Сельхозналог стал добровольным
17 января 2004, 16:40
С 1 января нынешнего года вступает в силу новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)". Теперь единый сельхозналог действует на всей территории Российской Федерации независимо от того, введен ли он региональными законами, как было ранее. Однако платить налог можно на добровольной основе — то есть сельхозпроизводители вправе сами решать, перейти на уплату единого сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.
Новая система налогообложения для сельхозпроизводителей во многом напоминают "упрощенку". Некоторые ее нормы позаимствованы из главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса. Но в отличие от "упрощенцев" у сельхозпроизводителей нет максимальной планки доходов, превышать которую нельзя. Это должно стимулировать организации и предпринимателей к переходу на единый сельхозналог. Учитывая, что на территории района находятся немало сельхозпредприятий, для которых эти налоговые изменения актуальны, мы попросили прокомментировать их заместителя руководителя ИМНС РФ по г. Одинцово, советника налоговой службы РФ II ранга И. Г. Губину.
— Ирина Григорьевна, поскольку платить сельхозналог можно на добровольной основе, кто все-таки будет его платить?
— Плательщиками единого сельскохозяйственного налога могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители — организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские хозяйства), которые производят сельхозпродукцию, выращивают рыбу, а также осуществляют ее первичную переработку. При этом перейти на уплату единого сельхозналога возможно только тем сельхозпроизводителям, у которых доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции и выращенной рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет 70 и более процентов в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот показатель определяется по итогам работы за девять месяцев года, предшествующего году перехода на уплату налога, и должен быть указан в заявлении о переходе на уплату единого сельхозналога, подаваемом в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки в ближайшее время должно утвердить правительство. И я хочу обратить на это внимание тех сельхозпроизводителей, которые своими силами полностью перерабатывают сельхозпродукцию, а не только осуществляют ее первичную переработку.
— Как стать плательщиком единого сельхозналога?
— Новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса предусматривает добровольный переход на уплату единого сельхозналога. Сельхозпроизводители, изъявившие желание перейти на него, должны подать в инспекцию по налогам и сборам по месту жительства заявление. Сделать это надо в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на единый сельхозналог. Для организаций и предпринимателей, которые хотят перейти на единый сельхозналог с 2004 года, срок подачи заявления продлен до 1 февраля 2004 года.
В настоящее время специальной формы такого заявления нет. Поэтому его можно составить в произвольном виде. Главное, указать в заявлении, какой процент в общих доходах составляют доходы от реализации произведенной сельхозпродукции. Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут подать заявления о применении данной системы налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
— Есть ли какие-то причины, по которым сельхозпроизводители не могут перейти на единый сельхозналог?
— Действительно, ограничения существуют. На уплату единого сельхозналога не вправе перейти организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации, имеющие филиалы или представительства, а также организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Хочу подчеркнуть, что специальный налоговый режим, каковым является единый сельхозналог, предусматривает значительно более льготное налогообложение сельхозпредпринимателей по сравнению с хозяйствующими субъектами, применяющими упрощенную систему налогообложения. Эти системы во многом схожи, но аналогичная ставка налога по упрощенной системе — 15 процентов, то есть более чем в два раза выше, чем по сельхозналогу.
— Изъявив желание перейти на уплату данного налога, предприятия и организации вправе рассчитывать на отмену уплаты некоторых других?
— Конечно. Организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на единый сельхозналог, не платят налог на прибыль, НДС (за исключением НДС на товары, ввозимые из-за границы), единый социальный налог, налог на имущество организации. Предприниматели также не должны платить налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности), единый социальный налог и НДС. Все остальные налоги, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование организации и предприниматели должны платить в обычном порядке.
— Каковы сроки уплаты налога и представления отчетности?
— Налоговым периодом признается календарный год, отчетным — полугодие. Организации по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Уплата налога производится в сроки представления декларации.
— А если предприятие или организация решили ничего не менять, работать по обычной системе налогообложения?
— Порядок возврата к общему режиму налогообложения определяет статья 346.3. Вернуться на обычную систему налогообложения возможно. По собственной инициативе это можно сделать только по окончании года, подав в инспекцию по налогам и сборам до 15 января следующего года соответствующее заявление. Но следует иметь ввиду и то, что вернуться к обычной системе налогообложения обязаны организации и предприниматели, у которых по итогам года доходы, полученные от реализации произведенной сельхозпродукции, составят менее 70 процентов. В этом случае налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь год, то есть заплатить налог на прибыль, НДС, ЕСН. Сделать это надо до 1 февраля года, с которого будет применяться обычная система налогообложения. В этом случае пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов не начисляются. Кроме того, не позднее 20 января в налоговую инспекцию надо представить заявление, где следует указать, что организация или предприниматель лишились права применять спецрежим для сельхозпроизводителей. Следует иметь в виду, что вся эта процедура будет проходить не ранее 2005 года.
Беседу вела Н. Игумнова.
Новая система налогообложения для сельхозпроизводителей во многом напоминают "упрощенку". Некоторые ее нормы позаимствованы из главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса. Но в отличие от "упрощенцев" у сельхозпроизводителей нет максимальной планки доходов, превышать которую нельзя. Это должно стимулировать организации и предпринимателей к переходу на единый сельхозналог. Учитывая, что на территории района находятся немало сельхозпредприятий, для которых эти налоговые изменения актуальны, мы попросили прокомментировать их заместителя руководителя ИМНС РФ по г. Одинцово, советника налоговой службы РФ II ранга И. Г. Губину.
— Ирина Григорьевна, поскольку платить сельхозналог можно на добровольной основе, кто все-таки будет его платить?
— Плательщиками единого сельскохозяйственного налога могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители — организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские хозяйства), которые производят сельхозпродукцию, выращивают рыбу, а также осуществляют ее первичную переработку. При этом перейти на уплату единого сельхозналога возможно только тем сельхозпроизводителям, у которых доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции и выращенной рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет 70 и более процентов в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот показатель определяется по итогам работы за девять месяцев года, предшествующего году перехода на уплату налога, и должен быть указан в заявлении о переходе на уплату единого сельхозналога, подаваемом в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки в ближайшее время должно утвердить правительство. И я хочу обратить на это внимание тех сельхозпроизводителей, которые своими силами полностью перерабатывают сельхозпродукцию, а не только осуществляют ее первичную переработку.
— Как стать плательщиком единого сельхозналога?
— Новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса предусматривает добровольный переход на уплату единого сельхозналога. Сельхозпроизводители, изъявившие желание перейти на него, должны подать в инспекцию по налогам и сборам по месту жительства заявление. Сделать это надо в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на единый сельхозналог. Для организаций и предпринимателей, которые хотят перейти на единый сельхозналог с 2004 года, срок подачи заявления продлен до 1 февраля 2004 года.
В настоящее время специальной формы такого заявления нет. Поэтому его можно составить в произвольном виде. Главное, указать в заявлении, какой процент в общих доходах составляют доходы от реализации произведенной сельхозпродукции. Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут подать заявления о применении данной системы налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
— Есть ли какие-то причины, по которым сельхозпроизводители не могут перейти на единый сельхозналог?
— Действительно, ограничения существуют. На уплату единого сельхозналога не вправе перейти организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации, имеющие филиалы или представительства, а также организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Хочу подчеркнуть, что специальный налоговый режим, каковым является единый сельхозналог, предусматривает значительно более льготное налогообложение сельхозпредпринимателей по сравнению с хозяйствующими субъектами, применяющими упрощенную систему налогообложения. Эти системы во многом схожи, но аналогичная ставка налога по упрощенной системе — 15 процентов, то есть более чем в два раза выше, чем по сельхозналогу.
— Изъявив желание перейти на уплату данного налога, предприятия и организации вправе рассчитывать на отмену уплаты некоторых других?
— Конечно. Организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на единый сельхозналог, не платят налог на прибыль, НДС (за исключением НДС на товары, ввозимые из-за границы), единый социальный налог, налог на имущество организации. Предприниматели также не должны платить налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности), единый социальный налог и НДС. Все остальные налоги, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование организации и предприниматели должны платить в обычном порядке.
— Каковы сроки уплаты налога и представления отчетности?
— Налоговым периодом признается календарный год, отчетным — полугодие. Организации по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Уплата налога производится в сроки представления декларации.
— А если предприятие или организация решили ничего не менять, работать по обычной системе налогообложения?
— Порядок возврата к общему режиму налогообложения определяет статья 346.3. Вернуться на обычную систему налогообложения возможно. По собственной инициативе это можно сделать только по окончании года, подав в инспекцию по налогам и сборам до 15 января следующего года соответствующее заявление. Но следует иметь ввиду и то, что вернуться к обычной системе налогообложения обязаны организации и предприниматели, у которых по итогам года доходы, полученные от реализации произведенной сельхозпродукции, составят менее 70 процентов. В этом случае налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь год, то есть заплатить налог на прибыль, НДС, ЕСН. Сделать это надо до 1 февраля года, с которого будет применяться обычная система налогообложения. В этом случае пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов не начисляются. Кроме того, не позднее 20 января в налоговую инспекцию надо представить заявление, где следует указать, что организация или предприниматель лишились права применять спецрежим для сельхозпроизводителей. Следует иметь в виду, что вся эта процедура будет проходить не ранее 2005 года.
Беседу вела Н. Игумнова.
3.15.7.212
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
133
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: