Дарьино

Дарьино расположилось между речками Вшивка и Чернявка, впадающими в р. Слезню, являющуюся в свою очередь одним из многочисленных правых притоков р. Москвы.

Первое упоминание Дарьина в источниках относится к 1627 г., когда эта деревушка, "а в ней двор помещиков с деловыми людьми", принадлежала Федору Петровичу Неелову, который владел поместьем после своего отца, по вводной грамоте 1616 г. В 1651 г. оно досталось его сыну Моисею Федоровичу Неелову, от которого Дарьино перешло к его двоюродному брату Семену Осиповичу Неелову, а в 1665 г. им владеют дети последнего Лука и Корнилий. В переписных книгах 1678 г. значится: "За Корнилою Семеновичем сыном Нееловым деревня Дарьина, а ней двор вотчинников, в нем один человек, 2 двора бобыльских, людей в них 5 человек".

После смерти Корнилы Неелова его родичи Кирилл и Алферий Васильевичи и Никита Петрович Нееловы променяли владение в 1691 г. Петру Юрьевичу Бестужеву-Рюмину, от которого деревня перешла к его детям стольникам Ивану, Степану, Семену и Дмитрию. При них в Дарьине была построена церкевь и оно стало селом. Возведение храма началось в 1698 г. после того, как было получено на то соответствующее разрешение церковного начальства. Строительный материал доставлялся из окрестных лесов, а финансирование осуществлялось за счет средств помещиков, Уже в следующем году в западной части села на возвышенном месте красовалась церковь во имя Николая Чудотворца -популярнейшего на Руси святого. Храм был деревянный, на кирпичном основании, с такой же колокольней. Один из двух приделов был сооружен в честь Александра Невского. По церкви село стало именоваться Дарьиным, Никольским тож.

Судя по описанию 1704 г., село принадлежало Ивану Петровичу Бестужеву-Рюмину. В нем находился двор вотчинников и два крестьянских двора, где жило 14 человек. В 1711 г. оно, после раздела с Семеном и Дмитрием Петровичами Бестужевыми-Рюминами, было владением вдовы Степана Петровича Евфросиньи Селиверстовны Бестужевой-Рюминой с детьми Иваном и Алексеем Степановичами. По документу 1786 г. за гвардии прапорщиком Андреем Алексеевичем Бестужевым-Рюминым в селе Никольском, Дарьине тож, и сельце Ащерине зна¬чилось 74 ревизских души.
В конце XVIII в. Никольское-Дарьино принадлежало корнету Степану Алексеевичу Бестужеву-Рюмину. В селе находились одноэтажный господский деревянный дом, при котором был разбит сад с плодовыми деревьями, и 12 крестьянских дворов, где проживал 121 человек. С 1848 по 1882 г. усадьба принадлежала подпоручику Адаму Петровичу Столповскому. По данным 1852 г. в селе значились церковь, 16 дворов и 110 крестьян. После смерти владельца усадьба досталась его вдове Елизавете Трофимовне Столповской (умерла в 1905 г) и ее детям, старшим из которых был присяжный поверенный Московской судебной палаты Петр Адамович Столповский. В 1890 г. в селе проживало 106 человек. П.А.Столповский имел 12 сестер и брата, которым выделил в имении земельные наделы для сооружения собственных домов. Многое он сделал и для местных крестьян. В 1894 г. им была основана школа на 50 учеников, содержавшаяся на его средства. Особо следует остановиться на попытке Столповского превратить Дарьино в подмосковный курорт.

В 1885 г. в окрестностях села был открыт железисто-известковый минеральный источник. Чистая, довольно прозрачная вода с постоянной температурой 6,6 градусов не содержала ни аммиака, ни азотных солей. Бьющие ключи выступали в нескольких местах правого берега р. Чернявки. Особенно большое их количество было сосредоточено в "бездонном бочаге". Так местные крестьяне именовали яму неправильной формы, дно которой которой покрывали ржавчина и черноватый ил. Вода в ней не замерзала даже в самую лютую стужу. Московское губернское врачебное управление нашло сходство воды с известными заграничными источниками, используемыми для лечения малокровия, неврастении и истощения организма от переутомления. Ближе всего по химическому составу подмосковный источник стоял к минеральной воде курорта Морица (Швейцария). Ввиду меньшего содержания двууглекислой закиси железа Дарьинская минеральная вода оказалась не столь трудно перевариваемой для организма, как воды Швальбаха в Пруссии и Спа в Бельгии.

Анализ воды, произведенный в 1888 г. профессором Московского университета А.П.Сабанеевым, позволил придти к выводу, что Дарьинская вода по ряду показателей превосходит также лучшие российские слабощелочные источники - Липецкие, Курьинские, Железноводские, Березовские, Полюстровские и другие. Красивая окружающая природа, здоровый климат, близость Москвы и удобство сообщения с нею по железной дороге и шоссе обещали хорошую будущность источникам. Ими могли пользоваться лица, привязанные текущими делами к Москве, и те, кто не мог себе позволить больших денежных затрат на поездки для лечения к дальним минеральным источникам.

Летний лечебный сезон на Дарьинских источниках длился с 1 июня по конец августа. Поначалу в разных частях имения Столповского имелось 7 платных дач с "полным пансионом" (чаем, едой и прочим), рассчитанных на 30 человек. Затем в начале века появился небольшой пансионат. Отдыхающие пользовались минеральными ключами, над которыми был сооружен деревянный павильон. Общее количество воды, вытекающее из водоема "бездонный бочаг" достигало 8000-10000 ведер в сутки. В поместье было налажено также "производство" минеральной воды. Ею заполняли стеклянную тару и закупоренные емкости везли на телегах в "первопрестольную" столицу. Одно время в московских аптеках продавалось до 1000 бутылок с Дарьинской водой.

С осени 1905 г. на площади в 50 десятин началось сооружение курортного поселка "Новинка". Для индивидуальной застройки были выделены участки размером от 300 до 2700 квадратных сажен. Владельцы имения отвели землю под парк, пруды, аллеи, проезжие дороги и другие места общественного пользования. Поднимался вопрос о сооружении на р. Москве купальни, куда бы транспорт за определенную плату доставлял всех желающих. Однако начавшаяся революция 1905 г. и последовавшие за ней войны не позволили реализовать в жизнь намеченные планы, Вопрос о разработке Дарьинских минеральных источников был вновь поднят в конце 1930-х гг. Но и на этот раз свои коррективы внесла очередная война.

По данным переписи 1926 г. в Дарьине считалось 52 двора, где жило 218 человек. После революции здание школы какое-то время использовалось под избу-читальню, и лишь позднее в нем возобновились занятия начальных классов. В середине 1960-х годов из-за аварийного состояния школа была закрыта. Возводить новую было признано нецелесообразным, т.к. в селах по соседству имелись свои школы.

После революции уездные власти предпринимают выселение бывших помещиков из их домов. Это было предписано сделать и в отношении Столповских, но крестьяне воспрепятствовали этому мероприятию, т.к. Столповские за свои личные качества пользовались среди них большим уважением. Крестьянское общество на сходе постановило принять барскую семью в свое крестьянское сословие, и бывших дворян представители новой власти оставили в покое. В период коллективизации Столповские добровольно вступили в колхоз, передав имевшиеся у них земли, скот, пансионат и хозяйственные постройки в общественное пользование.

Во второй половине 1930-х годов Дарьинская церковь разделила судьбу многих сельских культовых сооружений. Здание разбирается и в виде строительного материала продается на нужды близлежащему санаторию "Химик". Иконы раздаются по домам, а ящик с церковной утварью передается в сельсовет. В настоящее время на месте бывшей церкви возрожденная христианская община намерена воздвигнуть часовню.

Дарьино не раз посещали многие деятели отечественной культуры. В летние месяцы 1925 и 1926 гг. здесь отдыхал К.С.Станиславский. Вспоминая о приезде Станиславского, режиссер Г.В.Кристи писал: "Константин Сергеевич Станиславский приехал сюда с семьей и с маленькой внучкой ... Здесь ... он надеялся отдохнуть от двух осаждавших его театров и многочисленных московских посетителей. Но не тут-то было! С момента его приезда дети ходят за ним толпой, сперва незаметно, на почтительном расстоянии, потом все ближе и ближе. ... Во время прогулки он подходит к играющим детям, узнает о том, как они играют и как их зовут. Поэтому ребятишки с плакатами о спектакле, чувствуя себя знакомыми со Станиславским, зашли к нему без особых церемоний... На следующий день мы с волнением ждали Станиславского на репетицию и принесли в рощу соломенное кресло. Станиславский не обманул наших ожиданий: он явился, сияющий и строгий, без всякой тени иронии или снисхождения. Раз это для нас было настоящим театром - значит, и для него тоже".

В Дарьине последние годы своей жизни провел известный русский ученый-географ, профессор Московского университета С.Г.Григорьев. Здесь бывали актер В.И.Качалов, исследователь Центральной Азии П.К.Козлов, поэт Е.А.Долматовский. После приобретения в 1934 г. у П. А. Столпов с кого его дома в нем до 1959 г. жил видный зодчий И.В.Жолтовский.

В 60-е годы территория, предназначавшаяся для поселка "Новинка", была отдана под дачи академиков, писателей и артистов. Впоследствии это поселение получило название "Ново-Дарьино". В 1989 году в Дарьине имелось 84 хозяйства и 216 жителей, а в Ново-Дарьине отмечено 9 хозяйств и 22 человека постоянного населения.

Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы... М., 1886. Вып.З. С.117-118; Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание сел Дарьина-Никольского и Назарьева (Звенигородского у., Московской губ.) и их храмов с приходом, С приложением краткого историко-медико-топографического обзора Дарьинских (Подмосковных) железисто-минеральных вод. М., 1901; Описание вновь устраиваемого подмосковного села "Новинка" Московской губ,, Звенигородского уезда при селе Никольском, Дарьино тож, владения Петра Адамовича Столповского. М., 1906; Миловидов М.А. Дарьинские (Подмосковные) железистые минеральные воды, М., 1898.
И.И.Попов

Просмотров: 6331
Опубликовано: 28.11.2005, 03:00
Изменялось: 12.03.2006, 14:28