Акулово

Впервые деревня "Окулово на пруде", что близ Одинцова, упоминается писцовой книгой в 1627 г. как данное на прокормление занимавшемуся приказными делами Андрею Ивановичу Загряжскому поместье, где значились "двор помещиков, а в нем прикащик, и 2 человека деловых".

В документах этот владелец Акулова упоминается, в начале XVII в. как стародубский и новгород-северский воевода. Затем источники на протяжении почти двух десятилетий ничего не говорят о его деятельности, и лишь только в 1621-1622 гг. мы видим его на посту белевского воеводы, а в 1625-1626 гг. - московским дворянином. Позже он описывает земли Дмитровского, Переяславского и Кашинского уездов, служит судьей в Московском судном приказе, исполняет различные поручения царя.

В 1646 г. в Акулове уже новый хозяин - Алексей Иванович Сабуров. К этому времени в нем имеется уже двор вотчинника с четырьмя "деловыми" людьми, но главное - появляются четыре крестьянских двора с шестью крестьянами. Акулово продолжает обустраиваться и богатеть, и в 1670 г. качестве вотчины продается А. С. Хитрово.

Александр Севастьянович Хитрово принадлежал к семье, занимавшей немаловажное положение при дворе. Начал он службу в чине стольника, стал думным дворянином, ходил в Литовский поход 1655-1656 гг., где был ранен под Смоленском, был одно время воеводой в Свияжске. Во времена служебных успехов и приобрел он у Сабурова Акулово, потратил немалые средства на его устройство и соорудил деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что дало недавней деревне еще одно название Покровское-Акулово.

Документы не позволяют установить, что именно послужило причиной царского гнева, в результате которого А. С. Хитрово получает неожиданное назначение вдалеке от Москвы - воеводой в Терки, иначе говоря, на Тереке. Решение исходило от царя Федора Алексеевича, но его оставила в силе и пришедшая к власти после смерти брата правительница Софья. А. С. Хитрово так и умер на своем дальнем воеводстве в 1686 г., передав все свои владения, в том числе и Акулово, сыну Федору. Но и Федор Александрович Хитрово не умеет заслужить царского расположения: в 1692 г. Петр I отдает распоряжение отписать Акулово, числившееся "отцовской вотчиной" стольника, в дворцовое ведомство и почти сразу затем в Московский Страстной монастырь. По всей вероятности, причиной тому было ходатайство царицы Натальи Кирилловны.

Сразу после перехода власти к сыну царица Наталья Кирилловна становится главной благодетельницей монастыря. Она строит здесь в память мужа царя Алексея Михайловича надвратную Алексеевскую церковь, хлопочет о богатых вкладах. Но сразу после ее смерти игуменья Юлия Челищева переводит земельный подарок в деньги. Она уступает село Покровское по "променной записке" сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, а тот незамедлительно перепродает Акулово родному брату царевичу Дмитрию. Обе сделки совершаются в один и тот же 1693 г.

Потомки сыновей сибирского царя Кучума имели значительные преимущества при московском дворе по сравнению даже с самыми древними родами. Правда, только до 1718 г. Неудачное вмешательство царевича Василия Алексеевича в дело царевича Алексея лишило семью царского титула, а виновника привело в Сибирь. В 1719 г. не стало и Дмитрия Сибирского, который, подобно всем своим родственникам, стал отныне именоваться всего лишь князем. Во владение акуловской вотчиной вступила его вдова Ксения Владимировна, урожденная Долгорукова.

В истории с делом царевича Алексея оказались замешанными и братья новой владелицы Акулова.. Василий Владимирович Долгоруков, в свое время командовавший под Полтавой отрядом запасной конницы, был лишен всех чинов и сослан в Соликамск. Другой брат - Владимир Владимирович после ареста высылается в дальние деревни. Княгиня Ксения, не имея собственных детей, завещает Акулово третьему брату Михаилу Владимировичу Долгорукову, который и вступает в права владения в 1722 г.

После смерти отца Акулово получает в наследство замужняя дочь М. В. Долгорукова - княжна Аграфена Михайловна, которая, в свою очередь, завещает богатое подмосковное село одному из своих племянников. Новый владелец вотчины Михаил Васильевич был сыном известного полководца В. М. Долгорукова-Крымского, получившего приставку к родовой фамилии за блистательную победу над 70-тысячным войском крымского хана Гирея. В качестве главнокомандующего Москвы В. М. Долгоруков-Крымский достроил к своему дому на Большой Дмитровке знаменитый Колонный зал. У владельца Акулова этот родовой долгоруковский дом был куплен для Благородного собрания. Вскоре имя Долгоруковых исчезает из истории Акулова: брат и наследник Михаила Васильевича Василий Васильевич продает подмосковную. И как свидетельствовали документы, в 1786 г. оно значится владением надворного советника Николая Ивановича Писарева. Позднее оно достается жене графа Алексея Кирилловича Разумовского Варваре Петровне, урожденной Шереметевой. При ней в конце XVIII в. в селе Покровском, Акулове тож, считалось 25 дворов, где проживало 84 души мужского и 105 женского пола. Рядом с деревянной церковью располагался одноэтажный деревянный господский дом, при котором находился регулярный сад, где размещались четыре оранжереи. Местные крестьяне кроме хлебопашества занимались извозом в Москве.

Брак В. П. Шереметевой, одной из богатейших российских невест, и А. К. Разумовского, сына фельдмаршала и президента Академии наук, продолжался около десяти лет, после чего супруг предложил жене вместе с многочисленными детьми поселиться отдельно от него - "в разделе". Предоставленная сама себе В.П.Разумовская-Шереметева отстраивает в начале Маросейки дом по образцу дома Шереметевых на Воздвиженке и приобретает Акулово, где в 1807 г. сооружает Покровский храм, очень близкий стилистически к находившемуся рядом с ее московским особняком храмом Косьмы и Дамиана архитектора М. Ф. Казакова. Это сходство - в достаточно необычной круглой ротонде, венчающей основной куб церкви, и завершенной островерхим шпилем, в двух круглых колокольнях, размещенных по углам западного фасада и обрамляющих портик из шести пилястр со свободным фронтоном. Портик повторяется в доме для причта, также окруженном кирпичной с металлическими решетками оградой. Покровский храм долгое время и после Октября рядом с росписью начала XIX в. сохранял иконы XVII и XVIII вв., помещенные здесь Долгоруковыми, ткани екатерининских времен, деревянную скульптуру.

Но обновленное и заново благоустроенное поместье не остается в семье ни Разумовских, ни Шереметевых. Умершая в период Отечественной войны Варвара Петровна, в обход собственных детей и родных, завешала Акулово вместе со всеми своими богатствами безвестному послушнику Чудова монастыря, которого перед этим сделала своим управляющим. В 1812 г. владельцем села числился Н. И. Сурмин.

Несмотря на раздельную жизнь с мужем, В. П. Разумовская продолжала поддерживать отношения с его родными. Среди гостей Акулова была и Н. К. Загряжская, родственница Н. Н. Гончаровой, увлекавшая Пушкина своими рассказами о екатерининском времени, и побочный сын деверя хозяйки поместья поэт-гусар Николай Оржицкий. Благодаря удачному стечению обстоятельств, от неожиданного наследника Акулово снова возвращается, хотя и по женской линии, в семью Разумовских. Его владелицей становится супруга наказного атамана Оренбургского казачьего войска Екатерина Александровна Тимашева, урожденная Загряжская. При ней, по данным 1852 г. в селе находились церковь, 17 дворов и 84 жителя обоего пола. Известная поэтесса пушкинских лет, Е. А. Тимашева благодаря поддержке Пушкина печаталась в "Северных цветах". В ее литературном салоне бывали Е. П. Растопчина, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. М. Языков, И. Е. Великопольский, охотно навещавшие и Акулово. Личное знакомство Е. А. Тимашевой с Пушкиным относится к 1826 г. Поэтесса прожила после этого долгую жизнь. Она умерла в 1881 г. В 1890 г. земельные документы называют владельцами Акуловской усадьбы наследников некоего Смирнова. В самом же селе тогда проживало 278 человек.

После революции судьба Акулова была во многом типичной. По данным переписи 1926 г. в нем числилось 95 дворов, где было 479 человек, сельсовет, школа. На базе имения был создан совхоз. Через шесть десятилетий в Акулове по сведениям 1989 г. значилось 154 хозяйства и 320 человек постоянного населения. Ныне это фактически пригород Одинцова.

Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материаы... М., 1886. Вып. 3. С. 177-179; Молева Н. М. Земля и годы. М., 1990. С.77-100.

Н. М. Молева

Просмотров: 14369
Опубликовано: 16.11.2005, 03:00
Изменялось: 04.04.2006, 01:32