В гостях отлично, а дома удовлетворительно!
Ещё год назад, утром четверга в любом журнальном киоске можно было купить свежий номер журнала Автомир. Я любил этот журнал ещё со школы и с удовольствием читал его в электричке по дороге на работу. Но в прошлом году журнал прекратил своё существование, а вместе с ним и моя любимая рубрика — «Путешествие». Своим блогом я хочу возродить эту рубрику и рассказать о нашем автопутешествии в австрийские Альпы.
Но так как просто описание поездок и достопримечательностей не в моём стиле, блог будет социально окрашен. Я хочу не просто рассказать читателям об опыте путешествия в Европу на автомобиле, но и сравнить горнолыжный отдых за рубежом и в России. И так, начнём.
Наш автомобиль — BMW X5
Ехали мы на BMW X5 3.0d в кузове е53 2002 года выпуска. Автомобиль, несмотря на свой возраст, находится в идеальном состоянии и никаких вложений не требует. Перед поездкой мы провели минимальное техобслуживание, а также заменили передние и задние тормозные диски с колодками.
Планирование маршрута и подготовка к поездке.
В общей сложности нам предстояло проехать 2400 километров. В одну сторону. Поэтому мы решили разбить маршрут на две примерно равные части. До Бреста около 1050 километров, и затем второй ходкой до городка Майрхофен в Австрийском Тироле.
Ехали мы вчетвером, поэтому расстояние нас не пугало, всегда находился человек, готовый сесть за руль. И конечно, финансовая экономия при столь долгом путешествии достигается только при поездке в полной машине. Втроём, а тем более вдвоём, сэкономить не удалось бы. Авиаперелёт вышел бы дешевле. Однако дело не только в экономии на билетах. Сама поездка через пол Европы бесценна! Она даёт возможность увидеть повседневную жизнь, пообщаться с людьми, оценить качество дорог, заскочить в маленькие деревеньки и поесть в аутентичных кафешках.
Перед поездкой перед нами стоял вопрос увеличения объёма багажника, так как все ехали со своим оборудованием. Сначала раздумывали о покупке багажника на крышу, но новый Thule стоит не меньше 40 тысяч. Китайские и российские аналоги стоят конечно значительно дешевле, но судя по отзывам они не просто не качественные, но и опасные. Были случаи самопроизвольных открываний. Выходом стала аренда багажника. И пусть это выглядит как реклама, но я рекомендую фирму
Первая часть пути. Брест.
В ночь с 9 на 10 января мы выехали. Быстро выскочив на Минское шоссе, мы направились в сторону Европы. Сразу за Голицыно ведутся масштабные строительные работы. Скоро Минское шоссе на этом участке станет платным. Наверное, когда в 1942 году трассу восстанавливали прямо под огнём противника, а позже, уже в 60-х дорогу делали четырёхполосной комсомольцы и студенты со всей страны, они не предполагали, что уже их детям и внукам придётся платить за проезд по ней. По прихоти каких-то чинуш, желающих набить карманы.
Далее дорога вплоть до границы с Белоруссией очень хорошая. Напрягает лишь количество населённых пунктов и необходимость снижать скорость. Граница с Белоруссией символическая. И под утро мы уже в совсем другой, хоть и братской, стране. Заросшие бурьяном поля Смоленской области сменились белорусскими пашнями. Полузаброшенные убитые деревни также остались в России, в Белоруссии порядок во всём. Даже какие-то хозяйственные постройки, коровники, котельные и так далее выглядят так, как будто это больница или какое-то суперсовременной производство.
В районе двух часов дня мы были уже в Бресте и сразу отправились в крепость. Я был там маленьким ребёнком и уже тогда это место поразило. Я искренне считаю, что побывать здесь должен каждый русский человек. Без этого понимание всего ужаса войны просто невозможно. К сожалению, современная молодёжь в основном узнаёт о войне благодаря ширпотребу типа «Сталинграда» или «Т-34». И только в таких местах понимаешь, что война была в первую очередь общемировой трагедией, от которой пострадали и евреи, и белорусы, и русские, и поляки. В общем словами это не описать, поэтому ниже несколько фото.
Вторая часть пути.
Утром следующего дня мы выдвинулись в сторону границы с Польшей. Сразу скажу, что в поездке в Европу на машине нет абсолютно ничего страшного. Из документов нужна лишь гринкарта (аналог российского ОСАГО для других стран). Кроме того, следует обратить внимание на то, что в большинстве европейских стран запрещена шипованная резина.
Границу мы пересекаем за полтора часа и выдвигаемся в сторону Варшавы. Поначалу дорога не очень хорошая. Но уже через 100 километров начнутся идеальные автобаны. Кстати все дороги в Польше бесплатные, как и в Германии. В Польше на трассе есть скоростные ограничения, но ни одной полицейской машины или камеры мы не увидели. Вскоре отличный польский асфальт сменяется идеальным немецким. Средний расход падает с 9.5 до 8.6 литров. Мы проезжаем такие города, как Дрезден, Нюрнберг и Байройт. К вечеру уже подъезжаем к Мюнхену, справа остаётся знаменитая Альянц-Арена (кстати на обратной дороге мы проезжали стадион в районе 5 утра и подсветка была отключена, видимо в Германии предпочитают экономить электричество в отличие от вечно полыхающей Москвы). К 8 вечера мы уже заселяемся в апартаменты в Майрхофене и уставшие, но довольные идём на встречу с большой компанией друзей, прилетевшей на самолёте.
Кстати, из всех стран, самый дорогой бензин (нас интересовало только дизельное топливо) в Германии — 1.30 Евро. В Австрии топливо стоит 1.20. В Белоруссии в переводе на русские рубли стоимость около 75 рублей.
Отдых в Майрхофене.
Майрхофен представляет собой небольшой курортный городок в долине Zillertal. О красоте этого места лучше расскажут фотографии. Идеальный порядок просто во всём. Глаза отдыхают. Нету грязных обочин, каких-то непонятных заборов и нагромождений зданий, разбросанного мусора и бычков. Одним словом, ordnung. Специально сфотографировал качество асфальта во дворе возле наших апартаментов.
Теперь немного о самом городке. Альпийская архитектура. Все домики великолепно вписаны в окружающий ландшафт. Такое впечатление, что не их строили в горах, а горы вырастали вокруг них. Убедитесь в этом сами.
Катание в Майрхофене на любой вкус и цвет. Всего в долине более 500 километров трасс. Вы только вдумайтесь в эту цифру! Можно приезжать суда на пару недель и каждый день кататься в новых местах. Я, например, уже много лет занимаюсь фрирайдом и здесь для этого есть все условия. Правда в этом году не повезло со снегом. Пухляка не было, а снегопады начались прямо перед нашим отъездом. Поэтому пришлось ставить рекорды скорости.
Но и новичками здесь будет совсем не скучно. Синих трасс предостаточно. Отдельных слов заслуживает катание на леднике Hintertux. Снег там не тает даже летом, поэтому подъёмники работают круглый год. Трассы в ширину достигают 500-600 метров и даже при огромном количестве людей никто друг другу не мешает. Вот несколько фото, чтобы вы могли насладиться красотой Альпов.
Теперь немного о бытовой стороне вопроса, без которой мой блог был бы похож на путеводитель. Лично мне очень понравилось, как организован раздельный сбор мусора в Австрии. Не на словах, а на деле. Всего предлагается сортировать мусор по 6 бакам: бумага, картон, банки, стекло, пластик и пищевые отходы. Самое интересно, что уже через три дня вся наша компания сортировала мусор на автомате и это не вызывало абсолютно никаких трудностей. Как обычно предлагаю нашим властям не выдумывать велосипед, а просто перенять лучшие практики у тех, кто занимается сортировкой мусора годами.
Стоимость супер скипаса на 6 дней — 266 Евро (18200 рублей или чуть больше 3000 рублей в день). Дорого, скажите вы? Но за эти деньги вы получаете не просто 500 километров идеально подготовленных трасс и суперсовременной инфраструктуры, вы получаете бесплатные автобусы и поезда по всей долине, между всеми городками и посёлками, а также кучу других развлечений, типа тюбинга и так далее. Всё это входит в стоимость. Всё ещё считаете, что это дорого? Тогда сравним со стоимостью катания на Эльбрусе, курорт Поляна Азау.
Конечно, Эльбрус — место знаковое. И побывать там должен каждый. Хотя бы просто для галочки. Но уровень сервиса не лезет ни в какие ворота. Также, как и стоимость. Скипасс на один день стоит 2000 рублей. За эти деньги вы получаете… три очереди подъёмника вверх и одну трассу вниз (как таковой разветвлённой сети трасс там в принципе нет). И больше ничего. В стоимость скипасса не входит даже автобус до соседнего Чегета. Но и это не главная проблема. Основная комичность и тупиковость ситуации заключается в том, что такого автобуса просто не существует. Также как и вообще автобуса до Поляны Азау из Нальчика и Минеральных Вод. То есть курорт есть, а добраться до него из аэропорта невозможно. Вернее, возможно. На такси. Но поверьте поездка на Приоре из Нальчика до Азау по горному серпантину с водителем джигитом вряд ли принесёт вам удовольствие и будет поэкстримальнее некоторых чёрных трасс.
Инфраструктура напрочь отсутствует. На Азау хотя бы подъёмники относительно новые, а на Чегете им и вовсе лет по 50. Туалеты конечно же типа сортир. Сам посёлок представляет собой нагромождение каких-то сооружений, некоторые из них обшиты сайдингом, другие деревом, третьи просто стоят в голом кирпиче. В общем эстетическое удовольствие весьма сомнительное. Вернусь ли туда ещё раз? Вернусь, но только ради Эльбруса максимум на 2-3 дня. А отдыхать я поеду в Майрхофен. Кстати разница в стоимости будет совсем не существенная. Когда в прошлом году я ездил на Эль стоимость билетов на самолёт была настолько высокой, что обратно пришлось со всем снаряжением сутки трястись в поезде.
Наши сограждане в большинстве своём солидарны со мной. 90% туристов в Майрхофене — россияне. Добираются туда в основном самолётом через Мюнхен, благо туда летают самолёты уже не только из Москвы, но и, например, из Краснодара и Ростова на Дону. Кто же отдыхает на российских горнолыжных курортах? В основном невыездные, сотрудники спецслужб, МВД и так далее. У нас их довольно много. Очень жаль. У гор Кавказа огромный потенциал, красоты неописуемые и значительно превосходят Альпы. При грамотном подходе, уверен на 100%, что туда потянулись бы и иностранные туристы. Но грамотного подхода нет, как нет и элементарного комфорта.
Дорога домой.
В обратную сторону мы немного изменили маршрут и остановились в польском Белостоке. Это небольшой приграничный город. Чем он знаменателен? Да в общем-то ничем. Хотя, прогуливаясь по нему вечером мы совершенно случайно наткнулись на табличку, повествующую о том, что здесь, когда-то находился дом создателя Эсперанто.
А вот немного фотографий центральной площади города. Очень понравилось простое и невычурное новогоднее оформление. Собянину не мешало бы поучиться.
PS За более чем 3500 километров по Европе мы не увидели ни одной аварии и не встретили… ни одной машины дорожной полиции.
Про туннели в Германии не знаю, где такие есть. Мы не столкнулись. Трассы от границы с Польшой на Мюнхен мимо Дрездена, Вольфсбурга и Байройта полностью бесплатна.
А что там с польскими дорогами, как у них сейчас со скоростным режимом?
В 2011 году поляцкие гаишники лютовали даже за +3 км к ограничению…
И знаков с низкой скоростью было нелогично много на казалось бы скоростных дорогах.
Удивило про 90% россиян на горнолыжке. Может, это такое целевое местечко для нашей публики? Обычно встречается микс туристов. Но, возможно, тут дело в наших каникулах, когда у них уже рабочий год начинается.
Что касается зимних курортов, тут еще надо всё-таки понимать, что многолетняя, а где-то (как в Санкт-Морице и Шамони), уже и за век история развития этих курортов. Всё заточено на зимний туризм. Если в будущем вообще эта тема останется популярной, со временем и наши курорты разовьются, не сомневаюсь. Кстати, почему-то мы зацикливаемся на Сочи, но страна-то огромная. Людям из зауралья в Европу не с руки летать, там и своей неплохой инфраструктуры хватает. Кто бывал на Шерегеше, говорит, супер.
Резюмируя: чем и хороша жизнь — всегда есть возможность выбора. И еще лучше, когда есть возможность эту возможность воплотить в реальность.
Желаю дальнейших интересных поездок.
миллионов, которые по Австриям не ездят)
Но кстати нас многие обгоняли и довольно резво. Наверное 150-160 они ехали.
А содержателей отечественных горнолыжных курортов, традиционно
на колв отставку. И чтобы они предстали перед народным судом!Меня насторожила фраза об идеальном состоянии машины, блин 18 лет. У самом примерно вдвое моложе машина, так по мелочевке то одно, то другое, полтос на запчасти примерно в год уходит.