Горловка
Горловка, лежащая близ Вязем, имеет очень недолгую историю, хотя это название встречается уже в документах XVII в. Известно, что в XVI в. в Вяземах существовал небольшой монастырек во имя Иоанна Богослова. К сожалению, наши сведения о мелких обителях крайне скудны, и относительно Вяземского монастыря они относятся только к XVII в. Хроника Мартина Бера 1606 г. упоминает "обитель Вяземскую", превращенную в крепость. Другой иностранец Петрей также говорит про "монастырь Wezoma". Польские послы в том же 1606 г. хотели проникнуть в этот монастырь, но не были туда допущены. Обитель была разрушена в Смутное время, и писцовое описание 1631 г. упоминает лишь "место церковное Иоанна Богослова, что был монастырь".
В 1680 г. проводилось обследование владений и местный священник, основываясь на каких-то записях, сообщил: "Которое-де место церковное, что был монастырь Иоанна Богослова... Да у той же церкви были вкладные пустоши: пустошь Шарапово, Зятнево, Горлово, Мясоедово, Иваниково. А дали-де те пустоши вклад к церкви Андрей Клешнин да тетка ево Аграфена Чемоданова в поминовение . по родителех своих". Это первое упоминание Горлова в документах. Данное припоминание, сделанное через несколько десятилетий после событий начала XVII в., любопытное само по себе, интересно еще и тем, что называемый в нем Андрей Петрович Клешнин был очень близок к тогдашнему владельцу Вязем Борису Годунову, а в историю вошел тем, что многие современники приписывали именно ему мысль убить царевича Дмитрия, чтобы обеспечить Годунову права на царский трон. Видимо, не случайно, последний послал его вместе с будущим царем Василием Шуйским в Углич проводить следствие о смерти сына Ивана Грозного. Мы можем только догадываться - какие мысли беспокоили Клешнина перед кончиной. Достоверно известно лишь то, что он умер в 1599 г. схимником, приняв имя Левкея.
На протяжении последующих трех столетий пустошь Горлово входила в состав Вяземского имения, пока в начале XX в. князьями Голицыными здесь не был основан небольшой хутор для разведения молодняка крупного рогатого скота и английских овец.
Перепись 1926 г. зафиксировала хутор Горлово из одного хозяйства, где проживало 9 человек.
Спустя шесть десятилетий, аналогичная перепись 1989 г. отметила в поселке Горловка 27 хозяйств и 58 жителей.
К.А.Аверьянов
Опубликовано: 28.11.2005, 03:00
Изменялось: 12.03.2006, 14:25