что и у учителей есть дети школьного возраста. Поэтому первая неделя дистанционная образования паника и нервотрёпка для учеников, учителей и родителей. Особенно для родителей, которые по большей части впервые так плотно столкнулись с образовательным процессом своих детей без возможности выйти из четырёх стен.

Экстремальная ситуация обнажила ещё одну образовательную проблему. Школа, и учитель в частности, не готовы к дистанту. Это признаёт министр просвещения Сергей Кравцов:

«Конечно, не все школы и не все учителя были к этому готовы. Для многих семей это оказалось шоком.

… Школы пришлось в буквальном смысле закрыть, и в течение нескольких дней пересадить всю страну из-за парт, если так можно выразиться, на электронные площадки. Конечно, это получилось далеко не сразу и не везде».

Нет программ, нет методик для учителей. Не случайно говорят, что учитель дистанционного обучения совсем другая профессия. И программы, и методики буквально рождаются на ходу. Можно сказать, что сегодня процесс формального образования стабилизировался. Процесс уроков, презентаций, конференций более-менее отлажен.

На «удалёнке», Образовательный разврат. Несколько слов об «удалёнке»

На «удалёнке»

Но самый глобальный и в буквальном смысле больной вопрос — здоровье детей. Дети на удалённом обучении в условиях самоизоляции однозначно рискуют своим здоровьем. И психическим, и физическим. Уроки в зависимости от возраста длятся от двух до четырёх часов с перерывами. Часть детей также удалённо занимаются музыкой или иностранным языком. Плюс какое-то личное время в гаджетах. Компьютерный перегруз получается запредельным. Большинство семей проживают в квартирах. Шансы выйти на свежий воздух минимальны. Погулять с собакой или, если родители сознательно идут на нарушение самоизоляции. Возникает сакраментальный вопрос. Стоит ли дистанционного обучение того, чтобы подвергать потенциальным и реальным рискам детское здоровье.

Нет, внешне всё благообразно. Учитель что-то рассказывает, дети вроде бы слушают (не проверить), выполняют домашние задания. Посещаемость онлайн уроков близка к 100%. Отметки — душа радуется. Сплошь 4 и 5. Правда, за этим виртуальным почти имперским фасадом скрывается проблема, которая плавно перетекла из реальной школы, обретя ещё большие масштабы. Профанация образования.

В ряде московских школ и одинцовских тоже (знаю точно) есть неофициальная, но достаточно настойчивая рекомендация от администрации. Не ставить неудовлетворительных отметок. Мол, не надо травмировать ребёнка. Кабы чего не вышло. Руководство школ стремится угодить родителям, управлению образованию, министерству. Руководство некоторых школ обеспокоены не качеством образования, а только тем, чтобы «не загреметь на зону». Красную. Но если уж на зону, то на «зелёную».

Ужасно неправильно. Это то, что я всегда называл «образовательным развратом». Дети очень чутко чувствуют такие вещи. В некоторых школах максимум домашних заданий для самостоятельного изучения. Можно поставить галочку — дистанционное обучение ведётся. Да и потом. Домашние задания практически единственный источник отметок. Гугл в помощь, и домашнее задание готово. Практически все ответы к заданиям, начиная с учебника и заканчивая тестами на различных платформах, есть в интернете.

Урок длится 30 минут. На фронтальную, а уж тем более индивидуальную работу времени нет. В свете того, чтобы не ставить неудовлетворительные отметки, может быть и хорошо.

Такой показательный пример. Учительница дала мини-диктант из пяти предложений. Попросила его переслать через 5 минут. Кто выполнил просьбу, получили 2-3. Кто не выполнил и переслал диктант через час — два, написали без ошибок. Всё тот же Гугл в помощь.

И ради чего всё это. Кто учился хорошо и с интересом в реальной школе, тот точно так же учится и в виртуальной. Кто не учился, тот и не учится. Ничего нового.

Наверное, было бы логичнее и правильнее закончить учебный год досрочно. Тем более, регионам такое право предоставлено. А уже в новом учебном году по скорректированным программам навёрстывать упущенное. В таком предложении есть свои «подводные камни». От безделья и неумения себя занять взвоют и дети, и родители.

В качестве эпилога. Опрос SuperJob»a

Вопрос: «Родители, хотели бы вы, чтобы после карантина ваши дети остались на дистанционном обучении или вернулись в классы».

Ответ: «Остались на дистанционном 2%. Вернулись в классы 91%».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.

