Уклонись от зла и сотвори благо

30 марта 2005, 17:24

Уклонись от зла и сотвори благо

Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыредесятницу», — ты скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил её…». Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведём его просто, как-нибудь… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествию сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он ещё продолжается, и будет с нами постоянная от него польза…

Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления.

Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь лёгким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось это испытать на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело… Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, тих, долготерпелив, сострадателен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст.

 

Чистота сердечная немыслима без обуздывания плоти. Она не может быть там, где потворствуют плоти, где творят что ей угодно; плоть не приучена к повиновению, а, напротив, привыкла к сластолюбивой изнеженности, ослабляющей и подавляющей духовные силы. Можно ли победить плотские похоти и страсти, не исторгнув самого корня их сластолюбия, не отказав своей плоти в прихотливом ее требовании известной пищи?

Можно ли стать выше соблазнов и искушений, если у нас нет настолько силы воли, чтобы отказать себе в каком-нибудь лакомом куске? Конечно, нет. «Кто, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — не привык обуздывать свое чрево, тот не начал никакой добродетели».

У нас многие не только не соблюдают пост, как блюли наши предки, но ещё и стараются доказать, что не нужно поститься. Говорят: «Разве Господь нуждается в том, чтобы человек недоедал и голодал?» Конечно, пост не нужен для Бога, как не нужны для Него и наши молитвы, и наши добрые дела. Как Существо всесовершенное, Он и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян.17, 24). И наши молитвы, и наши добрые дела нужны не для Господа, а для нас. Ими мы стараемся угодить Богу, выражаем свою любовь и преданность Ему.

Святитель Тихон,

Патриарх Московский и всея Руси.

 

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — немало; и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная — разве мачеха нам? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются… Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

Святитель Феофан Затворник.

Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

Святитель Иоанн Златоуст.

 

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто руки свои удерживает от воровства, грабления и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла…

Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза?

Многие от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза?

Есть такие, которые часто не касаются руками яства, но руки же протягивают на воровство и грабление чужого добра, и какая им от того польза? Истинный и прямой пост есть воздержание от всякого зла.

Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злым прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, — отврати очи твои, еже не видети суеты; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждений, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонися от зла и сотвори благо.

Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Святитель Тихон Задонский.

 

К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет он к очищению от грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие из нас с дерзновением, неосужденно смеют призывать небесного Бога-Отца и говорить: Отче наш!., не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушенный суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него в страну далече? Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всей строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждает к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Великопостное

Ты нас учил любить врагов,

Не мстить, не гнать за зло злодеев,

Прощать корыстных должников

И опасаться фарисеев.

Ты завещал закон блюсти,

Не забывать в скорбях о Боге

И крест безропотно нести

По дебрям жизненной дороги…

Но, Боже, Боже, как для нас

Твои слова невыполнимы,

Как каждый день и каждый час

Мы духом злобы одержимы.

И прелесть мира возлюбя,

Творя распутство до могилы,

Как далеки мы от Тебя,

Как близки к князю темной силы.

С. Бехтеев.

1936 г.

 

Кто будет жить на русской земле после нас?

Все мы были воспитаны в атеистической школе, у нас сложилось светское, обмирщенное мировоззрение. Сегодня мы, учителя, вступаем на новый путь — путь духовной жизни, открывая его детям.

А как верить в Бога? Что такое Вера? Это информация о Боге? Нет. Это богословские знания? Да, но апостолы были простецы, рыбаки. Это исполнение церковных обрядов? Да, но фарисеи преуспели в букве закона, однако распяли Иисуса Христа. Значит, информации о Боге и богословских знаний, и исполнения церковных обрядов недостаточно для Веры. Вера — это еще и встреча с Богом, ощущение живого присутствия Бога рядом. Счастлив тот, кто уже имеет опыт такой встречи. Как передать это детям?

Вера от веры зажигается, как огонь от огня. «Вера не доказуется, а показуется», — учит святоотеческая литература. Таким живым носителем веры был русский народ. Братья Кириевские называли «православие главным сокровищем России», а народное благочестие ценили «выше всех культурных достижений Запада». Как наказ, предки передали нам: «Русь Святая, храни веру православную». Свои духовные грамоты русские князья неизменно заканчивали одними и теми же словами: «И чтобы свеча не погасла…»

О какой свече идет речь? О молитвенной, о свече веры. Эту свечу и задумал затеплить коллектив педагогов в школе №8. Наша задача — приблизить богатства православной культуры к детскому восприятию, пробудить творческое начало, увести от ядовитой жизни улицы, оторвать от компьютера и TV, журналов Cool и «Молоток», от семейного зла, научить различать добро и зло и утвердить в добре. Директор школы О. Н. Бояринова поставила перед воспитателями благородную цель: «Наши дети должны выбирать добро на уровне инстинкта, не раздумывая становиться на сторону добра!»

Кстати, директору принадлежит неформальное название кабинета ОПК — «Светелка», что роднит его со словами «свет», «свеча», свет просвещения, свеча веры.

В школе было выделено особое помещение, которое второй год строится, наполняется, одухотворяется и превращается в ту нравственную среду, которая, мы надеемся, поможет преобразить ребенка и утвердить его в добре. Кабинет создается совместными усилиями школы и церкви. Изучение всякого предмета предполагает наличие материально-технической базы, наглядных материалов, программ, учебников, методической и учебной литературы. С Божьей помощью эта база создана и наполнила стены наглядностью и теми духовными образами, которые будут питать детские души.

Кабинет зримо разделен на две части. Одна — учебная, вторая воссоздает интерьер крестьянской избы, настоящая «светелка». Это многофункциональная экспозиция помогает детям, живущим в городских квартирах, познакомиться с крестьянским укладом Святой Руси. Изба, ее устройство, утварь, конечно, — памятник материальной культуры. Но мы помним, что русский быт был одухотворен, а человек на Руси — благочестив. В русской избе Бог и человек уживались рядом. Вспомните притчу о Марфе и Марии — одна хлопочет по хозяйству, другая внимает слову Божьему. В русской хозяйке счастливо уживались и Марфа, и Мария. Хозяйственный угол, «бабий кут» был царством Марфы, а в Красном углу с образами обитала молитвенница Мария.

Традиции благочестивого русского дома ныне забылись. Семья утратила связь поколений, отошла от церковной жизни, поэтому школа вынуждена брать на себя новую заботу. Помогает вспомнить, что на Благовещенье из клеток выпускали птиц, пекли на Масленицу блины, а Прощеным воскресением говорили друг другу «Прости!», чтобы с легким сердцем встретить Великий пост. Постом не только ограничивали себя в еде, но и тайно благотворили, украшая себя добрыми делами. В школе мы учим детей, как хранить и употреблять крещенскую воду, чтобы не упустить благодать Божью, что делать с четверговым огнем и зелеными ветками Троицы. Свет Веры зажигается в сердцах во время предпраздничных хлопот накануне Рождества или Пасхи. В школе разыгрывают полузабытое вертепное детство, слову «вертеп» возвращается его первоначальный смысл. Вот такими заботами живет школьная «Светелка», в которой дети проживают праздники, учатся накрывать Рождественский и Пасхальный стол. Так развиваются таланты и дарования, исподволь рождается и благочестивый человек, который останется жить на русской земле после нас. И пусть горит свеча, зажженная добрыми руками.

В. В. Ильина,

преподаватель основ православной культуры

Одинцовской средней школы №8.

 

Будьте как дети

Наступил долгожданный день для ребят Воскресной школы при храме в честь Гребневской иконы Божьей Матери. 23 февраля. Ребята с мамами и преподавателями едут на встречу с людьми, побывавшими на войне. Трудно понять и осознать 5-8-летним девочкам и мальчикам, что в мирной стране могут пострадать люди, совсем еще молодые. И вот автобус подъезжает к воротам госпиталя. Нас встречает дежурный врач и провожает в холл, где расставляют стулья для тех, кто может передвигаться. С удивлением замечаем присутствие мужчин и женщин старшего возраста. Позже узнаем, что в госпитале проходят лечение и реабилитацию не только побывавшие в Чечне молодые ребята, но и те, кто воевал в Афганистане. Детки впервые оказались в госпитале и очень волновались, так что им приходилось немного помогать. Но, рассказав по одному стихотворению и спев песню, дети, ободренные теплым приемом и участливыми, доброжелательными улыбками, стали вспоминать, рассказывать и петь все, что знали. Концерт получился очень трогательным. После выступления ребята раздали в подарок всем присутствующим молитвословы. Потом нам разрешили навестить в палате молодого человека, который пока не может ходить. Ребята устроили и для него небольшой концерт.

Буквально на следующий день ребята подходили к преподавателям и спрашивали, когда можно будет опять навестить солдат. Детям нужно такое общение, они чувствуют, что несут добро, пусть даже малыми крупицами. И благодарные глаза присутствующих свидетельствовали о том, что не зря мы приехали.

Мы будем стараться, чтобы такие встречи стали традиционными для детей нашего храма.

Спаси, Господи, всех русских воинов, пострадавших за Родину.

Н. Б. Галанина.

 

На масленичной неделе

Великий пост предваряет масленичная неделя. Отношение православных священнослужителей к масленичным гуляньям неоднозначно. Некоторые считают их языческим обычаем, а другие — допустимым. Масленица — это не праздник, а народное гуляние. Название «Масленица» появилось к концу 17 века. Содержание праздника определяет отношение к нему. Если мы не будем относиться к нему как к языческому, то и содержание его не будет таковым. Во время масленичного гуляния человек получает заряд бодрости и веселья, гулянье помогает прогнать усталость. И с этим чувством мы переходим к Прощеному воскресенью, с бодрым духом и вступаем в Великий пост, дабы не быть унылым, когда постишься. О сути масленичной недели, ее традициях и содержании поведали 11 марта воспитанники Одинцовского Православного социально-культурного центра зрителям, среди которых были не только родители, подопечные Воскресной школы и воспитанники приюта, но и ученики 8-й школы с их преподавателем основ православной культуры В. В. Ильиной.

Затейники, студенты филиала Российской Международной Академии туризма в пос. Барвиха, организовали игры на улице с участниками гулянья. А затем все с большим удовольствием ели блины и пили чай из самовара на свежем воздухе.

Н. П. Швыряева.

 

В Горках-10 будет построен храм

Первые православные богослужения в посёлке Горки-10, где планируется строительство храма в честь великомученика Георгия Победоносца, пройдут нынешним Великим постом. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия службы совершит священник Виктор Васильев, настоятель храма Святой Троицы в Назарьево.

В воскресенье 3 апреля в 17.00 жители Горок-10 и окрестностей приглашаются на соборование (оно необходимо каждому крещёному человеку, кроме младенцев, хотя бы один раз в год). А в субботу 16 апреля, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, в 9.00 впервые будет совершена Божественная литургия с исповедью. Обе службы пройдут в актовом зале поселкового ДК (у дороги в Горышкино).

Ну, а в Великую субботу 30 апреля, перед Пасхой, на 14.00 запланирован торжественный молебен с воздвижением поклонного креста и иконы и с освящением куличей, яиц и пасок на улице в центре посёлка Горки-10, около здания АТС-419. Следующая служба — панихида 9 мая. Справки по тел. 419-76-03 и 638-12-81.

Подготовка землеотвода под строительство храма осуществляется в соответствии с распоряжением главы Одинцовского района А. Г.Гладышева. «Товариществом реставраторов» Русской Православной Церкви уже подготовлен эскизный проект храма.

 

Знаменательное богослужение

27 февраля при стечении молящихся из посёлков Назарьево, Николино и деревни Дарьино в Никольском храме деревни Дарьино была совершена Литургия в служении священников Виктора Васильева и Константина Васильева. За богослужением присутствовали благочинный церквей Одинцовского округа архимандрит Нестор (Жиляев), член Совета Федерации Н. П. Чуркин, ктиторы храма.

Священнику Виктору Васильеву, который в 1995 году начал совершать богослужения здесь, ещё на зелёной лужайке, на месте снесённого до основания храма, был передан памятный подарок, выражена благодарность и просьба не оставлять попечения о храме и приходе, который все 300 лет своего существования был приписным к Троицкой церкви в Назарьево. Новому настоятелю, выпускнику Московской Духовной семинарии священнику Константину Васильеву, со стороны попечителей храма была высказана готовность приступить к строительству отдельного жилого дома причта.

В помещении Воскресной школы Никольского храма для всех собравшихся была предложена праздничная благотворительная трапеза от Троицкой церкви посёлка Назарьево.

Жизнь воскресной школы

В конце зимы в Воскресной школе храма святителя Николая в селе Сидоровское произошло несколько важных событий.

Состоялась встреча воспитанников Воскресной школы с детьми из приюта при Свято-Никольском монастыре города Малоярославец. Для них был устроен концерт, на котором звучали стихи, песни, игра на фортепиано, а также фольклорное выступление. В ответ дети из приюта поставили сказку «Морозко» на православный лад. На прощание им передали памятные подарки.

Настоятель Никольского храма протоиерей Иоанн Борисов провёл беседу с православной молодёжью о взаимоотношениях юноши и девушки. Там же был показан видеофильм о переходном возрасте.

13 февраля состоялась встреча с гостями из Николо-Перервенского монастыря Москвы. Был поставлен спектакль по рассказу Достоевского «У Христа на ёлке» в исполнении преподавателей и воспитанников Воскресной школы, а также семинаристов из монастыря.

В самом Никольском храме села Сидоровское был освящён и установлен на колокольню новый колокол, пожертвованный прихожанами. А для строительства фундамента будущего Михаило-Архангельского храма в соседнем городе Краснознаменске завершён сбор средств, ожидается начало работ.

 

Хорошо ли знают Библию «Свидетели Иеговы»?

Возлюбленные! не всякому духу верьте,

но испытывайте духов от Бога ли они,

потому что много лжепророков

появилось в мир. (1 Ин. 4,1)

Мы часто сетуем и жалуемся на что-нибудь: на немощи, одиночество, начальство, на вечную нехватку денег, на наше «сложное время», старики жалуются на молодёжь, а молодые на «предков», одним словом, пеняем на разные скорби и беды. И вот находятся люди, которые эту нашу черту, не самую в нас красивую и мудрую, но по-человечески объяснимую и вызванную иногда объективными причинами, умело эксплуатируют в своих целях. Пристанут прямо на улице с вопросом: «Как вы думаете, нынешние бедствия когда-нибудь закончатся?» Они обходят квартиры с настойчивым приглашением изучить Библию. Их очень интересует, известно ли нам «имя Бога?» И ещё они с удовольствием вручают свои пёстренькие журнальчики «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!»

Вы, конечно, догадываетесь: речь идёт о секте «Свидетелей Иеговы». Она появилась в XIX веке в США, дробилась с тех пор на разные толки, управляется она из Нью-Йорка, её члены называют себя христианами, но Господа Иисуса Христа не признают Богом.

Кстати говоря, Библию они не изучают, а только читают небольшой набор одних и тех же отрывков и фраз. Ссылка на Писание — это предлог для вовлечения неразборчивых граждан в их круг. Стоит оказаться с ними вместе, как Библию скоро заменит очередной номер «Сторожевой башни» с «прекрасной» статьёй, отвечающей как будто на все вопросы… У них существуют методики и психологические приёмы воздействия на слушателей.

Зачем же всё это им нужно? Чем не устраивает их Православная вера, неразрывно связанная в сознании большинства россиян с историей России, да и с самим образом и духом нашей Родины? Кратко коснёмся некоторых «трудных» вопросов, возникающих в разговорах с сектантами.

Предварительно заметим, что «свидетели Иеговы» не пользуются подлинным текстом Библии, но предлагают свой, так называемый «Перевод Нового Мира» (1950г.), в котором многие библейские слова и понятия искажены в целях приспособления их к сектантскому мировоззрению.

»Свидетели» отвергают, например, значение «Священного Предания», понятие это заменили словами «учение» или «традиции» (хотя у Апостола Павла — дословно «предание»); но намеренные подмены их обличаются самим же Писанием. Откуда они знают, что Евангелие от Матфея написал Матфей, а именно Марк составил благовествование от Марка? Где «прочитали» Каин и Авель, как им следует совершать жертвоприношения; из какого источника, как не из Предания, почерпнул Ной знание о животных чистых и нечистых? Что имеет в виду Апостол Павел, когда просит фессалоникийцев: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). На первом месте здесь поставлено слово, а послание (слово записанное) следует после. Церковь есть живое Предание, в недрах которого рождается и бережно хранится, мудро объясняется и передаётся от поколения к поколению святыня Писания, а «свидетели», отвергающие Предание, уничтожают, образно говоря, воздух и среду, в которых Писание дышит и существует, и тем самым они воюют, конечно, на Церковь.

»Свидетели Иеговы» утверждают, что с IV века до 1914 года «люди спали», а в ( 1914 году Иисус Христос вернулся на землю в виде их организации, точнее — её руководящей корпорации в Бруклине (Нью-Йорк). Летаргическое, сонное богословие «свидетелей» никак не согласуется со Священным Писанием. Господь заповедовал Своим ученикам и в их лице всем христианам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20). Господь Иисус Христос пребывает со Своей Церковью не в отдельные дни, месяцы или годы, а буквально во все дни; тем более Он не допускает полуторатысячелетних перерывов в пребывании с Церковью и в Церкви. Евангельское благовестие совершалось и совершается в мире непрерывно. В книге пророка Даниила сказано, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится». (Дан. 2,44). И Христос обещает, что Церковь Его, основанная на камне веры, не падёт, не «уснёт», «и врата ада не одолеют её». (Мф. 16, 18).

»Свидетели Иеговы» не понимают или не желают вникнуть в тайну Бога, Единого по Существу и Троичного в Лицах. Ссылаясь на заповедь Моисея — «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4) — они стараются подчеркнуть, что Бог, это одна, как они говорят, «величайшая личность», а не «три личности».

Если внимательно прочитать слова Моисея о Единстве Творца, тогда, возможно, откроется вдумчивому взгляду некая важная грань главной заповеди: Господь не один, а именно «един». Назвать группу людей или отдельного человека «едиными», «единым», значит указать на их сплочённость, соединённость, но не на раздробленность и не на безответное одиночество.

В разных книгах Библии нередкие указания на Святую Троицу содержательно связаны с ключевыми моментами Её участия в жизни человека, в истории человечества. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1,26). «… Сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Бытие 11, 7-8). Здесь, как и во многих подобных местах, мыслится и видится таинственное единство во множестве.

»Свидетели Иеговы» настаивают на том, что «сын», Иисус Христос, меньше Отца, что Он не Бог, но сотворён Богом. На чём же они основывают своё неновое, напоминающее древнюю ересь Ария, утверждение? На своём излюбленном приёме: изъятии цитаты из контекста и в принуждении её, одинокой, трудиться на их интересы. «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28) — радуются иеговисты, приводя слова Самого Христа. Они заблуждаются, не зная Писания, хотя только его и призывают изучать. Ни слово, ни строка сами по себе ничего или мало что значат — необходимо обозреть целое, прочитать слово или фразу в контексте. «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30) — сказал Христос в другое время. И Он же подтвердил: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?» (Ин. 14, 9). Разномысленные, на первый взгляд, цитаты, вместе поставленные, говорят о двух природах во Христе — Божественной и Человеческой. Сын Божий алкал и жаждал по плоти, но в Этой Плоти нельзя не услышать голос и власть Бога: «Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших: ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших» (Ин. 8, 24). «… В Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9), — поясняет Апостол Павел. Пророк Иеремия называет грядущего Христа, в подлиннике, четырёхбуквенным именем — Яхве (Иер. 23, 6). А уж это пророчество ставит «свидетелей» в неразрешимое затруднение.

