Виртуальная экскурсия: танковый музей в Кубинке (Часть VI)
Продолжаем виртуальную экскурсию по Военно-историческому музею бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны РФ в Кубинке.
Первую часть мы закончили посещением павильона №1, где осмотрели тяжелые отечественные танки. В продолжение экскурсии ознакомились с павильоном №2 — здесь представлены средние, основные боевые отечественные танки. Затем прошли в третий павильон — «Легкие танки и техника воздушно-десантных войск (отечественная бронетанковая техника)».
Сейчас находимся в пятом павильоне, посвященном образцам зарубежной бронетанковой техники Англии, Канады, США. Начало осмотра павильона здесь, продолжаем знакомиться с танками.
Существовало три основных маршрута снабжения СССР по ленд-лизу: Северный (другое название — Арктические конвои), Тихоокеанский, Трансиранский.
Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем самым рискованным. В 1941 году по нему шло 40% всех поставок, из них 15% усилиями фашистской авиации оказывались на дне океана. Суда загружались в американских портах Бостон и Нью-Йорк, а также в канадском порту Галифакс. В составе конвоев, включающих до 60 транспортов, под охраной ВМС США, Англии, Канады, суда следовали в Великобританию. Здесь часть судов разгружалась, остальные отправлялись в исландский порт Рейкьявик, где вместе с транспортами из британских портов формировались в новые конвои (по 15-45 судов). Которые, в свою очередь, шли в Архангельск и Мурманск, сопровождаемые американскими, английскими и советскими кораблями.
Всего за годы войны в северные порты СССР прибыл 41 конвой, включавший 811 транспортов. В обратном направлении отправилось 35 конвоев (715 судов), при этом немцам удалось потопить 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей. Погибли 4861 человек.
Тихоокеанский маршрут являлся самым стабильным и результативным. Около 50% всех грузов, поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего Востока. Главной проблемой для советской стороны здесь явилась нехватка собственных транспортов. Поэтому Дальневосточное пароходство получило по ленд-лизу 128 судов.
Трансиранский маршрут. В 1941 г., когда начались перевозки грузов по ленд-лизу в СССР, Иран практически не имел развитых транспортных коммуникаций. Английские инженеры, военные подразделения и местное население (основная рабочая сила) реконструировали железную дорогу от Персидского залива до Тегерана и на базе проселочных дорог построили современную автомагистраль с твердым покрытием, станции технического обслуживания.
По этим трем маршрутам в сумме было обеспечено 93,5% общих поставок. Оставшаяся часть грузов переправлялась по Черному морю и через советскую Арктику. Говоря о значении поставок, можно привести слова Иосифа СТАЛИНА. В ноябре 1941 года в своем письме к президенту США РУЗВЕЛЬТУ он писал, что «обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом». А в послании Сталина президенту США ТРУМЭНУ от 11 июня 1945 г. было отмечено, что «соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага — гитлеровской Германии».
Интересный факт: основным шасси для знаменитых «Катюш» были ленд-лизовские «Студебеккеры». США поставили 20000 этих автомобилей, в то время, как в СССР для этих же целей было выпущено всего 600 грузовиков. Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков, уничтожила война.
В пятом павильоне музея представлены не только ленд-лизовские образцы бронетанковой техники Англии, Канады и США. Здесь много интересных экспонатов, произведенных в перечисленных выше странах, но участвовавших на совершенно других полях сражений или находящихся на вооружении стран по всему миру.
США
Обращают на себя внимание два американских танка: один — своим «особым расположением» к зрителям.
Создан танк в противовес советсткому танку Т-54, принят на вооружение армии США в 1953 году.
Второй танк любопытен тем, что является впервые материализованным за рубежом советским изобретением. Это израильская модернизация 1975 года американского танка М48А3.
Лобовая часть его корпуса укреплена навесной динамической защитой.
Очень «плодовитая» машина — универсальный плавающий бронетранспортер, легко приспосабливался для решения различных задач. Год создания — 1960-й. На его базе было создано более 40 специализированных машин. Всего произведено около 85000 машин разных модификаций, 32000 из них для армии США. Находился на вооружении 47 государств.
Первый основной танк США — танк М60, принятый на вооружение в 1960 году. Ареной наиболее массового боевого применения являлся Ближний Восток.
Англия
Запоминающийся экспонат — английский «Победитель», разработан в 1954 году, получен в подарок от правительства Великобритании по межмузейному обмену на советский тяжелый танк КВ.
Изготовленный в 1967 году легкий танк FV-101 Scorpion, принят на вооружение британской армией в 1970 году. Преодолевал водные преграды за счет увеличения водоизмещения с помощью установки встроенного в корпус складного прорезиненного короба.
Канада
Бросаются в глаза два канадских «альбиноса»: бронированные снегоходы В-2 и В-3. Разработки 1937 и 1938 годов.
При проведении данной части виртуальной экскурсии использованы фактологические данные по ленд-лизу из журнала «Бронеколлекция» и из статьи Александра ВИСЛЫХ — капитана дальнего плавания, участника Северных конвоев.
Продолжение следует. Вернуться к началу осмотра музея можно здесь.
3.145.33.230
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: