Виртуальная экскурсия: танковый музей в Кубинке (Часть VII)

22 июня 2011, 05:43

Продолжаем виртуальную экскурсию по Военно-историческому музею бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны РФ в Кубинке.

Мы уже посетили павильон №1, где осмотрели тяжелые отечественные танки. В продолжение экскурсии ознакомились с павильоном №2, где представлены средние, основные боевые отечественные танки. Затем прошли в третий павильон — «Легкие танки и техника воздушно-десантных войск (отечественная бронетанковая техника)». После побывали в пятом павильоне, посвященном образцам зарубежной бронетанковой техники Англии, Канады, США (1, 2).

Переместимся в павильон №6 «Зарубежная бронетанковая техника. Германия». Здесь представлены образцы танков, САУ (самоходно-артиллерийских установок), тягачей и другой техники фашистской Германии.

Свое путешествие по павильону построим следующим образом: сначала ознакомимся с той техникой, которой была оснащена гитлеровская армия в самом начале Великой Отечественной, и с которой она начала вторжение в пределы нашей страны. Далее проследим, как технически модернизировалась армия ГИТЛЕРА по мере продвижения на Восток.

Мы не претендуем на глобальное аналитическое исследование, но краткий анализ технической модернизации армии нашего основного противника, в зависимости от ситуации на театре военных действий и тех задач, которые вставали в связи с этим перед Вермахтом, кажется нам интересным. Естественно, что сделать это мы сможем, опираясь только на образцы техники, которые представлены в музее.

Одним из самых ярких и трагических эпизодов начала Великой Отечественной войны без сомнения можно назвать оборону Брестской крепости. В самом конце павильона находится экспонат, неизменно привлекающий к себе внимание посетителей и имеющий непосредственное отношение к осаде Бреста. Это самоходная осадная мортира. Поражает, прежде всего, размер сооружения, за которым по первому впечатлению скрывается недюжинная мощь. И это впечатление не обманывает.

Самоходная осадная мортира Gёrat 040

Самоходная осадная мортира Gёrat 040

 

В конце 30-х годов на заводе «Рейнметалл» (Rheinmetall-Borsing) был создан прототип для создания 600 мм самоходной осадной мортиры. Основная цель, ради которой создавались мортиры — разрушение мощных фортификационных сооружений.

Мортиры получили имя «Карл» (Karl) в честь курировавшего эти работы начальника отдела вооружений Вермахта Карла БЕККЕРА, профессора и полковника, в последствие генерала артиллерии. Мортира получила одобрение в Министерстве вооружения, которое возглавлял на тот момент Альберт ШПЕЕР, и была запущена в серию под индексом Gёrat 040.

С ноября 1940 по август 1941 года изготовлено 6 установок и прототип, названных собственными именами: «Адам» (Adam), «Ева» (Eva) и именами древнегерманских богов «Тор» (Thor), «Один» (Odin), «Локки» (Loki), «Циу» (Ziu) и «Фернир» (Fernrir). Вес одной установки — 125 тонн, двигатель мощностью 580 л. с., максимальная — 750 л. с., скорость около 10 км/час.

Своим ходом установка передвигалась только на небольшие расстояния с одной огневой позиции на другую. Перед стрельбой она опускалась на днище, так как сила отдачи при выстреле превышала 700 тонн. Боевой расчет включал 12 человек, а всего одну установку обслуживало 108 человек. Боекомплект перевозился на двух бронетранспортерах с краном по 4 выстрела (4 снаряда и 4 заряда) на каждом. Вес каждого снаряда около 2200 кг, скорострельность — один выстрел в 20 минут. Для повышения дальности стрельбы в июне-августе 1943 года на Тор, Локки и Фернир установили 540 мм-вые стволы.

Ствол осадной мортирыСтвол осадной мортиры

 

На территории СССР во время Великой Отечественной мортиры применялись фашистами при штурме Брестской крепости, под Львовом, Севастополем, Одессой; в Польше при подавлении восстания армии Крайовой в Варшаве в августе 1944 года (когда один из этих чудовищных снарядов упал на позиции повстанцев и не взорвался, повстанцы сделали из него две тысячи ручных гранат); планировались и для обстрела Парижа. Но главное их участие в нашей войне было в Крыму в 1942 году. Об этом чуть позже, мы же вернемся к Брестской крепости.

Мортира «Адам»

Мортира «Адам»

 

22 июня 1941 года немецкая батарея из двух 600 мм мортир «Адам» и «Ева» обстреливала Брестскую крепость. «Адам» выпустил 16 снарядов. У Евы первый снаряд при заряжении заклинило, и она была отправлена в ремонт («женщина», видимо, не захотела стрелять в живых людей). Гитлер был очень заинтересован в новом оружии и специально прилетел вместе с МУССОЛИНИ в Брест, чтобы посмотреть результат применения тяжелых мортир. Результатами фюрер остался доволен… В настоящее время мортира осталась в единственном экземпляре в мире.

Из бронетанковой техники, находящейся на вооружении Вермахта на июнь 1941 года, в музее представлены образцы штурмовой техники: три легких и два средних танка. Фашистская Германия рассчитывала на легкую победу — в короткие сроки покорить нашу страну, поэтому не располагала большим арсеналом тяжелой техники. Такая техника менее маневренна, предназначена для тяжелых затяжных боев. Никто не предполагал тогда, насколько затянется эта кровопролитная и ужасающая по количеству жертв война.

Легкий танк Pz.Kpfw I Ausf.B

Легкий танк Pz.Kpfw I Ausf.B

 

Легкий танк Pz.Kpfw I был разработан фирмой «Krupp» в 1933 году, принят на вооружение Вермахта в июле 1934 года, в 1935 году модернизирован. Боевое крещение получил в Испании в составе легиона «Кондор», который был отправлен на помощь генералу Франко. Там у танка выявили массу недостатков, и в 1938 году производство было прекращено, но шасси выпускали до 1941 года для создания САУ и других машин. Танк участвовал в начальной стадии боевых действий против СССР.

Легкий танк Pz.Kpfw II Ausf.B

Легкий танк Pz.Kpfw II Ausf.B

 

Легкий танк Pz.Kpfw II был разработан фирмой MAN в сотрудничестве с компанией Daimler-Benz в 1935 году, производился с 1935 по 1944 год на заводах немецких компаний и объединенными машиностроительными заводами в Варшаве в 5-ти основных модификациях. Шасси использовалось для создания САУ, огнеметных танков, штурмовых орудий, транспортеров для подвоза боеприпасов. Боевое крещение получил в 1936 году в Испании в составе легиона «Кондор», участвовал в начальной стадии войны против СССР. На 22 июня 1941 года в войсках находилось около 800 танков Pz.Kpfw II, а в мае 1945 года — уже всего лишь около 150 машин.

Легкий танк LTvz.38 (Pz.Kpfw 38(t)Легкий танк LTvz.38 (Pz.Kpfw 38(t)

 

Легкий танк LT vz.38 (Pz.Kpfw 38(t) был разработан чехословацкой фирмой CKD в 1938 году. Серийное производство началось после аннексии Чехословакии фашистской Германией в 1939 году. Производились заводами BMM (такое наименование получила фирма CKD после оккупации) с 1939 по 1940 год. За время выпуска было изготовлено более 1400 танков в 8-ми модификациях. Все они получили индекс Pz.Kpfw 38(t). Наибольшее количество танков стояло на вооружении армий Венгрии, Румынии, Словакии, Болгарии. Европейские кампании Германии показали, что танк является одним из лучших легких танков, однако первые месяцы операции «Барбаросса» показали совершенную неэффективность и неприспособленность этих машин для танковых операций в условиях Советского Союза.

Средний танк Pz.Kpfw III Ausf.J

 

Средний танк Pz.Kpfw III был разработан фирмой Daimler-Benz в 1936 году. Танк изначально разрабатывался как машина командира роты, но в 1937 году поступил в подразделение Вермахта для замены танков Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II. На первых танках Pz.Kpfw III устанавливают 37 мм-вую пушку, но в дальнейшем из-за ее низкой эффективности заменяют на 50 мм-вую пушку. Танк участвовал в боевых действиях против СССР, но в связи со слабым бронированием, недостаточно мощным вооружением и исчерпанием возможности модернизации в 1943 году производство танка было прекращено. Всего было выпущено около 6000 машин в более, чем 20 модификациях.

Средний танк Pz.Kpfw IV Ausf.G

Средний танк Pz.Kpfw IV Ausf.G

 

Средний танк Pz.Kpfw IV — самый массовый танк фашистской Германии. Разрабатывался фирмой Krupp с 1935 года как боевая машина командира батальона. Производился на немецких заводах с 1937 года и до конца войны в 10-ти модификациях. На базе танка выпускались командирские танки, САУ, ЗСУ (зенитная самоходная установка), транспортеры для подвоза боеприпасов, БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), самоходные гусеничные мосты. К началу Второй Мировой войны в германских войсках находилось около 200 таких танков, на 1 июня 1941 года — около 800. Всего произведено около 9000 танков Pz.Kpfw IV.

В музее представлен образец основного противотанкового средства пехотных дивизий Вермахта на начало Второй Мировой войны — 37 мм противотанковая пушка Pak 35/36. Разработана еще в 1930 году. Кроме борьбы с бронированными целями, использовалась для уничтожения огневых точек и открыто расположенной живой силы противника. На Восточном фронте пробить броню советских танков Т-34 и КВ не могла, поэтому была заменена на 75 мм пушку Pak 38. Всего изготовлено около 16000 орудий.

37 мм противотанковая пушка Pak 35/36

37 мм противотанковая пушка Pak 35/36

 

Еще несколько образцов может быть не столь внушительной, но необходимой для ведения боевых действий техники:

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222

 

— Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222, разработан фирмой Weserhutte в 1935 году. Изготовлено около 1000 штук. Бронеавтомобиль мог обеспечить только выполнение штабных задач и разведывательных мероприятий. В ходе боевых действий на Восточном фронте выявились основные недостатки и ограниченная тактическая подвижность. Более эффективными эти машины оказались в боевых действиях в Северной Африке.

Легкий полугусеничный транспортер HK-101

Легкий полугусеничный транспортер HK-101

 

— Легкий полугусеничный транспортер HK-101 разработан фирмой NSU для перевозки легких полевых орудий парашютно-десантных подразделений, реально применялся для многих других целей, серийно выпускался с конца 1940 года. С 1940 по 1943 год было выпущено около 9000 транспортеров. Благодаря высокой проходимости был очень популярен среди солдат, воевавших на территории СССР, также использовался в войсках стран антигитлеровской коалиции.

Средний полугусеничный тягач 8tTypKMmll (Sd.Kfz7)

 

— Средний полугусеничный тягач 8t TypKMmll (Sd.Kfz7), разработан фирмой Krauss-Maffei в 1934 году. Самый массовый и популярный тягач Германии, производился по 1945 год. Применялся для буксировки 88 мм зенитных пушек, 150 мм тяжелых полевых гаубиц и трейлеров, а также в качестве ЗСУ с 20 и 37 мм пушками. Всего изготовлено около 12000 тягачей.

Тяжелый полугусеничный тягач 12tTypDBs 10 (Sd.Kfz8)

 

— Тяжелый полугусеничный тягач 12t Typ DBs 10 (Sd.Kfz8), разработан фирмой Daimler-Benz в 1932 году, производился с 1934 по 1945 год. Область применения аналогична среднему полугусеничному тягачу, а также использовался в качестве базы для ЗСУ 88 мм зенитной пушки FLAK 18 (Sf). Всего изготовлено около 3500 тягачей.

 

Как видно из обзора, вся штурмовая техника, кроме вспомогательной, выявила в ходе первых наступательных операций армии Вермахта на территории СССР массу недостатков, что требовало серьезной технической модернизации для использования в условиях Советского Союза. В следующей серии мы посмотрим, как менялось техническое вооружение войск фашистской Германии в ходе боевых действий на Восточном фронте.

 

Продолжение следует. Вернуться к началу осмотра музея можно здесь.

3.139.98.10

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
6 873
columbietz
лично#
Не помешает упомянуть, что тяжелый и средний полугусеничный тягачи проходили испытания на территории СССР, в рамках военно-технического сотрудничества СССР и Германии, но наших ответственных лиц не заинтересовали.

Что удивительно, ввиду того, что «полугусеничная тематика» была затронута ещё при царе и продолжалась все годы военно-технического сотрудничества.

1912-й, Кегресс сделал новый движитель на основе резиновой ленты, опытные образцы которой изготовило Российско-американское товарищество резиновой мануфактуры под фирмой «Треугольник», и испытал его на машинах Мерседес и «Руссо-Балт»:

Изображение

Изображение

«Руссо-Балт» ныне — это завод имени Хруничева в Филях; был преобразован после революции в авиазавод силами специалистов Хуго Юнкерса.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

«В итоге можно сделать неутешительный вывод: несмотря на многолетнюю возню советских инженеров с гусеничными движителями, до Великой Отечественной войны советской автомобильной промышленности так и не удалось выпустить надежный полугусеничный автомобиль, способный поступить на вооружение Красной Армии в качестве автомобиля-тягача высокой проходимости. А первой и единственной крупносерийной полугусеничной машиной стал выпускавшийся с сентября 1942 года ЗИС-42.

Изображение

Но обвинять во всех неудачах инженеров НАМИ (НАТИ) было бы неправильно. Несомненно, они допустили ряд просчетов, изначально неверно выбрав для доработок исходный тип гусеничного движителя. Но это был просчет конструктивный, а не стратегический.

Конструкторы в данной ситуации оказались заложниками политической воли и действовали соразмерно обстоятельствам, выполняя директивы наркомов, и при этом работали на пределе человеческих сил в сложных условиях нехватки нужного высокотехнологичного оборудования, качественных материалов, достаточных финансовых средств и грамотных технических специалистов, да еще творя в атмосфере постоянной охоты на вредителей.

А главная стратегическая ошибка была допущена наркомами автопрома и оборонной промышленности.

Наркомам красного автопрома полугусеничный автомобиль в те годы казался самым простым и дешевым способом создания в кратчайшие сроки большого количества машин высокой проходимости, что было весьма заманчиво в условиях нашей страны с ее находящейся в юношеском возрасте автомобильной промышленностью.

А высшее командование отсутствие в Красной Армии большого количества транспортных средств высокой проходимости особо не беспокоило. Военная доктрина СССР конца 30-х годов предполагала ведение краткосрочной наступательной войны, поэтому главной задачей советской промышленности ставилось производство танков и самолетов, в чем СССР вполне преуспел.

Поэтому все эти смешные полугусеничные машины были для военных даже не на втором, а на десятом месте, а уж полноприводные колесные автомобили и вовсе казались детской забавой.

В результате ставка советского руководства на использование полугусеничных машин в качестве средства повышения маневренности и боеспособности Красной Армии потерпела крах.

Эта долгая возня с полугусеничными машинами потребовала значительных затрат финансовых и людских ресурсов, а в итоге завела в тупик и привела к тому, что в СССР перед войной забросили все наработки по созданию машин с колесными формулами 4×4 и 6×6.

Вследствие этого просчета Красная Армия оказалась одной из немногих армий в мире, которая вступила во Вторую мировую войну, не имея машин с приводом ко всем колесам.«© извлечено из крайне познавательного материала форумчанина Уазбуки с ником Marrr
columbietz
лично#
Рассказ про немецкую полугусеничную технику:

columbietz
лично#
Подробнее, про Kettenkraftrad, или История «гусеничного мотоцикла».
columbietz
лично#
Почитаешь тут всякого и понимаешь, насколько наши «специально обученные люди» в своё время «сопли жеванули».

Германия, 1918 год.
Изображение

За морем-океаном:



У нас же, есть подозрение, такую технику заменили заключённые с тачками.

В ЖЖ сообществе посвящённом полугусеничным машинам, ещё много удивительного повидать возможно.
Гость
#
Цитата: columbietz 22.06.11, 19:12
Почитаешь тут всякого и понимаешь, насколько наши «специально обученные люди» в своё время «сопли жеванули».
Это Точно! Особенно, когда сравнишь вот с этой Техникой, уже в наше время…
Гость
#
А Вот еще Проекты танков, разных времен и народов…
ac19411941
лично#
columbietz: Почитаешь тут всякого и понимаешь, насколько наши «специально обученные люди» в своё время «сопли жеванули
Вот такие как ты! И жевали сопли! Ты и сейчас жуешь! Сопли усохшего арийца — Геббельса. Жует и пережовывает. Будь columbietz у руля все были бы в шоколаде. Cтратег ты наш, доморощенный. Задним умом все сильны.
columbietz
лично#
ac19411941: 
columbietz: Почитаешь тут всякого и понимаешь, насколько наши «специально обученные люди» в своё время «сопли жеванули
Вот такие как ты! И жевали сопли! Ты и сейчас жуешь! Сопли усохшего арийца — Геббельса. Жует и пережовывает. Будь columbietz у руля все были бы в шоколаде. Cтратег ты наш, доморощенный. Задним умом все сильны.
Я начинаю за вас беспокоиться
columbietz
лично#
Возможно, кого-либо заинтересует: «до сего момента самая полная информация о тягачах (любых, в том числе на автомобильной базе) в открытой печати это работы Е. И. Прочко»©
Гость
#
не «Фернир» (Fernrir), а «ФеНрир» (нем. Fenrir). тупая ты дура Ирина Телегина. проверять надо текст перед публикацией.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи