Одинцово — колыбель подмосковного казачества?

03 апреля 2004, 17:07
История — дело увлекательное, полное таинственных загадок и необычных открытий. Извечный вопрос: кто мы, откуда и зачем пришли — бередит душу любого неравнодушного к судьбе своей Отчизны человека. Сегодня, в эпоху Интернета, относительно широкого доступа к различным архивам, публикации некогда запрещенных точек зрения ученых на казалось бы устоявшиеся события заставляют совсем по-новому взглянуть на путь, оставленный на вековых дорогах Истории.
К примеру, всем ли известно, что версия русской истории, которая господствует до сих пор, была впервые изложена выходцем из Пруссии И. Гизелем в 1674 году в его «Синопсисе». Затем в ХVII веке она была доработана немецкими историками Г. Миллером, Г. Байером и А. Шлецером. Миллер, приглашенный в Россию домом Романовых, первым издал полную версию русской истории в том виде, в котором она существует сегодня. В художественной форме история была изложена Н. Карамзиным. С.Соловьев, В. Ключевский и другие отечественные историки фактически только повторили версию Гизеля-Миллера. Практически остались «за бортом» труды по истории А. Татищева, князя М. Щербатова, М. Ломоносова и других российских исследователей. Да и о чем можно говорить, если Радзивиловская летопись — древнейший список знаменитой «Повести временных лет», на котором собственно и зиждется начало русской истории, — не имела полноценного научного издания вплоть до 1989 года! В чем причина и чего боялись? Вопрос остается открытым. Так что подлинную русскую историю еще предстоит написать. Как и подлинную историю русского казачества, имеющую непосредственное отношение к Одинцовской земле.
Только «романовские» и вторившие им советские историки могли договориться до того, что казаки – вольные сыны степей, бессменные стражи границ Российской империи (кстати, и приведшие династию Романовых на трон) образовались как этнос из беглых от боярского гнева холопов. Сразу же возникает вопрос: а куда они бегут? Нет, не в дремучие леса и тайгу, как старообрядцы, чтобы спрятаться от царского гнева, а оседают на землях вблизи рек Урал, Дон, Волга, Терек, Днепр. Здесь негде спрятаться, но зато проходят торговые пути. Назвать эти земли никому ненужными тоже нельзя. Теплый климат, чернозем позволяют собирать до двух урожаев в год. За такие территории всегда шла война, и даром их никому не отдавали.
Еще более странное утверждение историков о том, что казаков освободили от налогов, потому что они защищали границы России. А с какой стати беглые крестьяне будут защищать тех, от гнета которых они только что освободились? Казаки сами жили за счет налогов и платить их не собирались.
Трудно понять, как из бежавших группами холопов моментально организовывалась не крестьянская община, а мощное, хорошо вооруженное войско. И цель его не защита, а военные походы против Польши, Персии, Турции. Казаки свободно плавают по Волге, Дону, Каспийскому морю, идут завоевывать Сибирь. Вместе с татарами принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты.
Непонятно, как это холопы и нищие, не успев убежать из России, начинают громить соседние страны и, живя на окраине государства, живо интересуются политическими делами. Рвутся в Москву, чтобы сменить царя, неизвестно где строят флот и откуда берут оружие. Или это по царскому приказу снабжали всем необходимым беглых крестьян?
Нет, изначально это было древнее воинское сословие, потомки тех, кто завоевывал Египет, Рим, Европу, Азию. Благодатная земля досталась им от предков, и они никогда ни от кого не прятались. А жили, как хотели и где хотели.
Казаки всегда оставались ревностными хранителями православной веры. Не зря их называли Воинством Христовым. Для донских казаков великим иконописцем Феофаном Греком был написан образ Донской Божией Матери.
Однако есть еще одна древняя казачья реликвия – это икона Гребневской Божией Матери. Икона прославилась чудотворениями и находилась в храме города Гребня. Она была преподнесена жителями города великому князю Дмитрию Иоанновичу после Куликовской битвы в 1380 году.
Сегодня в Одинцове действует построенный в 1802 году храм Во имя Гребневской Божией Матери. Список храмовой иконы Гребневской Божией Матери, естественно, хранится здесь. Что это, случайность?
Попробуем заглянуть в глубь веков. Обратимся к «Гребневской летописи или Повествованию об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленной в Москве в 1471 году, самому древнему документу, рассказывающему об участии донских казаков в битве на Куликовом поле.
«…и по Дону реки достигает (князь Дмитрий Донской) еще казача городка Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование «За почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка».
В битве на Куликовом поле донские казаки находились в засадном полку князя Дмитрия Боброка-Волынского. И именно этот полк нанес решающий удар, принесший победу над врагом.
Икона хранилась в Успенском соборе. В ХV веке царь Иоанн Васильевич (Грозный) после удачного похода на Новгород по обету в Москве, на Лубянке, построил церковь и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, которая помогла ему в походе. Храм строил архитектор Алевиз, а снес его в 1933 году первый секретарь московского горкома ВКП(б) Л. Каганович.
Правда, в 1687 году в храме Гребневской Богородицы случился пожар, икону вынести не удалось, но, как утверждают летописцы, икона чудесно сохранилась. Скорее всего, я думаю, с чудотворной иконы заблаговременно было сделано несколько списков. Один из них и находится в церкви Одинцова.
И все же, почему икона обрела себя на одинцовской земле? Я предложил такую версию: считается, что районный центр Одинцово получил свое название от прозвища боярина великого князя Дмитрия Донского – Андрея Ивановича Одинца. Боярин жил во второй половине ХV века и принадлежал к старинному роду, ведущему начало от касожского князя Редеди, упоминающегося в Лаврентьевской летописи.
Итак, род боярина Андрея Одинца вел свое начало от касогов. А кто были эти касоги? Историк Е.Савельев, автор «Древней истории казачества», вышедшей в 1915 году, считает касогов (так называл их в своей летописи Нестор, в других летописях – касаги, касахи, казахи) предками казаков и потомками арийцев из древней страны Арианы. Эти славянские племена, населявшие берега Азовского, Черного, Мраморного и Каспийского морей, Переднюю Азию; Восточную, Южную, а затем и остальную Европу, имели свою высокую культуру и письменность. Военное сословие у них называлось «ас», ассиры или ассуры (ас – сир, ас – сар, ас – царь, то есть господин, никому неподвластный). Передовые отряды ассов носили название геты, готы, хеты, гайдамаки от слова «геть» – идти вперед, в поход.
По первобытному религиозному культу древней Арианы они назывались: расами, росью, россами, руссами, то есть поклонниками воды, росы. По вооружению – саками от сак, сек, сечники, так как главным и самым страшным их оружием, помимо копья и меча, была сагара – секира. Гербом предводителей гетов был двуглавый орел.
Куда бы ни проникали азы – геты или ас – саки (от Индии до Испании или от Египта до Скандинавии), они становились во главе правления, составляя высшее благородное сословие: «конный аз» или князь и «ас – саков» или казаков. Кстати, Азовское море, а иногда и Каспийское, у арабских историков называлось Хазак – денгис или Казацкое море. У них же город Азов именовался Хазак, Азак, Хазова, то есть Казачьим городом. Константин Багрянородный часть жителей Приазовья именовал казахами, а русские летописи — касогами и касагами или просто асами. И везде господствовала речь азов – гетов, близкая к древнерусскому говору.
Вот теперь и стоит задуматься: случайно ли одна из казачьих святынь – Гребневская икона Божией Матери — прописалась на древней земле касага–казака боярина Андрея Одинца?
В. РОГОВИК.

3.129.42.198

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
159
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи