Иславское
Иславское, расположенное к востоку от Звенигорода, — одно из древнейших сел Подмосковья. Археологическими исследованиями на его восточной окраине были обнаружены следы поселений, лепная керамика, принадлежащие к «дьяковской» культуре и датируемые серединой — концом первого тысячелетия нашей эры. Впоследствии место запустело и было вновь занято поселением в ХI-ХIII вв. К этому времени относится и курганная группа на берегу р. Москвы, в 1,5 км от села.
В письменных источниках село, названное Воиславское, впервые упоминается в 1358 г., в завещании Ивана Красного, и с тех пор на протяжении двух с половиной столетий находилось в числе дворцовых сел. Название имеет антропонимический характер и происходит от древнерусского имени Воислав. Но выяснить — кем был этот человек, не представляется возможным.
Целая серия сохранившихся хозяйственных документов первой трети XVI в. рисует Иславское центром обширной округи деревень и починков, находящихся во владении звенигородских удельных князей и раскинувшихся вдоль течения р. Москвы.
В Смутное время Иславское попадает в полосу военных действий, а в 1618 г. в нем размещался отряд королевича Владислава. Вскоре после этого, в 1620 г., село отдается в поместье братьям стольникам Борису и Глебу Ивановичам Морозовым. По описанию 1624 г. в Иславском числились помещичий двор, два двора приказчиков, два двора людских и 39 крестьянских дворов, где жило 54 человека, и деревянная церковь великомученика Георгия. В 1636 г. село было продано владельцам из поместья в вотчину.
Морозовы были людьми многовотчинными — в том же Звенигородском уезде им принадлежал целый ряд сел, и близкими к престолу. Борис Иванович был «дядькой», воспитателем и другом царя Алексея Михайловича. С восшествием его на престол он сделался главным руководителем в управлении страной, возглавлял важнейшие приказы, был непременным членом всех совещаний царской думы и еще более сблизился с царем, женившись на родной сестре царицы Милославской.
Естественно, руководя страной, Морозов не забывал и о своем личном благополучии. В 1654 г. после воссоединения с Украины с Россией началась русско-польская война. При выступлении в поход царь пожаловал своего воспитателя высшим военным званием — дворовым воеводой, начальником над «полком государевым». Используя свое положение, Морозов вывез в свои вотчины крестьян белорусов, дал им ссуду и постарался закрепить их за собой. В 1657 г. он бил челом царю, чтобы «пожаловал государь — велел тех ево крестьян с женами, и с детьми переписать с рожей и в приметы и в лета и написать в книги за ним». В одном только Иславском их оказалось 47 человек.
После смерти боярина Глеба Ивановича Морозова половина села в 1663 г. досталась его вдове Федосье Прокофьевне (знаменитой раскольнице) и сыну Ивану Глебовичу. Через два года умер и Борис Иванович Морозов, а в 1668 г. его вдова Анна Ильинична свою часть Иславского отдала племяннику Ивану Глебовичу. Село снова оказалось в одних руках, но Иван Глебович умер бездетным и был последним в роде. Село, как выморочное владение, вновь становится дворцовым, а в 1682 г. было пожаловано вдове боярина Матвея Васильевича Апраксина Домне Богдановне и ее детям стольникам Петру, Федору и Андрею Матвеевичам Апраксиным. Спустя три года Домна Богдановна уступила свою часть детям, а в 1687 г. в результате семейного раздела половина Иславского досталась Андрею, а другая половина — Федору.
Федор Матвеевич Апраксин был одним из сподвижников Петра I. В 1682 г., девятнадцатилетним юношей, он был пожалован в стольники к Петру, затем участвует в его потешных войсках, сопровождает царя в поездке в Архангельск и в плавании по Белому морю, в 1693 г. назначен архангельским губернатором, где четыре года строил флот. В дальнейшем мы видим его в Азове, Воронеже, где он также строит суда, а 1708 г. застает его главнокомандующим в Ингрии, где он громит шведов, за что был возведен в графское достоинство. Позднее он управляет флотом и морским ведомством, одерживает в 1714 г. знаменитую победу под Гангутом. Брат Федора Андрей сделал карьеру во многом, если не полностью, благодаря брату и дослужился до чина обер-шенка.
В 1713 г. Федор Матвеевич уступил свою половину Иславского брату. Андрей Матвеевич Апраксин владел селом до своей смерти в 1731 г. После него оно досталось его сыну Федору Андреевичу. Новый владелец был женат на внучке первого русского фельдмаршала, графине Александре Михайловне Шереметевой. При Анне Иоанновне был пожалован в 1733 г. в камергеры, а в 1744 г., уже при Елизавете Петровне, произведен в генерал-поручики. По документам того времени прослеживается активная хозяйственная деятельность Ф. А. Апраксина в Иславском. В частности, им восстанавливается деревянная церковь, пострадавшая от пожара 1727 г. Она была освящена в честь Нерукотворенного образа Спаса. Был сохранен придел великомученика Георгия. После его смерти в 1754 г. Иславское досталось его четырем сыновьям и двум дочерям, а через два года при разделе общего владения стало собственностью третьего сына Михаила Федоровича Апраксина.
Сохранилось описание села 1768 г. В нем тогда были деревянная церковь, три улицы, площадь, помещичья усадьба, стояло 58 дворов, где проживало 250 крестьян мужского и 104 женского пола. В 1779 г. граф М. Ф. Апраксин продал село вдове Ивана Ивановича Дурново Пелагее Павловне, которая вскоре заложила его жене Ивана Петровича Архарова Анне Яковлевне, за которой имение с 371 ревизской душой было утверждено Вотчинной коллегией в 1780 г. После ее смерти Иславским владел ее муж генерал-от-инфантерии Иван Петрович Архаров, один из богатейших людей России того времени, состояние которого оценивалось в полтора миллиона рублей. По описанию конца XVIII в. в Иславском стоял деревянный двухэтажный господский дом со службами, при котором был разбит «регулярный» сад. В селе числилось 77 дворов, 264 души мужского и 231 женского пола, деревянная церковь, другая же, каменная, только выкладывалась. Окончательно она была построена в 1799 г. архитектором круга М. Ф. Казакова и по-прежнему была посвящена образу Спаса и имела два придела: в честь иконы «Всех скорбящиих радости» и великомученика Георгия. Особенно замечательными в храме были два образа: древняя икона Божьей матери «Знамение» и подаренная И. П. Архаровым икона «Всех скорбящих радости».
После смерти И. П. Архарова, последовавшей 16 февраля 1815 г., Иславское наследовала его дочь Мария, состоявшая в браке за обер-прокурором Сената Захаром Николаевичем Постниковым (в делах, составленных по этому наследству, упоминается, что в Иславском числилось 196 душ крестьян мужского пола). Позднее село перешло к сыну, титулярному советнику Ивану Захаровичу Постникову. При нем в 1852 г. в селе значились церковь, 41 двор, 213 душ мужского и 215 женского пола. Вскоре он уступил усадьбу коллежскому секретарю И. Д. Лорис-Меликову, который владел ею полтора десятилетия, а в 1867 г. она была продана с торгов полковнику И. В. Лихачеву, тут же уступившего ее потомственному почетному гражданину И. О. Сушкину, после смерти которого ему наследовала его вдова Татьяна Ивановна. При ней к 1890 г. в Иславском проживало 472 человека, открыто начальное училище, попечительницей которого была сама владелица усадьбы. После нее имение перешло ее внуку М. И. Алексееву. Им в 1902 г. для повышения доходности хозяйства был устроен конный завод, в советское время превратившийся в высокорентабельное производство.
По переписи 1926 г. в Иславском находился 131 двор, где проживало 593 человека, имелись сельсовет и школа I ступени. В советский период население села резко сократилось, и по данным переписи 1989 г. в нем насчитывается 85 дворов и всего 112 человек постоянного населения. Рядом расположился пансионат «Поляны».
Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы… М., 1882. Вып. 2. С. 94-101.
Г. А. Павлович
Опубликовано: 28.11.2005, 03:00
Изменялось: 29.01.2010, 01:36