3.138.125.86

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
7 566
yans
лично#
lenivets: пзд…а это поезд.
alionka666: А слово из 3 букв сократится до 2?
вот и подошла новая цивилизация.
ma333
лично#
Ребята, тут важен контекст. Если Сашок пишет про поездку в Крым, то это точно поезд.
alionka666
лично#
yans: вот и подошла новая цивилизация.
Новая до 1 буквы сократитлоготип йоги
alionka666
лично#
ma333: Ребята, тут важен контекст. Если Сашок пишет про поездку в Крым, то это точно поезд.
А может он туда с любовницей махнул
alionka666
лично#
zaika: С тёщей, тогда это ПЗДЦ, ты уже зарегистрировалась на госуслугах? Уже вторник пошёл, теряем время…
Да пошли они, эти госуслуги!
like1
лично#
yans: вот и подошла новая цивилизация.
То, что мы тупеем очень явно показывает сейчас онлайн, а значит и искусственный интеллект будет тупой по всей видимости. В общем без возврата к нормальному образованию новой цивилизации точно хана, никаких новых разработок, экологии, полётов в космос и прочего. Прививка и все умрём разом, а то планете тяжко по всей видимости от нашего потребления. Кстати, меня сейчас очень радует, что апрель вернулся к нормальной температуре, похолодало, воздух чище стал.
like1
лично#
zaika: Посевная откладывается, призрак голода виден отчётливей
Будем все худеть. Фара жаловалась, что попа растёт. Прекрасный шанс похудеть.
alionka666
лично#
like1: Будем все худеть. Фара жаловалась, что попа растёт. Прекрасный шанс похудеть.
Мне уж дальше некуда, и так одни кости
masal
лично#
alionka666: А может он туда с любовницей махнул
«В Тулу со своим самоваром»?
У меня два номера отдельных, в один загрузить троих детей не проблема пока что, ну перекинуть мелкого к девчонкам. Ну вот только в прошлом году тяжелее пришлось, один двухкомнатный.
И всё равно только пзд.
masal
лично#
Однозначно конечно об отлаженном полноценном удалённом обучении пока говорить не приходится, практически всё правильно в статье, ну с деталями наверно. И с МА согласен. Но средняя вроде так успешно, хотя уроки всё таки не заменяет. Мелкий по друзьям немного скучает, но все держатся, сидят дома, у них стимул — Крым, учат песни «Легендарный Севастополь» и «Севастопольский вальс».
like1
лично#
masal: Однозначно конечно об отлаженном полноценном удалённом обучении пока говорить не приходится, практически всё правильно в статье, ну с деталями наверно. И с МА согласен. Но средняя вроде так успешно, хотя уроки всё таки не заменяет. Мелкий по друзьям немного скучает, но все держатся, сидят дома, у них стимул — Крым, учат песни «Легендарный Севастополь» и «Севастопольский вальс».
При внедрении удалённого обучения это ж сколько всяких ненужных министерств исчезнет (санитарные нормы не нужны, значит роспотреб не нужен, да он и сейчас не справляется за наши налоги, нет необходимости в мин. Образования, которое тоже не выполняет свою функцию уже сейчас). Содержать их тоже некому будет, так как производство, бизнес встал, а значит и другие всякие ведомства можно убрать, типа министерства промышленности и прочего
Наконец, люди и станут этим самым государством, вернемся в первобытно-общинный. Главными будут учителя, врачи, военные. Они и будут решать кого учить, лечить и защищать. За деньги уже не будет возможности купить эти профессии. Для остальных виртуальная медицина, виртуальное обучение…А там и развлечения, блогеры и прочее само по себе отвалится.
biunit
лично#
Многие взрослые люди не всегда справляются с самоорганизацией на удаленке.
И методологию работы осваивают и сотрудники, и работодатели по ходу, так сказать, пьесы…

Понятно, что тем более не было изначально готовности у образовательных учреждений, классически нацеленных на совместное физическое присутствие учителя и ученика.
А с другой стороны, Георгий, в конце концов это же и фильтр определенный. Кто хочет учиться, тот прорвётся через тернии к своим звёздам и знания получит. Так и при классике же было и есть. Если ты раздолбай, лодырь и жучила, ну так и будешь на своём уровне.
Вырастет такой вот дяденька, который уроки из Гугла списывал, и ведь всерьёз будет себя считать экспертом (диванным), всезнайкой, но только по факту будет ноль без палочки. Отсюда и нытьё, и «мне все должны», а те, кто не ленился, а учился — «они блатные, неправильные, у них карма, удача» и прочий бездарный лепет диванных экспертов.
yans
лично#
biunit: Кто хочет учиться, тот прорвётся через тернии к своим звёздам и знания получит.
на самом деле так происходит при любой форме обучения. элита и все остальные. так было всегда. и это нормально.
biunit: Вырастет такой вот дяденька, который уроки из Гугла списывал,
так он и сегодня оттуда же списывает. собственных мыслей ноль.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи