Лызлово

История Лызлова, расположившегося на высоком берегу р. Медвенки, одного из малых притоков Москвы-реки, в нескольких километрах от Перхушкова, по сохранившимся источникам прослеживается лишь с XVII в., но, очевидно, что селение существовало гораздо раньше. Судя по названию, своим происхождением оно обязано представителям старинного дворянского рода Лызловых. По семейному преданию они происходили от польского шляхтича Свеборта Лызовецкого, выехавшего из Польши в свите княжны Софьи Витовтовны, невесты великого московского князя Василия I, в конце XIV в. По приезде на Русь он крестился с именем Григория и, вероятно, получил во владение участок земли с крестьянами.

Как бы то ни было, в Смутное время начала XVII в. деревня запустела и стояла под лесом. Судя по описанию 1646 г. Лызлово стало ближней подмосковной вотчиной столичного дворянина Дементия Васильевича Кафтырева. Крестьян и бобылей здесь не было, и переписчики отметили только двор вотчинника с четырьмя холопами. Сведений о Д.В.Кафтыреве сохранилось немного. В разрядных книгах он впервые упоминается под 1629 г., а позднее в качестве московского дворянина находился на дипломатической службе приставом у турецкого посла.

В 1660-х годах деревня была продана стольнику Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. По данным переписи 1678 г., как и раньше, в деревне крестьянских дворов не было, а стояла лишь барская усадьба с двумя холопами. Карьеру Иван Алексеевич начал по тогдашнему обычаю с чина стольника. В 1683 г. он действует воеводой в Смоленске и получает чин окольничего. Затем мы видим его в Астрахани, где защитой жителей от мятежных казаков и кубанцев и увеличением государственных доходов он снискал расположение молодого Петра I. Дальнейшая его судьба целиком связана с именем великого реформатора Русской земли. Во время Северной войны Иван Алексеевич сопровождает государя во многих походах, участвует в Полтавской битве, а в 1710 г. пожалован графским титулом. Следующие десять лет он состоял начальником Монастырского приказа и одновременно (с 1711 г.) был сенатором. После смерти императора, небольшой срок в 1726 г. он был докладчиком у Екатерины I, а в следующем году заведовал монетным двором. После 1728 г. сведения о нем обрываются. В 1786 г. сельцом владел артиллерийский капитан Илья Алексеевич Сергеев.
"Экономические примечания" конца XVIII в. дают следующее описание Лызлова. В нем числилось 8 дворов, где проживало 23 мужчины и 26 женщин. Под огородами было занято 2 десятины, пашня занимала 44,5 десятины земли, а под сенокосы отводилось 6,6 десятины. Сельцо находилось во владении действительной статской советницы Марьи Яковлевны Салтыковой. Земля была иловатой, и поэтому хлеб и покосы здесь расценивались как "средственные".

Спустя полвека Лызлово принадлежало статской советнице Екатерине Григорьевне Адаме, проживавшей постоянно в соседнем селе Юдине. По данным 1859 г. здесь находилось 9 дворов и жило 35 мужчин и 36 женщин. Еще через тридцать лет в деревне значилось 69 душ населения.
По данным обследования 1923 г. в Лызлове проживало 124 человека обоего пола, что составляло 23 хозяйства, которые обрабатывали 43,1 десятины пашни и имели 16 рабочих лошадей и 19 коров. В деревне находилась начальная школа.

В дальнейшим судьба Лызлова ничем особенным не выделялась, и постепенно деревня превращается в дачное место. По данным переписи 1989 г. на 17 дворов приходилось всего 19 человек постоянного населения.

О.А.Шватченко, А.С.Лившиц

Просмотров: 4630
Опубликовано: 28.11.2005, 03:00
Изменялось: 12.03.2006, 14:57