О Трушевском, дружбе, взаимопомощи и сделках с собственной совестью

1 379
Четверг, 3 марта 2011, 14:04

Хочу предложить поговорить на одну остро обсуждаемую сегодня общественную тему.

Итак, на днях суд вынес приговор художнику Трушевскому — 5 лет колонии общего режима за изнасилование 17-летней студентки.

Полностью подробности этой истории можно прочитать здесь http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=179700.

Блогосфера в своем отношении к произошедшему была на редкость единодушна во мнении, что Трушевский — мудак и поступил плохо, обсуждать сегодня эту тему бессмысленно — свою оценку его поступкам и общество и правосудие вынесло.

Но во время активного обсуждения друзья — защитники Трушевского выдвинули лозунг «Трушевский — мудак, но это — наш мудак!» Понятно и объяснимо желание его друзей защитить и поддержать попавшего в тюрьму сотоварища. И я даже не склонна осуждать их за это. Хотелось бы поговорить вот на какую тему — так ли сами эти его друзья невиновны в том, что произошло с ним?

Не сказал ли каждый из них в свое время сам себе и своей совести втихомолку именно эту фразу: «Да, он мудак и поступает по мудцки, но он вроде как мой друг, да и зачем вообще я буду вмешиваться в личную сексуальную жизнь его — это неприлично как-то, в конце — концов. Если дело зайдет дальше, то милиция его остановит…»

Так кто тогда этим попустительством спровоцировал Трушевского, а теперь ищет виноватых в этом везде, кроме самих себя?

Очень обыденная ситуация — во всяком преступлении оказывается две стороны пострадавших от рук преступника — это конечно в первую очередь пострадавшая де юре сторона со всеми ее социальными взаимосвязями. А так же социально связанные с преступником люди, которые к нему хорошо относятся — для них происшествие не менее сильное горе, чем для пострадавшей стороны. Выигравших нет.

Одна сторона страдает от горя, вторая же от того, что в свое время заключила со своей совестью негласный маленький договорчик, который привел к большому несчастью.

Мне очень важными показались в этом смысле высказывания на Снобе одной дамы:

Александр Мансилья-Круз: Совершенно поразительна эта уверенность подсудимого в «в благополучном для себя исходе». Эта убеждённость в собственной безнаказанности переполняла и вышеупомянутый пост в жж, и, кажется, вообще поведение Трушевского. Понятно, когда такие аберрации возникают у детей министров и президентов, но откуда она взялась в этом случае? Полная загадка для меня.

Варвара Бабицкая: Саня, эту уверенность хорошо объясняет тот факт, что все друзья Трушевского предпочитали не обращать внимания на то, как он в соседней комнате «жестит с бабами» (используя формулировку его защитника Антона Николаева), а первого, кто вмешался, ославили стукачом. Откуда бедному мальчику было знать, что он что-то делает не так?!

Александр Мансилья-Круз: Но бедный мальчик всё же должен был подозревать о существовании УК — хотя бы ПОСЛЕ того, как ему было выдвинуто обвинение? Неужели пацанские понятия могут настолько вытеснить все остальные представления о мире? Он же не из горного села приехал, грамоте обучен.

Варвара Бабицкая: Ну как, ты тоже правила дорожного движения знаешь. Но если ты не видишь ничего дурного в превышении скорости — это такая игра: ты превышаешь, а смешные люди с полосатыми палочками тебя ловят. Если поймают — они выиграли, получают пятьсот рублей, все обменялись нежными улыбками и расстались до новых встреч. Ну все же все понимаем, пацаны, ну вы че — ну еще мы будем, цитируя Трушевского, «обращать внимание на эротические предпочтения всяких дур»! Давайте, пожурите, у вас работа такая — дайте условно, и до новых встреч…

(http://www.snob.ru/sel…y/32321#comment:308812)

Вчера, к примеру, в шоу у Малахова было очень видно, как сочувствие вызывали обе стороны (история шла о пытках и избиении в одной военной части) — и мама потерпевшего и мамы преступников — все практически из одного социального слоя, все бедны, несчастны, потеряны и не знают что дальше будет с их сыновьями.

Между тем обвиняемые сыночки вообще не понимали, видимо, что поступают как-то плохо, снимали свои «подвиги» на видео, выкладывали их в сеть, не ожидая общественного порицания — т. е. где-то кто-то явно им чего-то недообъяснил, недопоказал реального общественного отношения к данной мерзости, раз они были уверены, что их не осудят.

Т. е. и Трушевский, и эти солдатики жили в придуманном их друзьями мире, где такие поступки — мелкие невинные тараканчики. В принципе все это делают и на самом деле никто этого не осуждает. Результат для них оказался очень плачевным.

И вот именно в свете этого к меня возникают большие сомнения: Кто больший друг тому же Трушевскому — тот, кто заключил в свое время сделку со своей совестью и не высказал в открытую своего отношения к такому поведению товарища, или же вообще тот, кто вызвал милицию до того, как Трушевский умудрился убить свою очередную жертву сексуальных игрищ и сесть уже после этого очень надолго?

У меня нет ответов на все поставленные вопросы. И я тоже, как и все, заключаю иной раз сделки со своей совестью ради того, что бы с кем-то не ссориться. И я буду помогать всеми способами оступившемуся товарищу смягчить наказание, если его на чем-то поймают. Но вот ведь в чем вопрос — не будет ли данное мое поведение на самом деле попыткой не защитить товарища, а защитить пачки договоров с собственной совестью, которые накопились внутри меня?!

Abaddon
лично#
Цитата: И я тоже, как и все, заключаю иной раз сделки со своей совестью ради того, что бы с кем-то не ссориться. И я буду помогать всеми способами оступившемуся товарищу смягчить наказание, если его на чем-то поймают. Но вот ведь в чем вопрос — не будет ли данное мое поведение на самом деле попыткой не защитить товарища, а защитить пачки договоров с собственной совестью, которые накопились внутри меня?!
Тебя прикалывает публичное копошение в твоей голове, или ты реально хочешь получить ответ на свой вопрос?
gorkaya_pravda
лично#
Abaddon: Тебя прикалывает публичное копошение в твоей голове, или ты реально хочешь получить ответ на свой вопрос?
Тяжелый случай все же, дядя тролль.
Я уже начинаю подозревать, что Вы пытаетесь от меня получить ответ на вопрос: «Как мне, Аббадону, научиться писать в свой блог, не боясь, что мою писанину кто-то сочтет ерундой или дуростью?»
Гость
#
А вот если у меня друг изменяет жене, скажите, что мне делать? Куда написать заявление? Никакие уговоры не изменять жене не помогают, я в отчаянии. Ну хочешь изменять -изменяй, но почему жене то обязательно!
gorkaya_pravda
лично#
Гость: Никакие уговоры не изменять жене не помогают, я в отчаянии.
Оценив тонкость юмора, я все же отвечу на полном серьезе — Ведь это Ваш выбор — оставаться другом этого человека или нет — это Ваш договор с Вашей совестью будет. Легко Вам его заключить или тяжело, но Вы его заключите, если останетесь друзьями.

Между прочим, без всяких шуток, внутренние моральные принципы некоторым бы не позволили дальше общаться с таким другом.
И тогда выбирать и заключать договоры с самим собой пришлось бы уже Вашему другу, а не Вам — он бы решал что ему дороже — эти измены или Ваша дружба + честные отношения с женой.
Гость
#
gorkaya_pravda: Между прочим, без всяких шуток, внутренние моральные принципы некоторым бы не позволили дальше общаться с таким другом.
Это истинные арийцы, чтоли? Ну так вроде давно перебили всех.
Нет, вы мне чисто конкретно скажите, что мне делать? Закладывать его или нет? Вот в чем вопрос.
gorkaya_pravda
лично#
Гость: вы мне чисто конкретно скажите, что мне делать? Закладывать его или нет? Вот в чем вопрос
За чисто конкретными ответами к крестному отцу мафии ходят или к командиру.
Вы как к кому ко мне пришли с этим вопросом?
Glashka
лично#
gorkaya_pravda: 
Гость: Никакие уговоры не изменять жене не помогают, я в отчаянии.
Оценив тонкость юмора, я все же отвечу на полном серьезе — Ведь это Ваш выбор — оставаться другом этого человека или нет — это Ваш договор с Вашей совестью будет. Легко Вам его заключить или тяжело, но Вы его заключите, если останетесь друзьями.

Между прочим, без всяких шуток, внутренние моральные принципы некоторым бы не позволили дальше общаться с таким другом.
И тогда выбирать и заключать договоры с самим собой пришлось бы уже Вашему другу, а не Вам — он бы решал что ему дороже — эти измены или Ваша дружба + честные отношения с женой.
формально, социум не осуждает измен мужей… Измена жены как-то более болезненно воспринимается. Хотя при декларируемом равенстве полов, разницы быть не должно.
Получается, что те договора, о которых Вы говорите, имеют хамелеонистую социальную окраску. Павлик Морозов 80 лет назад — герой. Сейчас — иуда. Наверное, надо обращаться к непреложным христианским заповедям во избежание разночтений, так сказать.
Гость
#
gorkaya_pravda: Между прочим, без всяких шуток, внутренние моральные принципы некоторым бы не позволили дальше общаться с таким другом.
Вот этим?
gorkaya_pravda
лично#
Glashka: Получается, что те договора, о которых Вы говорите, имеют хамелеонистую социальную окраску. Павлик Морозов 80 лет назад — герой. Сейчас — иуда.
само собой. Но ситуация с Павликом смотрелась бы иначе, если бы допустим в нее был включен факт какой-нибудь типа того, что в соседней деревне за укрывательство зерна и недонесение Продразверстка расстреливала всех, а при донесении обещала сохранить всем жизнь. (это просто пример, а не исторический факт).
Гость
#
Glashka: социум не осуждает измен мужей
А это смотря какой социум.
Glashka
лично#
gorkaya_pravda: ситуация с Павликом смотрелась бы иначе, если бы допустим в нее был включен факт какой-нибудь типа того, что в соседней деревне за укрывательство зерна и недонесение Продразверстка расстреливала всех, а при донесении обещала сохранить всем жизнь. (это просто пример, а не исторический факт).
жестокая дилемма, а на самом деле — трилемма. Ничего не скажешь.
gorkaya_pravda
лично#
Glashka: жестокая дилемма, а на самом деле — трилемма. Ничего не скажешь
Но согласись, что, когда твои друзья совершают при тебе нечто выходящие за рамки морали или тем более УК, они тем самым навязывают тебе насильно ситуацию договора со своей совестью. Т. е. практически заставляют тебя это делать, не спросив твоего согласия.
В ситуации с Павликом Морозовым, как нам ее рассказывают, столкнулись две морали — семейная и общественная мораль.
Но, кстати, в ситуации с изменой жене, точно такое же столкновение семейно морали, которая говорит о том, что это плохо, и общественной морали, говорящей, что «нормально это, все так делают и все покрывают своих друзей в этой невинной шалости». Только вот почему-то в ситуации с Павликом нарушение семейной морали считается подлым предательством, а в ситуации с изменой жене подлым предательством вроде как будет наоборот не плюнуть на семейную мораль…
Такая вот история.
На самом деле и в ситуации с Павликом виновата семья его, которая насильно попыталась навязать ему договор с его совестью, его не спросив, и в ситуации с изменой жене, я бы того друга, который мне навязывает насильно договор с моей совестью меня не спросив и видя, что мне неприятно это, гнала бы ссаными тряпками. Нахрена мне такие друзья? Что бы они взамен тоже какой-нибудь договорчик со своей совестью подписали меня покрывая в чем-то?
Glashka
лично#
gorkaya_pravda: 
Glashka: жестокая дилемма, а на самом деле — трилемма. Ничего не скажешь
Но согласись, что, когда твои друзья совершают при тебе нечто выходящие за рамки морали или тем более УК, они тем самым навязывают тебе насильно ситуацию договора со своей совестью. Т. е. практически заставляют тебя это делать, не спросив твоего согласия.
да, не скажу, что бывает такое часто, но вполне возможно. Но даже намека на подобную ситуацию достаточно, чтобы прекратить всяческие отношения. С одной стороны, конечно же, это поза страуса. С другой стороны: я бы не хотела аналогичного неправомерного действия и к себе. Поэтому, такие люди уходят из близкого круга и пропадают «там за горизонтом»
Совесть, в общем-то, чиста. Я не лезу в чужую жисть ни с осуждениями, ни с советами, поскольку у каждого мораль своя. С другой стороны, каким-то образом обезопасилась. Волки сыты и овцы целы. Ну, или наоборот.
gorkaya_pravda: В ситуации с Павликом Морозовым, как нам ее рассказывают, столкнулись две морали — семейная и общественная мораль.
Но, кстати, в ситуации с изменой жене, точно такое же столкновение семейно морали, которая говорит о том, что это плохо, и общественной морали, говорящей, что «нормально это, все так делают и все покрывают своих друзей в этой невинной шалости». Только вот почему-то в ситуации с Павликом нарушение семейной морали считается подлым предательством, а в ситуации с изменой жене подлым предательством вроде как будет наоборот не плюнуть на семейную мораль…
Такая вот история.
На самом деле и в ситуации с Павликом виновата семья его, которая насильно попыталась навязать ему договор с его совестью, его не спросив, и в ситуации с изменой жене, я бы того друга, который мне навязывает насильно договор с моей совестью меня не спросив и видя, что мне неприятно это, гнала бы ссаными тряпками. Нахрена мне такие друзья? Что бы они взамен тоже какой-нибудь договорчик со своей совестью подписали меня покрывая в чем-то?
похоже, что позиция «по договорам» у нас с Вами одинаковая.

Но, ситуация с Павликом и расстрелом соседней деревни… я не знаю, как её решать, если бы была тем самым Павликом. Не хватает значения одной переменной — вектора социальной направленности что ли. В рамках 18-19-го века стоило бы самому застрелиться. В рамках голодающего поволожья и раскулачивания, с позиции кулака, я бы выбрала «фиг с ним, с селом. Все равно с голоду сдохнут, потому как пропойцы там все в пяти поколениях». Ну и третий вариант: сдать семью и погибнуть. Что и произошло. Зато голодранцы живы.
gorkaya_pravda
лично#
Glashka: похоже, что позиция «по договорам» у нас с Вами одинаковая.
Я не уверена, потому что я все же осознаю, что тем или иным образом заключаю такие маленькие договорчики с совестью или моралью. Про себя я не могу сказать, что совесть моя чиста в этом смысле.
Но я крайне не люблю, когда мной манипулируют. А большинство тех же товарищей из сферы обслуживания или из торговли или из госструктур очень любят пользоваться некими такими общественными допущениями в своих личных и корыстных интересах, и более того, пытаются привлекать эти общественные допущения для давления. Это как продавщица в совке, пойманная на общете начинала орать, обращаясь к очереди, что мол торговать прекращает и пока зануда, который требует с нее свои же деньги не уберется, не начнет работать. И очередь становилась на сторону такой торгашки. До сих пор подобные проявления у наших людей наблюдаю чуть не ежедневно.
Гость
#
Glashka: Павлик Морозов 80 лет назад — герой. Сейчас — иуда
При этом люди думающие понимали тогда, что он не герой, и сейчас — что он не иуда. Это несчастный мальчишка из брошенной отцом семьи. А в те времена семья без мужика была обречена на смерть — корове и лошади надо накосить, надо сеять и жать, надо дрова рубить и колоть, иначе замерзнешь зимой. Мальчишка отомстил отцу за предательство, как умел.
Мораль — явление не постоянное, критерии меняются. То, что было морально и понятно всего 80 лет назад, сегодня кажется полной фигней — ну, подумаешь, мужик ушел из дома к другой бабе. А вот тогда это было не «подумаешь», тогда это означало «ты, мать, твой младший брат и сестренки скоро умрут».
Сейчас — проще. Но и сейчас иногда такие финты чреваты осложнениями.
Чтобы понять Павлика Морозова, современному горожанину надо попытаться поставить себя на его место, а это нелегко. Вода — в кране, тепло в батареях, продукты в магазине, социальная помощь нуждающимся, благотворительность. Косить, сушить сено, жать, пахать, дрова искать не надо. Трудно оценить степень трагизма ситуации, в которой оказалась семья.
Критерии морали и аморальности меняются. Библия, к примеру, учит, что хозяин не несет ответственности за убийство раба, если он умер на следующий день после побоев. Поясняя — «это его серебро».
А сегодя УК имеет статьи и за побои, и за убийство, и за рабство. Современный УК моральнее библии.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи