Пигарин: «Если начнется ядерная война, ты побежишь в бомбоубежище, а я — в студию прямого эфира»
В продолжение темы профессионализма, затронутую в интервью с Эдуардом Бировым, на этой неделе в рамках рубрики «Открытие» мы побеседовали с главным редактором Радио Одинцова (70,52 FM), нашим коллегой Леонидом Пигариным. В первой части интервью он объснил, почему работает на одинцовской радиостанции, хотя были предложения и от московских, и рассказал, как хотел создать собственное государство Y на острове Пасхи.
— Меня всегда интересовал вопрос: что может заставить журналиста (а журналисты, в основном, довольно амбициозные люди) предпочесть работу в региональном СМИ аналогичной работе в федеральном, более известном и авторитетном?
— Ань, все очень просто. Ты ездила в Москву на машине? Сколько времени дорога занимала?
— Примерно час туда и полтора обратно…
— Если ты ездишь на электричке, у тебя хотя бы есть возможность почитать книжку в дороге, а если на машине, то ты просто вычеркиваешь из своей жизни четыре часа каждый день, бестолково проводишь это время. Вот одна из причин, по которой лично я работаю в Одинцово. Хотя были, конечно, предложения работать и на других радиостанциях в Москве — и в должности редактора, и ведущего. Но я выбрал Одинцово. Другая причина — мой дом находится всего в ста метрах от студии прямого эфира. И если, не дай Бог, происходит какое-то ЧП, у меня время реагирования — 2 минуты. Если начнется ядерная война, ты побежишь в бомбоубежище, а я — в студию прямого эфира. И буду говорить людям, что делать.
— А много у вас слушателей? Лично мне, к сожалению, никогда не удавалось поймать Радио Одинцова на своем приемнике…
— У нас 137 тыс. слушателей в УКВ-диапазоне. Передатчик стоит в Голицыне. Мы вещаем на частоте 70,52 МГц. Плюс у нас есть проводное вещание (так называемые радиоточки — порядка 25 тыс. по всему району). Наши слушатели — это домохозяйки, пенсионеры, военнослужащие, учителя, но все равно это аудитория, от которой мы не собираемся отказываться ни при каких условиях.
— Как получилось, что Вы пришли на Одинцовское радио?
— Это было 10 лет назад. Мы шли по улице вместе с Андреем Тарасовым, который тогда работал в отделе молодежи. Еще не было даже Комитета по делам молодежи, культуре и спорту, и у Елены Александровны Будкиной, первого руководителя этого отдела, был маленький стол в Доме пионеров (ныне ОЦЭВ). И мне Андрей говорит: «Леонид, у нас есть полчаса на радио. Мы раз в месяц можем рассказывать о проблемах молодежи, о молодежной политике». Я подумал: «Давай расскажем!» Почему бы не рассказать?». Пришли — и рассказали.
— И о чем же рассказали?
— В то время намечался очень интересный проект — вместе с автором книги «Межлокальная контрабанда» Алексеем де Вием мы обратились в посольство Чили с предложением переселить 500 российских интеллектуалов на остров Пасхи. Чили, конечно, ничего не ответило, но НТВ сделало неплохой репортаж. Плюс Алексей еще был героем программы «Сегоднячко» (и я там тоже засветился как поэт государства Y). Мы хотели создать свое государство, где будут жить художники, писатели, поэты, различные творческие деятели. Они будут генерировать креативный продукт, продавать его и жить на эти деньги. У нас был устав достаточно большой, много сторонников. 500 российских интеллектуалов, от Егора Летова, Царствие ему Небесное, до Дмитрия Ревякина — согласились переселиться на остров Пасхи. И я пришел на радио, чтобы поделиться проектом государства Y.
— И что в итоге с этим проектом стало?
— В итоге я стал работать на радио (смеется). Не удалось его реализовать. Потому что мы попросили Посольство построить нам билдинг в 60 этажей, потому что иначе нам просто не хватило бы места, но там возникли какие-то проблемы с градостроительным законодательством, плюс это еще и заповедная территория.
— Но зачем нужно было изолировать интеллектуалов от остального общества?
— Принцип креативного реактора тебе о чем-нибудь говорит? Когда творческие люди собираются вместе, аккумулируется энергия и рождаются новые образы — в живописи, литературе, журналистике… А затем это творчество продается за очень большие деньги.
— Так это все было задумано с коммерческой целью?
— Конечно.
— Вы считаете, что настоящий художник, интеллектуал должен творить ради выгоды?
— Я не знаю. И так, и так. Можно и для себя творить, и для выгоды, смотря какие цели ты преследуешь.
— А Вы какие цели преследуете — в творчестве, в профессии?
— Я бы не сказал, что радиовещание — это творчество. Это ремесло, в первую очередь. А заниматься ремеслом бесплатно… ну, наверное, тогда это уже не будет твоим ремеслом. То есть профессионал — это тот, кто хорошо сделал свое дело и получил за это деньги. А творчество — это тогда, когда я написал стихотворение, прочитал его своей супруге или опубликовал в каком-то журнале, альманахе. «Ох, хорошо! Мое стихотворение опубликовали», и не получил за это ни копейки.
— Удивительно, но я уже второй раз за эту неделю слышу точку зрения, что журналистика (и, в частности, радиожурналистика) — это ремесло. Но, если исключить рутинную работу, разве создание авторских программ, даже открытие каких-то новых чисто технических приемов не является творчеством? Или это не входит в Ваши обязанности?
— Это входит в мои обязанности. Но все равно это тоже ремесло. У нас, например, полтора года назад стала выходить рубрика, которая мне близка — «Одинцовская лыжня». Я сам занимался лыжным спортом, кандидат в мастера спорта, выступал за сборную Московской области и даже тренировался под началом Колосова, который готовил Николая Земятова, нашего российского «короля лыж». Да, это можно назвать творчеством, потому что у меня есть возможность общаться с ярчайшими представителями лыжного спорта. За эти полтора года в гостях у нашего радио побывали все «элитные» лыжники и лыжницы. Общение с ними можно было бы назвать творчеством, потому что МНЕ это интересно. Но я все равно отношусь к такой работе как к ремеслу.
«За эти полтора года в гостях у нашего радио побывали все «элитные» лыжники и лыжницы». (На фото — пятикратная олимпийская чемпионка, почетный гражданин города Одинцово Лариса Лазутина)
— А по образованию Вы кто?
— По образованию я курортолог. Учился также на подготовительных курсах в Литинституте, тусовался там, пытался поступить, но меня не брали.
— Почему Литинститут? Детская мечта?
— Нет, не мечта. Я ведь до работы на радио занимался литературной деятельностью. Писал стихи, рассказы, эссе. И сейчас продолжаю писать. Полтора года назад тиражом 1 тыс. экземпляров вышла моя книжка «Сказки старого ворона». Это сказки для взрослых о том, что происходит вокруг нас, написанные эзоповым языком. О том, как создаются газеты, о том, как снимается кино, о том, как делается радио, как застраиваются заповедные уголки нашей земли, о том, как нарушаются экологические требования, о взаимоотношениях людей. Но все это происходит среди птиц. Там есть старый ворон. Он одновременно и сказочник, и лирический герой, и просто персонаж. Есть удод, сова, кукушка, дятел — то есть все как полагается в нормальных сказках.
— У героев есть конкретные прототипы или это собирательные образы?
— Конечно, собирательные. Они не привязаны к людям, живущим в Одинцовском районе. И вообще к Одинцово не привязаны. Я же вижу не только то, что у меня под носом происходит, но и смотрю телевизор, слушаю радио.
— Вы считаете, что смотреть телевизор и слушать радио — достаточно для того, что понимать, что происходит?
— В общем, да. Если ты разбираешься, то можешь понять. У Высоцкого, когда он, например, писал что-то, сочинял, всегда был включен телевизор. Я работаю точно так же. Когда я пишу статьи на сайт или какой-нибудь рассказик, телевизор работает.
— И какой канал включен?
— Без разницы. Люблю смотреть ОТВ (улыбается).
— Ваши «Сказки…» — это юмористическое произведение в стиле «Дня выборов» или все же серьезная публицистика?
— Те, кто читал, говорили, что «Сказки…» публицистичны, но я не могу сказать, что это публицистика в чистом виде. Есть моменты, которые могут заставить улыбнуться. Но это даже, скорее, не юмор, а сатира.
— А писательство — это для Вас творчество или ремесло?
— Хотелось бы, чтобы было ремеслом. Но пока только творчество (смеется). Для Достоевского это тоже было ремеслом. Роман «Игрок» он, будучи в долгах как в шелках, дописывал в авральном режиме.
— Достоевский входит в круг Ваших любимых писателей?
— Безусловно.
— А кто еще в него входит?
— Вообще, мой любимый поэт Лотреамон, автор «Песен Мальдорора». Когда ты прочитаешь Лотреамона, ты уже не можешь читать другую литературу — тебе кажется, что она вывернута наизнанку. Фридрих Ницше, Артюр Рембо, Стефан Малларме. Из наших — Довлатов, Маяковский, Велимир Хлебников, Венедикт Ерофеев — это классика. Что уж говорить о Лермонтове, Толстом, Достоевском, Пришвине и Паустовском…
Во второй части беседы вы узнаете, почему время вещания не должно превышать 50 минут, какое радио Леонид слушает на досуге, и умрет ли в ближайшее время радио как СМИ. Продолжение интервью с главным редактором радио Одинцова читайте в понедельник!
Текст: Анна Леонова
Хотите стать героем нашей рубрики «Открытие»? Или у вас есть друзья, которые достойны того, чтобы о них узнали все? Пишите Анне Леоновой по адресу anutaleon@rambler.ru или ICQ 266 563 819 — мы обязательно встретимся и побеседуем!
3.149.231.122
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
И второй: что курили с Алексеем Де Вием перед созданием проекта с интеллектуалами на острове Пасхи?
Включите мозг.
В школе вам не объясняли на занятиях по ОБЖ (НВП)?
Вы считаете этот проект утопичным?
Самое место для коллективного захоронения.
Ядерный взрыв вызывает эффект, сходный по последствиям с сильным землетрясением. Все подземные туннели уничтожаются, шансов выжить находящимся в них нет.
Вот как описывает события сценарий специалистов:
"Время «Ч»:
На Москву сброшена термоядерная бомба мощностью в несколько мегатонн. Эпицентр взрыва расположен в пределах Бульварного кольца. В эпицентре образовался кратер диаметром до 3-х километров, глубиной до 300 метров. Поверхность кратера покрыта толстым (несколько метров) слоем стекловидной массы, с очень высоким радиационным фоном. В радиусе 3-х километров от эпицентра (пределы Садового кольца) поверхность земли представляет из себя ровный слой стекловидной массы толщиной около полуметра. В радиусе от 3-х до 5 км (пределы Третьего транспортного кольца) можно наблюдать остатки наиболее прочных построек. Все люди, находившиеся на этой территории моментально погибли. В радиусе от 5 до 8 км наименее прочные здания и сооружения полностью разрушены. Улицы полностью перегорожены разрушенными верхними этажами прочных высотных зданий. В пределах 15 км все окна выбиты ударной волной. Вероятнее всего, все подземные сооружения, в том, числе и метрополитен в пределах Кольцевой линии метро полностью уничтожены сейсмическими воздействиями. 90% зданий в Москве повреждено или разрушено".
Это самый мягкий вариант - прорвалась лишь одна боеголовка.
А если боеголовка прилетит на Власиху, что вполне вероятно - там у нас штаб РВСН? Всё то же самое, но улицы Бирюзова уже нет, одна стекловидная масса.
Леонид Пигарин рассказывает нам по радио, что нам делать.
Ну да, конечно.
Если, конечно, передатчик в Голицыно будет получать электроэнергию в это время - позвольте напомнить, что когда в Москве погорел трансформатор только на одной подстанции в Чагино, света не было в половине Одинцовского района и на Петелинской птицефабрике подохли десятки тысяч кур.
А если электричества не будет - придётся Леониду брать в руки мегафон. Надеюсь, в редакции есть на такой случай запас батареек.
это наверное автор статьи обиделся
Отставить метро.
Ждём команду по радио.
Креативщики, блин. Просили бы выделить место для 500 бочек. Творили бы как Диоген, ну или жили бы на плотах, подвешенных к деревьям. А 60 этажей для пятисотен интеллектуалов это, извините, не креатив, а мещанство
кого-то здесь явно не хватает.
зачем мелочиться, шел бы уж сразу в кабак работать, по Хэмовски, так сказать (да и воздух с кухни куда как приятственнее)
------------------
Анекдот:
- Скажи мне что ты читаешь, и я скажу кто ты!
- Ну..ммм..Ницше, Рембо, Малларме .....эээээ.....
- Все ясно, ты лгун!!!!
-----------------
Поэтому читать весь этот бред (в смысле комментарии) насчет ядерной войны в особенности СМЕШНО
С Новым Годом! (много не пейте)
Мы, тоже, как творческие люди, мало пить не можем.
С новым годом!
Леня - очень неоднозначный персонаж. Однако благодаря ему я стала писать стихи Спасибо, Ленчик.
К вопросу гостя присоединяюсь!
))
Оборону крепим мы недаром.
Счастья, радости желаю!
Не стареть, а молодеть!
Душу рюмочкой согреть.
По одной за Новый год!
По второй за весь народ!
Ну а третью рюмку за тебя,
Cебя и За друзей!!
**mosgavr***