Уборы

От бывшей усадьбы в Уборах (в прошлом у соснового бора, отсюда и название), что между селом Успенским и Петрово – Дальним, сохранилась Спасская церковь, и остатки парка с прудами. Архивные документы говорят, что уже в XVII столетии здесь существовало имение с хорошо налаженным хозяйством. «Раскопками дореволюционного времени установлено, что возведённые хоромы имели печи, украшенные цветными изразцами», но теперь их бывшее месторасположение не укажут даже старожилы.

Уборы Уборы - древнее подмосковное село. Оно упоминается с 1610 г. как вотчина стольника Ивана Петровича Шереметева. В 1673 г. здесь строится первая церковь Спаса Нерукотворного Образа - деревянная. Строительством руководил потомок И.П. Шереметева - Пётр Васильевич, именовавшийся в актах Шереметевым-Меньшим.

Под конец жизни Шереметев вместо обветшавшей деревянной церкви пожелал поставить каменный храм. Строить церковь (1693 г.) подрядился Яков Бухвостов с товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семёновым, с обязательством закончить работу в 1695 г. Занятый одновременно в Уборах и на возведении собора в Рязани, Бухвостов не смог в назначенный срок поставить церковь в вотчине Шереметева. Боярин в 1695 г. подал на него жалобу в Приказ каменных дел о привлечении зодчего к ответу. Пристав, посланный в Рязань, вернулся ни с чем, так как «поймать себя он, Якунка, не дал и от них, посыльных людей, ушёл». Яков Бухвостов явился сам к Шереметеву и заключил с ним новое соглашение, по которому обязался завершить храм не позднее 1696 г., но и нового обязательства крепостной архитектор также не выполнил. По вторичной жалобе боярина в Уборы прибыли каменных дел подмастерье и подъячий; узнав об этом и «видя свою неправоту», Яшка Григорьев Бухвостов скрылся. Только после продолжительных поисков архитектор был пойман «и посажен в колодничью палату за решётку». На допросе он объяснил, что во время его работы в Уборах там не было Шереметева, а строить дальше «без его боярского указу» он не мог, и поэтому уехал в Рязань на сооружение собора; там у него произошла какая-то «поруха» в строительстве, и рязанский митрополит «посадил его в железа», в следствии чего возвратиться в Подмосковье он не мог». Приговор Приказа каменных дел гласит: «Его, Янку, бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать». Но, заинтересованный в скорейшем окончании строительства, Шереметев сам просил об освобождении Бухвостова от наказания, и в 1697 г. постройка церкви в Уборах была завершена.

УборыСпасский храм в Уборах, принадлежащий стилю московского барокко - шедевр древнерусского искусства. Взгляните на его стройный ярусный стан «под звоном», буквально увитый декором - он вызывает восхищение.

Двусветный четверик с пониженными полукружиями притворов и алтаря имеет безукоризненный по рисунку лепестковый план. Четырёхгранник основания несёт убывающие по размеру восьмерики. Композицию здания завершает миниатюрная глава (начала XIX столетия), усеянная золотыми звёздами. Пирамидальный объём храма поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею – гульбище с двумя лестницами-всходами.

Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное, феерическое декоративное убранство. Глиптография, [глиптика, резьба по камню] достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.

УборыДекор здания пронизан западными барочными традициями, спаянными с национальными декоративными приёмами. Совсем по европейски выглядят барельефные заполнения парапетов мотивами изобилия с заморскими цветами, виноградными гроздьями и лопнувшими плодами гранатов. Несомненно русские – висячие гирьки в арках звона и резные гребешки.

Стволы колонок, отделённые от плоскости стен, утратили свою привычную простоту и ровность. Их тело изрезано вогнутыми листьями, рассечено желобками, и оплетено гирляндами. Капители колонок неординарны по своему художественному образу, они сочетают листья аканта и нежные гелики, а так же головки херувимов (в порталах), дополненные растительными элементами. Наличники окон и обрамления порталов с разорванными фигурными очельями, украшенные крупными завитками и раковинами необычайно эффектны.

Вот уже 300 лет Спасская церковь, стоящая вдалеке от оживлённых дорог, будто жемчужина на зелёном бархате лугов, радует глаз. Жаль только, что всё ближе храм обступают особняки, заслоняя собой вид на уникальный памятник архитектуры.

У подножия храма сохраняются остатки старинного кладбища, есть интересные надгробия. Здесь покоится семейство священников Добролюбовых, посвятивших свою жизнь служению Господу в этом храме.

Храм передан общине верующих и действует.

 

 

Литература:

Материалы (альбомы А.А. Пузатикова) историко-краеведческого музея г. Одинцово.

Памятники архитектуры Московской области в.1-3, М., 1999 г.

Памятники архитектуры Московской области т. I-II, М., 1975 г.

М. Ильин Подмосковье, М., 1974 г.

А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы сегодня» М., 2002 г.

Памятники Отечества в.32 А. Греч «Венок усадьбам», М., 1995 г.

С.Н. Боровкова Заповедная звенигородская земля М., 1982

Одинцовская земля. Серия «Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья» М., 1994

Проф. С.В. Безсонов «Крепостные архитекторы» М., 1938 г.



Автор текста и фотографий: Наталья БОНДАРЕВА


Комментировать могут только зарегистрированные пользователи