Валерий Аксаков, председатель Московской областной Думы: «Не отступление, а разумная мера соцзащиты»
26 января 2005, 17:12
Уже первые дни 2005 года показали, что монетизация льгот не пользуется популярностью у россиян. Пенсионеры хотят, чтобы «было, как раньше». Пока речь в основном идет о возвращении в натуральном виде льготы на проезд в общественном транспорте. Но, возможно, это только первая ласточка, поскольку впереди еще переход к 100-процентной оплате услуг ЖКХ и новой системе предоставления льгот на лекарственное обеспечение.
Акции протеста прошли в Воронеже, Екатеринбурге, Томске, Калуге, Твери, Тюмени, Новосибирске, Ангарске, Казани, Хабаровске, Нальчике, Южно-Сахалинске, Новгороде, Петербурге и других городах страны.
Одними из первых – и, пожалуй, наиболее активно – выразили свое несогласие с заменой льгот на проезд денежной компенсацией жители Подмосковья. Митинги прошли в двадцати районах Московской области.
Это и побудило депутатов Московской областной Думы уже 14 января провести внеочередное заседание и принять закон, согласно которому с 15 января этого года все льготные категории граждан, пользовавшиеся ранее правом бесплатного проезда на городском и пригородном общественном транспорте, по-прежнему смогут ездить бесплатно по своему пенсионному удостоверению или удостоверению льготника. Необходимые изменения были внесены в бюджет Московской области на 2005 год.
Что это, шаг назад? С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к председателю Московской областной Думы Валерию Аксакову.
— Валерий Евгеньевич! Когда подмосковные парламентарии, принимая бюджет на 2005 год, проголосовали за монетизацию льгот, они предполагали, что это может вызвать недовольство жителей области?
— Мы не только предполагали, но и не раз предупреждали федеральный центр, что реализация Федерального закона № 122 может привести к социальному взрыву. Так, в ноябре прошлого года на совещании в Ватутинках, где собрались федеральные и региональные законодатели как раз по этой теме, я без дипломатии изложил позицию Московской областной Думы по данному вопросу. Для нас было очевидно, что к механизмам реализации закона, который затрагивает интересы примерно двух третей россиян, нужно было отнестись более внимательно. Первое, что вызвало возражение: под эгидой замены натуральных льгот на денежные выплаты намечалась ликвидация многих видов социальной поддержки. Кроме того, Правительство Российской Федерации требовало обеспечить гражданам одинаковый размер компенсации за утраченные льготы, но при этом отказывалось увеличить финансовые ресурсы регионов – то есть как хотите, так закон и выполняйте. Но ведь финансовые возможности у всех регионов разные!
— Тем не менее подмосковные власти все-таки решили заменить льготы на проезд денежными выплатами?
— Это решение далось нам нелегко. Но с 1 января вступал в силу Федеральный закон № 122, и мы обязаны были его выполнять. Тем более что федеральные власти очень настоятельно рекомендовали регионам провести монетизацию льгот. Хотя, признаться, мы не ожидали, что именно на территории Московской области недовольство населения будет выражаться так резко. Дело в том, что правительство Московской области и Московская областная Дума проводят достаточно активную социальную политику. В Подмосковье, помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством, существуют дополнительные льготы, введенные областными законами. Социальная помощь оказывается пенсионерам, семьям, имеющим детей, вдовам военнослужащих, семьям погибших на атомной подводной лодке «Курск» и некоторым другим категориям граждан. В Подмосковье существуют и дополнительные компенсации, в том числе для инвалидов Великой Отечественной войны: доплата к пенсии (до уровня четырех тысяч рублей) и ряд других.
— Тогда почему же люди вышли на улицы с требованием вернуть им льготы на проезд в так называемом натуральном виде?
— Не имея другой реальной возможности выполнить требования федерального закона, мы исходили из возможностей областного бюджета, а они небезграничны. Определенная сумма – около 2,5 миллиарда рублей — была поделена между льготниками таким образом: ветераны труда должны были ежемесячно получать 200 рублей, труженики тыла – 250 рублей, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, – 350 рублей. Кроме того, губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов своим распоряжением предоставил пенсионерам право на бесплатный проезд на внутригородских автобусных маршрутах. Но этого оказалось недостаточно. Первыми несовершенство новой системы ощутили пенсионеры и льготники, проживающие в ближнем Подмосковье, когда столкнулись с необходимостью оплачивать проезд в пригородном и московском транспорте. Тут оказалось самое узкое место. Не случайно первые митинги прошли именно в Химках и Красногорске – городах, прилегающих к Москве, жители которых по тем или иным причинам часто ездят в столицу. А ведь когда эта реформа только затевалась, много слов было сказано о том, что монетизация льгот не должна ухудшать социальное положение граждан. На практике же получилось иначе. Кроме того, реализация Федерального закона привела к возникновению различных подходов при реализации льгот в разных субъектах Федерации – ведь каждому региону приходилось исходить из своих финансовых возможностей. Таким образом, льготные категории граждан, о которых государство должно заботиться в равной мере, оказались в неравных условиях. И если сегодня подмосковные льготники недовольны тем, что должны платить за проезд в московском транспорте, то в весенне-летний период льготники-москвичи неизбежно столкнутся с той же проблемой в Подмосковье. Поэтому депутаты Московской областной Думы на внеочередном заседании не только приняли закон, по которому в Подмосковье восстановлена натуральная льгота на проезд, но и обратились к Московской городской Думе и правительству Москвы с просьбой заключить соглашение, по которому подмосковные льготники могли бы бесплатно пользоваться столичным общественным транспортом, включая метро, а москвичи – областным.
— Возможно, дело в том, что люди просто привыкли воспринимать льготы как реальную надбавку к мизерным пенсиям? Для них денежные выплаты, которые еще непонятно как будут выплачиваться, – это журавль в небе, а льготы – синица в руке.
— Конечно, многие с горечью вспоминают, как в 90-е годы их денежные вклады вдруг в одночасье обесценились. Тем не менее я убежден, что если бы они почувствовали улучшение, а не ухудшение своего социального положения, митинговать не стали бы. Главная же причина в том, что пенсии у большинства россиян находятся на уровне, который не может обеспечить им достойную жизнь. Правительство Московской области и Московская областная Дума устанавливают свои областные надбавки пенсионерам и работникам бюджетной сферы. Но смотрите, что происходит: их буквально сразу же «съедают» растущие тарифы за услуги ЖКХ. Кстати, на том же внеочередном заседании депутаты решили направить обращение и в адрес Государственной Думы с просьбой пересмотреть ряд положений Федерального закона № 122. В нем также мы предлагаем Государственной Думе взять под жесткий контроль рост цен на энергоносители. Мы считаем, что в энергопроизводящей стране такие высокие цены на энергоносители просто недопустимы.
— Как вы оценили бы возвращение к прежней системе предоставления транспортных льгот? Это «назад — к прошлому» или «назад – к будущему»?
— О возврате к прошлому речь не идет. Правительство Московской области и Московская областная Дума выполнили требования Федерального закона по монетизации льгот. Единственное, что льгота на проезд для тех льготников, которым важнее именно проезд, а не денежная компенсация за него, будет сохранена в натуральном виде. То, что подмосковные власти прислушались к гласу народа, свидетельствует, по-моему, об их ответственности перед населением области, о способности оперативно работать и принимать конструктивные решения. Так что это, скорее, шаг вперед, чем шаг назад.
Пресс-служба Мособлдумы.
3.133.157.231
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
84
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: