«Мы встретимся лет через триста…»

07 сентября 2024, 20:40

Месяц назад, 7 августа, русскому поэту Валерию Лобанову исполнилось 80 лет.

Я сознательно ухожу от словосочетания «местный поэт», «одинцовский поэт». Да, действительно, Лобанов большую часть своей жизни прожил в Одинцово. Но это обстоятельство не имеет отношения к его поэзии. Всего лишь географическая привязка к местности.

Если открыть условный литературный справочник одинцовских поэтов, то там сплошь члены Союза писателей, авторы книг, лауреаты премий или обладатели почетных грамот. Эти количественные показатели к поэзии имеют очень косвенное отношение. Совсем не факт, что количество регалий перерастет в качество.

Поэзия — дар Божий. Он или есть, или его нет. Это же какое чудо, из привычного набора слов сложить строки, которые станут стихами. Такое посилам только избранным, тем, кого «Бог поцеловал в макушку». Большинство же причисляющих себя к поэтам, скорее, рифмослагатели.

Но вернемся к юбиляру. Я вспомнил, что лет пятнадцать назад встречался с Валерием. Смутно помню, что это произошло в ЦРБ, но точно не по медицинским делам. Значит, по делам литературным. В то время я вел в «Московском комсомольце» литературный раздел «МК-сетература», в котором публиковались и проза, и поэзия. Но подробностей встречи в памяти не осталось. Наверное, было что-то незначительное.

Это к тому говорю, что Валерий Лобанов и его поэзия для меня были терра инкогнита. Стандартная ситуация для журналиста — перед встречей почитаю его стихи, узнаю, что о нем пишут, и задам полагающиеся вопросы. Каких-то откровений от его творчества не ожидал. Но почитал, и затянуло, зацепило. Показал жене-словеснику. Те же ощущения. Понял, что передо мной стихи не просто очередного одинцовского поэта, а большого русского Поэта.

«… Скурвилось время, скорчилось,

как повороты рек.

Эта эпоха кончилась.

Новый лютует век».

Решил посмотреть, где и что о нем пишут. Ого! Серьезные критики в не менее серьезных изданиях от «Новой газеты» до «Нового мира».

Валерий Лобанов, «Мы встретимся лет через триста…»

Валерий Лобанов

Наверное, хорошо, что о поэте Лобанове много написано. Не надо повторяться.

«Когда-то, представляя одну из первых журнальных подборок Лобанова, прекрасный русский поэт Анатолий Жигулин написал о том, что нет более сложного искусства, нежели умение написать просто».

Более точно про его стихи и не скажешь. За кажущейся простотой чуйка на слово, мастерская работа с ним.

На мой обывательский вкус, Лобанов — продолжатель традиций своего учителя Анатолия Жигулина и Николая Рубцова, в чьих произведениях та самая гениальная простота.

А с Рубцовым слышу смысловое созвучие.

У Рубцова — «До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!»

У Лобанова — «Выйду на тихой станции.

Совесть моя чиста

в дни реабилитации

Сталина и Христа».

Валерий — врач, более сорока лет отработал в Одинцовской ЦРБ. Тринадцать лет назад вышел на пенсию. Профессия, из которой вышли десятки известных литераторов…

 Я в реанимации работал. Выгорание произошло. Нас в какой-то момент было в отделении двое вместо положенных восьми-девяти. Заработал инфаркт. Организовал отделение в старом здании больницы на Можайке. А дальше сил не хватило.

Быть пенсионером ему нравится.

— На пенсии не утомительно. На пенсии хорошо. Всегда есть какие-то дела.

И главное дело для него — стихи. Пишет постоянно. Совсем недавно вышла его подборка в «Новом мире».

Не мог не задать вопрос: может ли он отнести на свой счет строчки Роберта Рождественского «Стихи прошли, а стыд за них остался»?

Категорическое «нет»: «Я так не могу сказать. Я очень много работаю над формой и смыслом стихотворения».

И добавляет: «Сам поэт должен чувствовать, значимое (большое) он что-то написал или нет. Пишу не для себя, а в надежде, что прочитают».

Так сложилось, что читателей в наше время меньше, чем писателей. Поэт сегодня не профессия. В том смысле, что не приносит денег. Лобанов за уже упомянутую подборку в «Новом мире» в качестве гонорара получил один экземпляр журнала. Но это не так важно, когда есть признание.

С Евгением Евтушенко, «Мы встретимся лет через триста…»

С Евгением Евтушенко

К моему удивлению Лобанов в свои восемьдесят активный пользователь социальных сетей. Мы теперь с ним «друзья». До недавнего времени (до перелома ноги) он участвовал в столичных поэтических тусовках: «На других посмотреть, себя показать».

«Он лучший. Таких поэтов больше нет», — горячо вмешивается в разговор Ольга Лобанова.

«Я тропинку проторяю

между рифмами своими.

Сорок лет я повторяю

это имя, это имя.

Вот и месяц вышел ясный,

вот и звезды на подхвате…

Как глаза твои прекрасны

на излете, на закате!» — писал Валерий Лобанов почти 15 лет назад в стихотворении, посвященном своей жене.

Самая обаятельная и привлекательная. И очень талантливая. Они вместе уже 54 года. Познакомились в Иванове, где учились в медицинском институте.

Ольга Лобанова в молодости, «Мы встретимся лет через триста…»

Ольга Лобанова в молодости

Есть расхожая фраза «они составляют единое целое», но по-другому про них не скажешь. Они вжились в друг друга. Пятнадцать лет назад потеряли единственного сына. Горько. Ни детей, ни внуков. Чужая душа потемки, но мне кажется (возможно, мои герои и не согласятся с этим), что силы жить дальше им придает взаимная благодарность за совместно прожитые годы и творчество. И то, и другое без любви невозможно.

Пафосно? Наверное. Но мой цинизм уходит глубоко в подсознание, когда смотрю на этих удивительных людей. Расстанусь с ними, и цинизм мой вернется на свое законное место.

Валерий Лобанов — врач и поэт. Ольга Лобанова — врач и художник. Гармония.

Ольга Лобанова — художник достаточно известный.

«Ольга Александровна Лобанова — одна из лучших наивных художниц России 21 века из Одинцово». Так написано на одном из художественных сайтов.

Ольга Лобанова, «Мы встретимся лет через триста…»

Ольга Лобанова

У нее прошло порядка двадцати персональных выставок. Участница передвижных выставок Музея наивного искусства. Работы находятся в фондах Государственного Российского Дома народного творчества, Музея наивного искусства в Москве, частных собраниях в России, США, Голландии.

Картина О. Лобановой, «Мы встретимся лет через триста…»

Картина О. Лобановой

Ее произведения неоднократно демонстрировались по телевидению, использовались в документальных фильмах («1 канал», НТВ, «Культура»). Пишет очень симпатичную исповедально-биографическую прозу.

В данном случае количественные показатели вполне уместны. Тот случай, когда количество перетекает в качество.

Систематически заниматься живописью начала в 1992 году, когда ушла из медицины. Последнее официальное место работы — заведующая приемным отделением Одинцовской ЦРБ.

— Почему ушла? Мой «начальник» (муж) сказал: «Достаточно работать». Я начала потихонечку писать. Это пришло из детства. Тогда я много шила. Придумывала платья, сарафаны. Получалось хорошо. Я написала около двух тысяч картин. Половину я дарила, что-то в музеях имеется, что-то у меня покупали. Самая дорогая покупка — заплатили три тысячи долларов, — вспоминает Ольга Лобанова.

И еще из ее прозы: «Вся моя жизнь была подчинена двум словам: надо и нельзя. Надо получить профессию, надо лечить, помогать. А нельзя — все остальное. Заняться своим любимым рисованием я позволила себе только на сорок шестом году жизни. Меня поддержал сын. Он сказал: «Мама, ты хочешь рисовать и не можешь себе этого разрешить. А надо это сделать, потому что жизнь — это любовь».

Картина О. Лобановой, «Мы встретимся лет через триста…»

Картина О. Лобановой

Ольга — яркий представитель наивного искусства, одного из направлений живописи. Наивное искусство (его называют еще примитивизмом) «всегда существовало в художественной практике различных стран и культур. В России, особенно в последние десятилетия, оно получило эстетическое признание. Долгое время доминировало мнение о некоей его «второстепенности».

Отличительной чертой наивного искусства является неправильное использование формальных принципов живописи.

Именно так пишет Лобанова. Отсутствие перспективы, причудливые пропорции. Может создаться впечатление, что так может каждый. Но это кажущаяся простота обманчива. Она из того же ряда, что и простота в стихах ее мужа. Повторю еще раз слова поэта Анатолия Жигулина, что нет более сложного искусства, чем писать просто.

Картины Ольги Лобановой можно посмотреть здесь

А в заключение напишу просто и банально: «Многая лета Ольге и Валерию Лобановым!»

«Мы встретимся лет через триста

На нашей планете пустой,

Под утро такой серебристой,

В закате такой золотой».

Наверное, так и будет, как написал Валерий Лобанов. Счастливой им встречи.

Неподведённые итоги, «Мы встретимся лет через триста…»

Неподведённые итоги

3.147.69.93

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
446 (+12)
tiroff
лично#
С юбилеем Валерия Витальевича!
Он ещё давно, когда я пацаном был, на Можайке в детской работал. Потом волею судьбы как раз в его смену моя старшая в реанимацию попала, или за день до его смены, точно не помню, только помню что когда я с ней оставался (тогда можно было) он дежурил.
Лет 10 назад его встретил и он сказал что Кирилла больше нет, видно было что очень сильно переживает, с тех пор его пока не встречал.
Здоровья Валерию Витальевичу и супруге!
alionka666
лично#
Замечательный поэт! А жена пусть лучше не рисует — так и я намазюкать могу
tiroff
лично#
Не согласен насчёт рисунков, стиль такой, но если посмотреть на фото молодой и очень симпатичной Ольги Александровны и на портрет пионерки, то это похоже автопортрет, и все черты лица отражены отлично, но в выбранной манере, что бесспорно мастерство, так не «намазюкаешь».
itdoc
лично#
Примитивизьм. Стиль такой.

Valentin Gubarev Arte De Pareja

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО, ЗАЧЕМ ТАКИЕ СПЕШКИ (ruská pesnička)

lenivets
лично#
автор: С Евгением Евтушенко
Анек.
Фото «я с конём».
Я слева.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи