«Сколько листьев, чтоб выжить, платят зиме деревья?»
На даче осенью великолепно думается.
Только сегодня, на затихшем после лета участке, собирая упавшие яблоки, не спеша переходя от одного дерева к другому, осознала в полной мере, как редко я стала размышлять о чем-то, думать, искать глубинные связи между событиями и явлениями…
Мозг постоянно занят повседневными проблемами. На работе в голове постоянно вращается калейдоскоп многозадачности — щелк-сложилась стройная картина, щелк-прибавилась новая проблема, прежняя схема разрушилась, чтобы заново сложиться в новый рисунок. Дома добавляется «что купить-чем кормить-за что заплатить». Мыслей хоть отбавляй, кружатся беспрерывным хороводом проблем. Мама удивляется, видя, как в промежутках я зависаю на каком-нибудь Пауке или Пирамиде. Она-то привыкла, что дочь все свободное время проводит с книгами. А моя голова до краев забита информацией, еще немного — хлынет через край. Книги, пресса, ТВ — новые источники информации. Не могу себе позволить. Надо немного выпустить пар, какое-то время просто, ни о чем не думая, механически передвигать карты в пасьянсе. Потом, когда уровень забитости мозга снизится до допустимого, можно снова включить режим приема.
А на даче, в тишине и спокойствии, мысли текут совсем по-другому — не спеша, прогулочным шагом, вежливо уступая друг другу дорогу. Да и мысли-то какие, совсем не те, что в городе. Просто даже порой глубоко философские)
Сегодня, например, подумалось о том, как часто в наше (да, наверное, и в прежнее) время звучат призывы на тему «подумайте о своих детях, постройте для них цивилизованный мир, новое прекрасное общество» и пр. Скорее всего, эти призывы, если они, конечно, искренни, исходят от людей, не обремененных пока потомством, либо отдавшим заботу о нем на откуп вторым половинам. Потому что, так сказать, любые «действующие» родители должны понимать — прекрасный мир есть желательное, но не необходимое условие для нормального существования их ребенка. Главное — чтобы дитя находилось в дружески-любовных отношениях со своей жизнью. А тут возможны варианты. Можно ощущать себя безусловно счастливым где-нибудь в Буркина-Фасо и быть глубоко несчастным в самом сердце прекрасной Швейцарии.
Как научить своего ребенка любить жизнь, принимая ее в самых разных проявлениях, любить и ценить себя в этой жизни, — задача со многими неизвестными. Основным учителем тут, разумеется, выступает сама жизнь. Но и мы, родители, вносим свою лепту. И чем обернутся даже самые лучшие и правильные намерения, заранее предугадать невозможно.
Не буду голословной. Я росла в атмосфере безусловной любви, с раннего детства зная, что я самая лучшая, самая красивая, умная, любимая…Не потому, что мне это постоянно твердили, как принято по американским системам воспитания, не потому, что баловали и задаривали дорогими подарками, прощали все на свете. Просто это чувствовалось на глубинном уровне, постоянно, как фундамент и основной стержень.
Потом учитель-жизнь, разумеется, внесла свои коррективы. Вначале на людей, которые не воспринимали меня «самой-самой» я даже не обижалась. Просто недоумевала, считала их отношение ко мне ошибкой, сбоем программы, так сказать. Потом, усвоив уроки, кстати, порой довольно болезненные и жесткие, постепенно нашла свою «экологическую нишу», выстроила и определила себя в окружающем мире. Однако, это ожидаемо сопровождалось понижением моего личного статуса до его реального, а не заложенного изначально родительской любовью, значения.
Возможно, подсознательно оберегая от такой ситуации ребенка, к своей дочери я была чрезмерно требовательна и критична. Ей пришлось начинать с очень низкого старта, продираться через массу трудностей. Она молодец, повышает свой личный статус, учится сама и учит меня уважать ее. Но уроки жизнь ей задавала и задает покруче, чем мне.
Теперь смотрю на младшую и думаю — как нащупать ту золотую середину, как суметь донести до нее, что она, даже будучи не самой умной и красивой, — единственная, исключительная, уникальная, как попытаться убедить жизнь стать для нее снисходительным и терпеливым учителем? Нет ответа.
Док, я не призываю вас удалять, решайте сами, но мне будет жаль, если ваш блог загадят.
Разумных пользователей прошу воздержаться от разнесения дерьма путём ссылок на комментарий недоумка.
Относительно детей…пусть всегда идут своим путём. Надо отпускать их от себя вовремя. Не связывать их родительской опекой чрезмерно, не делать их заложниками родительской любви, вот так мне кажется.
Фильм недавно глянул с Вдовиченковым «Батя», вроде комедия, а финал понравился больше всего.
Ну и заголовок класс. Прям юность вспомнил, класс 10-й, ездил на спектакль (винил до этого слушал) «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты…» с Караченцовым и Абдуловым. Караченцов вобще офигенно выкладывался. После спектакля (а был не в Ленкоме, а в театре сада Эрмитаж, видимо из-за лета) у Караченцова автограф взять удалось.
И «Аракс» играл…
И стихи, как я понимаю перевод Пабло Неруды.
«Куда подевался мальчик? Которым я был когда-то?
Скажите, долгая старость — награда или расплата?
Где умирают птицы? Сколько лет сентябрю?
Понимает ли море, то, что я говорю?
О чем молодая листва поет вечернему бризу?
Откуда является смерть — сверху, или же снизу
Кто там рыдает в ночи? Человек или птица?
Как зовется звезда, которая тебе снится?
Сколько листьев, чтоб выжить, платят зиме деревья?
— Мне бы только, чтоб дети не погибали во чреве…
Стоит ли жить, когда что-то еще не родилось?
— Мне бы только, чтоб жизни смерть моя пригодилась…» ©
Сам все хотел написать про ушедшее лето, но погряз в мелочах и потоке ненужной информации, заполонившей меня.
Вчера был год внезапной смерти моего товарища из Черкасс, а так и не смирился. Перечитываю его письма и не могу поверить, что все оборвалось и Сергея Вахника нет на этой земле…
Вот это я ему писал
Новогоднее письмо далёкому товарищу
а какие письма душевные, глубокие, искренние получал от него…
Он умер за рулем, остановившись на перекрёстке на красный, а когда загорелся зелёный, Серёжа не тронулся, просто положил голову на руль…
А я не знал и до самого Нового года все ждал от него весточки…
Ладно бы трио вамбуристов или даже бригада Стробогонов.
Бидструп опять же…
Учителя учатся у учеников их уча. Блин…
А вобщем философское наверно вечно:
«Есть только миг,
между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь» ©