Апостол Павел пишет коринфянам, что Христос есть «образ Бога невидимого» (2 Кор. 4, 4). Слово «образ», по-гречески «эикон» (икона), в греческом переводе Ветхого Завета содержит смысл, указывающий на первообраз. Во времена ветхозаветные изображать Лик Божий было немыслимо, потому что Господь являлся тогда человеку только под видом Ангела. А Ангелов как раз иудеи изображали старательно, искусно, по повелению Божию, о чём подробно излагается в Третьей книге Царств: Соломон «на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов» (3 Цар. 6, 29). И поклонялись иудеи именно храму (а не в храме по переводу иеговистов) — об этом пишет пророк Давид в пятом псалме. «Свидетели Иеговы» в своих журналах постоянно изображают Христа, пророков, апостолов, даже ангелов и Божию Матерь, но заявляют, что не поклоняются им. Когда их спрашивают, почему Бог, воззвавший к Моисею из среды горящего куста, потребовал от него снять обувь, «ибо место, — сказал Бог Моисею, — на котором ты стоишь, есть земля святая», «свидетели» отвечают, что так и надлежало поступить Моисею на земле освященной, а земля стала святой по причине присутствия на ней Бога. И отвечают они верно, только уклоняются от дальнейших выводов.

Бог требовал от Моисея видимых знаков поклонения святому месту. Действительно, материя, через которую Господь проявляет своё присутствие, становится святой или освященной. В Ветхом Завете говорится о ковчеге Божием, о богослужебных сосудах, о мощах пророка Елисея, на которых почивала благодать Божия. Платки и опоясания Апостола Павла исцеляли больных. Православные христиане почитают иконы, чтят и величают Матерь Божию и святых, но истинное поклонение, «еже подобает Единому Божескому Естеству», они воздают только Богу (Догмат 367-ми святых отцов Седьмого Вселенского Собора в Никее).

Почитательное поклонение Кресту, храму, святым мощам и иконам, возводящее ум и сердце благоговейного почитателя от образа к первоообразу, не имеет ничего общего с идолопоклонством, ибо «идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4), то есть, согласно Апостолу Павлу, в добром творении Божием под идолом зияет пустота и «свидетели», как, впрочем, и баптисты, пятидесятники, адвентисты и проч., уничижая иконы и уподобляя их идолам, невольно или умышленно отрекаются от первообразов. Но для человека, который сам есть образ и нуждается в общении с первообразом, небезопасно высмеивать, устранять или разрушать подобные связи в окружающей его действительности. В Иисусе Христе миру был дан видимый образ (икона) невидимого. «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14). Во Христе, в Его душе и теле воссоздано гармоническое единство Божественного, небесного и земного. Христос и есть первая икона, образ Ипостаси невидимого Бога Отца — как же после этого не иметь в Церкви иконы Господа Спасителя? Господь Иисус Христос и Бог Отец едины по Существу Своему, а по Личным Свойствам различаются. Икона же Спасителя, выполненная в каком-либо материале, и Сам Христос по существу, конечно, различны, но образ являют единый. И в этом образе, освященном Церковью, Господь таинственно присутствует Своей благодатью.

Страшно и непривычно православному христианину (да и римо-католику, и лютеранину…) смотреть на иллюстрации Распятия Господа Иисуса Христа, помещаемые в журналах «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Душу охватывает ужас перед кощунственным изображением: мы видим Христа и разбойников, висящими на столбах или кольях. «Свидетели Иеговы», соглашаясь на словах с истиной, что в Ветхом Завете многие действия, слова и ситуации носят преобразовательный, символический или аллегорический характер, отказываются видеть, например, в благословении патриархом Иаковом Манассии и Ефрема символическое свидетельство о форме голгофского древа, то есть Креста (Бытие 48, 13-14).

Если бы Христос был повешен на столбе, то речь шла бы, как, впрочем, и утверждают «свидетели Иеговы», об одном гвозде, пронзившем две скрещенные руки. Однако Апостол Фома в Евангелии от Иоанна «сказал им» (то есть другим апостолам): «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей… не поверю» (Ин. 20, 25). И в греческом тексте также читается множественное число, и в переводе «Нового мира» (который в употреблении у иеговистов), где простое и скорбное слово «раны» заменено на какое-то уклончивое и дамское «отметины», множественное число всё-таки (неужели по недосмотру?) уцелело. Опять «свидетели» просчитались? Или они не обращают внимания на всякие мелочи: ещё один гвоздь, ещё перекладина на Кресте, иконы, мощи, иерархия… Этот список утрат простирается до самого святого и продолжать его вот так, между делом, не следует.

»Свидетели» придерживаются того разумного мнения, что новозаветная эра благодатней и спасительней, чем времена ветхозаветные. И войти в народ Божий ныне легче представителям разных наций и государств, чем ранее, до Рождества Христова, когда только одному Израилю были открыты Истина и Вера. Но «свидетели» и здесь непоследовательны. В духовном смысле всем стало спасительней с пришествием Христа в мир, вот только положение детей ухудшилось: их вхождение в народ Божий в эру Ветхого Завета через обрезание иеговисты не оспаривают, а детям, родившимся по Рождестве Христовом, присоединяться к народу Божию через Крещение препятствуют. А обрезание — против этого им нечего возразить — есть прообраз Крещения. Апостол Павел пишет Колоссянам: «В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога» (Кол. 2, 11-12). Разве не ясно и решительно звучат слова Господа: «… . Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).

Непонятной и напыщенной торжественностью окутали «свидетели» вопрос об имени Божием. Возможно, для некоторых людей, для тех, кого блаженный Феодорит Кирский в трактате «Сокращенное изложение Божественных Догматов» назвал «несмышленными», не знающими значения еврейских имён, этот вопрос и имеет некое магическое значение…

Имя Эхйе, от которого средневековые переводчики через искажение произвели имя Иегова, среди прочих имён Бога — Адонаи, Елои, Ил, Или, Элохим, Яхве, Эхйе Ашер Эхйе занимает по частоте употребления в еврейском тексте Библии одно из последних мест. Кроме того, имеется и сочетание согласных букв, намеренно не произносившееся евреями, но не из суеверия, как заявляют иеговисты, а по причине вполне понятного благоговения. Надо же допускать, чувствовать, что времена древние отличались культурно-психологическим своеобразием.

На самом деле имя Иеговы встречается только в «Вульгате» — в первом латинском «народном» переводе Библии блж. Иеронима. В русском переводе Ветхого Завета, частично запечатлевшем влияние латинского текста, транскрипция имени «Иегова» встречается всего 8 раз. В «Еврейской энциклопедии» подчеркивается, что форма произнесения и написания Иегова недопустима, потому что изобретена искусственно — она возникла из попытки произносить согласные буквы имени Бога (по-русски эти согласные пишутся так: ИГВХ) как если бы к ним приписали гласные, изъятые из имени Адонаи.

Кроме того, статистика также говорит не в пользу иеговистов. В еврейском тексте Ветхого Завета имя Яхве встречается 5789 раз, Элохим — 1083 раза, а Эхйе — послужившее «согласной» основой для Иегова — только 51 раз. А имени Иегова в современных переводах католиков, от которых оно когда-то проникло в русский перевод, вовсе нет.

В нашу задачу не входило обсуждение таких сторон деятельности секты «Свидетелей Иеговы» (её другое имя — «Общество Сторожевой башни»), как запрет на переливание крови, которого у них не существовало до 1961 года и из-за которого за последнее сорокалетие XX века погибло очень много детей; запрет на пересадку любых органов и тканей, даже на самые безобидные офтальмологические операции, из-за которого многие люди сделались инвалидами; запрет на прививки и вакцинации. Последние два запрета они были вынуждены отменить, но уже после того, как их директивы причинили вред здоровью людей. Ни объяснений, ни извинений от «Верного раба», то есть от Международной руководящей корпорации в Бруклине, конечно не последовало.

Здесь мы едва коснулись только того, что в особенную заслугу вменяют себе иеговисты — знания Библии. Даже при беглом обзоре далеко не всех острых вопросов обнаруживаются предвзятость «свидетелей», их ограниченность и поверхностность. Что мы можем противопоставить им? Верность и знание; постоянное поучение в Писании и усвоение Предания Православной Церкви.

Протоиерей Павел Карташев.

 

Зачем церковь нужна молодым?

Ежегодно перед Великим постом в Одинцовском благочинии происходят встречи молодежи и известных деятелей Церкви. В гостях у нас побывали дьякон А. Кураев, профессора А. И. Осипов, А. Дворкин, А. Ранне. Каждый год, как отметил в своем вступительном слове архимандрит. Нестор, рассматриваются разные аспекты проблемы «Церковь и молодежь». Молодые люди приходят на эти встречи, чтобы получить ответы на свои вопросы, которые самостоятельно не могут быть ими решены.

В этот раз в зал КСЦ «Мечта» был приглашен известный проповедник протоиерей Дмитрий Смирнов для обсуждения темы: «Зачем Церковь нужна молодым?» Зал был переполнен.

Как отметил о. Дмитрий, перед ним эта проблема не стояла, так как уже с детства он находился в ограде Церкви. Поэтому лектор посмотрел на проблему с другой стороны «А зачем я нужен Церкви?» Основываясь на примерах из своей жизни и жизни людей, которые во множестве обращаются к о. Дмитрию за советом и помощью, было замечено, что Церковь дает возможность поддерживать нравственный уровень, оставаться человеком в полном смысле этого слова, дает возможность творить, а не самовыражаться (что сейчас очень модно), делать открытия в различных областях науки и техники (так в Древней Руси монастыри всегда являлись центрами знания), и, наконец, сохранять национальную независимость и единство России.

Проблемы, которые были затронуты на этой встрече, волновали очень многих — о. Дмитрий целый час отвечал на записки зала. Итог разговору подвел вопрос молодого человека, которого волновало, как можно приблизиться к Богу и открыть Ему свое сердце. На этот вопрос о. Дмитрий ответил словами прп. Серафима Саровского: «Ты смотри, что больше тебе приносит пользы: чтение Евангелия, молитвы, посещение больных, то и делай». Но особенно о. Дмитрий посоветовал посещать больных, так как только служение другим людям приносит покой и тишину нашим измученным душам.

Завершилась встреча выступлением хора Гребневского храма, пением под гитару ребят из клуба юных гитаристов и традиционным чаепитием, на которое были приглашены все участники.

Ольга Овчар.

 

На встречу собрались очень много молодежи, детей и людей старшего поколения — всем было интересно встретиться с о. Дмитрием, ведь многие слушают его по радио, читают его книги. О. Дмитрий поделился своими мыслями по многим вопросам, ведь присутствующих интересовало буквально все. По словам пастыря, у него не было какого-то внезапного принятия веры, а с детства было благоговейное чувство ко всему святому. И это чувство он пытается привить молодежи. «У молодых людей много искушений — говорит он, — и наша главная задача, чтобы молодежь сделала правильный выбор. О. Дмитрий охотно отвечал на заданные ему вопросы. Юношей волновал вопрос, нужно ли идти служить в армию, выбор православной супруги и как избавиться от пагубной привычки — курения. У о. Дмитрия на все вопросы нашлись простые, запавшие в душу ответы: «В армию надо идти служить, это долг перед Родиной… Что касается выбора будущей супруги-христианки, надо обращать внимание на все душевные качества. Но самое важное для семейной жизни — кротость. А чтобы бросить курить, нужно начать с малого — не курить одни сутки, потом еще одни, еще — и так постепенно привычка пройдет…

Свое выступление протоиерей Дмитрий Смирнов завершил благодарственными словами присутствующим и пожеланиями изменить свою жизнь в лучшую сторону, а главное — помогать своим ближним. Из зала люди выходили с задумчивыми и просветленными лицами — каждому из нас о. Дмитрий помог сделать свой выбор.

Анастасия Галанина.

 

Удивительно, как о. Дмитрий на любые вопросы может ответить так просто и правильно, что не согласиться с ним невозможно. Он затронул многие темы, например, был задан вопрос, нужно ли человеку получать высшее образование: «Перед Богом не важно, кто человек, дворник или академик. Для Бога важно качество души этого человека. Лучше хороший дворник, чем плохой академик. Но не стоит забывать, что чем лучше человек выучится, тем эффективнее станет его труд в жизни, тем больше пользы он принесет». Интересовали слушателей вопросы о супружеской христианской жизни, проблемы нынешней эстрады и телевидения, несущих развращенность в нашу жизнь, о том, что в России резко сократилась численность населения, вопрос о военной службе. На этот вопрос о. Дмитрий ответил: «Да, это долг каждого молодого человека перед Родиной. А если есть боязнь дедовщины, надо суметь преодолеть свой страх и свою слабость, для этого полезно подготовить себя физически, походить в секции, заняться тренировками».

Я думаю, что эта встреча произвела большое впечатление на всех, кто присутствовал в зале, молодой ли это человек, школьник или человек с жизненным опытом. Каждый ушел с умиротворенной душей, с надеждой и благодарностью.

Наталья Баландина.

 

Вести благочиния

С 7-9 февраля в Голицынском пограничном институте проходила Всероссийская научно-практическая конференция. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на ней с докладом выступил настоятель Александро-Невского храма при госпитале пограничных войск в посёлке Голицыно священник Анатолий Хациев.

***

17 февраля в Преображенском храме с. Большие Вяземы состоялось очередное собрание духовенства Одинцовского благочиния, на котором выступали секретари комиссий благочиния.

***

20 февраля в Неделю мытаря и фарисея благочинный Одинцовского округа архимандрит Нестор совершил Божественную литургию в одном из самых отдаленных приходов благочиния Преображенском храме с. Крымское. Ему сослужил настоятель храма прот. Николай Бабин. За Литургией пел молодежный хор Гребневского храма Одинцово. После богослужения глава Крымской сельской администрации Н. М. Кочергин вместе с архимандритом Нестором и прот. Николаем Бабиным проехали в деревню Болтино, где выбрали место под строительство Покровского храма. Праздник завершился концертом, который дал для прихожан хор из Одинцово.

***

20 февраля в конференц-зале Одинцовского православного социально-культурного центра состоялся концерт камерного хора МГУ «Надежда». В репертуаре концерта были духовные, народные и классические произведения.

***

23 февраля воспитанники приюта Одинцовского православного социально-культурного центра и ребята из Воскресной школы Гребневского храма были гостями военно-патриотического клуба «Илья Муромец» в военном городке Власиха. Дети познакомились с работой клуба и посетили музей истории РВСН.

***

День защитника Отечества воспитанники Воскресной школы Никольской церкви села Ромашково отметили встречей со своими друзьями из Воскресной школы московского храма Алексия, человека Божьего, что в Красном селе. На лесной поляне около села Ромашково ребята участвовали в спортивных конкурсах, играли в народные игры, пели под гармошку. После обеда на свежем воздухе прошли соревнования по спуску с горы на санях и снегокатах. Команду Никольского храма возглавлял непосредственно настоятель протоиерей Алексий Бабурин.

***

28 февраля в церкви преподобного Серафима Саровского в посёлке Голицыно была совершена первая Литургия. При большом стечении народа Литургию и благодарственный молебен отслужил настоятель будущего храма священник Вадим Шинкевич во временном помещении.

***

26 февраля настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Покровское священник Андрей Лейка отслужил молебен на начало служения новобранцев в военной части №55208. После молебна он обратился к солдатам с напутственным словом.

***

27 февраля в доме культуры посёлка Назарьево состоялся концерт «Друзья-однополчане», посвящённый 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В концерте приняли участие духовой оркестр, заслуженные артисты России, солисты-вокалисты. После выступления с наступающим юбилеем Победы собравшихся поздравили глава Назарьевского сельского округа В. А. Богданов и директор ДК О. А. Гончарюк.

***

В конце февраля двадцати ветеранам Великой Отечественной войны и нуждающимся, проживающим в Назарьево, от церкви Святой Троицы были подарены новые добротные дублёнки и другие подарки.

***

3 марта в Одинцовском православном социально-культурном центре при храме Гребневской иконы Пресвятой Богородицы состоялась первая встреча воспитателей приюта и преподавателей Воскресной школы, располагающихся в ОПСКЦ, с Анастасией Крячко, ведущим методистом семейного клуба родительского опыта «Рождество». Таким образом этот клуб начинает лекционно-практический курс «Годовой круг церковных праздников». Курс нацелен на помощь в создании особого ритма духовной жизни через прикосновение к праздникам, житиям святых, церковным канонам, русскому православному культурному наследию. Встречи будут проходить в ОПСКЦ по четвергам в 10.30 дважды в месяц.

6 марта прошла встреча со специалистом семейного клуба «Рождество» Алёной Лебедевой. Темой беседы стал опыт пестования младенцев в традициях народной педагогики.

***

В храме Спаса Нерукотворного Образа в селе Иславское установлен стационарный телефон № (095) 419-57-27 специального телефонного узла Московской городской телефонной сети. Храм находится в отдалении от крупных населённых пунктов и никогда ранее не мог иметь телефонной связи, а с нею факса и Интернета.

***

6 марта состоялось годичное приходское собрание церкви Крещения Господня в посёлке Жаворонки. Его провёл настоятель иерей Илия Настевич. На собрании были подведены итоги первого года жизни молодого прихода и намечены планы на будущее.

Накануне церковь оказала массовую помощь жителям посёлка Жаворонки медикаментами.

***

В храме Рождества Христова г.Звенигорода ведётся реставрация придела в честь Седмиезерной иконы Божией Матери. В настоящее время восстановлены стенные росписи. Сейчас ведётся полная замена покрытия пола. Вместе с мастерами трудится настоятель церкви священник Александр Антошкин.

***

10 марта, в четверг сырной седмицы, в доме культуры посёлка Назарьево для местных жителей прошла программа «Масленичные посиделки». Встречала гостей директор ДК О. А. Гончарюк. Свои таланты всем собравшимся показали детские творческие коллективы и жители посёлка. В дружном кругу на масленицу было интересно и церковным людям, и тем, кто только стоит на пути к храму.

***

11 марта в помещении Одинцовского православного социально-культурного центра состоялась встреча командиров воинских частей, расположенных на территории Одинцовского района, с духовенством Московской епархии. Встречу возглавили протоиерей Михаил Ялов, председатель епархиального отдела по связям с вооружёнными силами, и В. П. Чибисов, заместитель главы Одинцовского района. Организаторами мероприятия явились администрация Одинцовского района и Одинцовское благочиние. Целью встречи под названием «Армия и Церковь» было улучшение духовно-нравственного воспитания воинов. Перед собравшимися выступил лектор академии Генерального штаба.

***

13 марта, в Прощёное Воскресение, исполнилось пятьдесят лет со дня рождения благочинного церквей Одинцовского района Московской епархии архимандрита Нестора (Жиляева). Утром в этот день отец Нестор совершил Литургию в храме Гребневской иконы Пресвятой Богородицы. Духовенство и прихожане храмов Одинцовского благочиния искренне поздравляли отца благочинного с юбилеем. Вот одно из приветственных писем:

 

Уважаемый отец Нестор!

Поздравляем Вас с днем рождения — пятидесятилетием!

Господь промышляет о каждом человеке и каждому дает послужить делу Божию по своим талантам и силам. 7 июля 1954 г.ЦК КПСС издал постановление об усилении антирелигиозной пропаганды, а в действительности — о новых гонениях на Церковь. В результате количество действующих монастырей и храмов сократилось более чем в 4 раза.

Но Богу было угодно даровать в те дни душу Вам — через менее чем 9 месяцев родился Саша Жиляев. И теперь Вы приумножаете храмы Божии: восстанавливаете порушенные и строите новые. Кто бы мог подумать летом 1954 года, что Господь все повернет вспять, в том числе через Вашу лепту.

Желаем Вам многих сил, искренней доброты и простого счастья.

Настоятель и прихожане

церкви Святой Троицы в Назарьево.

18.188.115.118

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
264
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи