Вяземы
От Одинцова на запад стремится узкая двухполосная лента Можайского шоссе, не доезжая поворота на станцию Голицыно, с дороги открывается чудесная панорама: за просторной гладью большого пруда, на несколько возвышенном берегу - двухэтажный дом с полукруглым выступом и лёгким бельведером, а слева от него - по царски величавый храм. Это Вязёмы.
Я видела эту картину черными снежными вечерами, дождливыми осенними сумерками, и в ослепительно солнечный весенний день – ведь я выросла здесь. Но прекраснее всего в Вязёмах летние вечера, когда в сгущающейся мгле, среди чернеющих стволов вековых деревьев светлым пятном вдали просматривается голицынский дом. В белокаменном храме времён Годунова отслужив вечерню, и бряцая ключами, запирают кованные двери на замок. Если направится к пруду, то под ногами захрустят разлапистые сосновые шишки, и будут слышны всплески воды - «расходились» караси перед вечерним клёвом. Повсюду вместе с летним теплом и закатным заревом, как будто разливается божья благодать. Здесь всегда так тихо и спокойно…
Относительно времени возникновения Вязём есть две версии. Одни исследователи утверждают, что село очень древнее, и впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1340 году. Другие, напротив, говорят, что данное название встречается в документах не ранее XVI века. Название села объясняется как «союз, связь одного пути с другим» - по аналогии с «Вязьма», «Вязь», «Вазуза» - считает историк И.Е. Забелин.
При Иване Грозном Вязёмы служили предпоследней станцией или «остановошным ямом» перед Москвой, на Большой Смоленской дороге.
Смоленский тракт связывал «страну Русичей» и Западную Европу. А по сему, здесь, хотя и не часто, встречались чужестранцы – иноземные послы да купцы, спешившие на поклон к царю и по торговым надобностям в Первопрестольную.
В конце XVI столетия на этом месте значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда» - сообщает Пискарёвский летописец. Тогда же была построена звонница псковско-новгородского типа, уникальное и единственное в своём роде для Подмосковья сооружение. Её оригинальная архитектура объясняется весьма просто. В седую старину, «звонили» в «била» и «клепала». С возникновением колоколов для них стали устраивать невысокие деревянные помосты. Стенки-звонницы, со сквозными арками для колоколов – следующий тип в эволюции этих сооружений. Как раз такую, очень редкую теперь звонницу можно видеть в Вязёмах.
Двухъярусная стенка, с трёхчастным членением по ширине, установлена на подклет, облегчённый большой аркой. Стенообразный массив сооружения прорезают шесть узких арок (по три в каждом ярусе), и завершают небольшие деревянные шатры с главками, крытыми лемехом. Основания шатров украшены ярусом из полукруглых и треугольных кокошников.
В середине XIX века звонница сильно накренилась, что бы уменьшить нагрузку - колокола сняли. Для её замены была построена колокольня на месте широкой лестницы - всходов, ведущих в Преображенский храм, но, просуществовала она недолго. Как требовавшую ремонта, и исказившую первоначальный облик церкви – её разобрали, а стройную ярусную звонницу восстановили с использованием современных технологий. Теперь звонница-стена вновь «заговорила», в её арочных проёмах спустя столетие появились колокола.
Когда Борис Годунов стал хозяином Больших Вязём? Должно быть в 1585-1586 годах. Годунов, спешивший упрочить положение своей династии, тщательно обустраивал новое владение. Был здесь деревянный дворец, в документальных источниках некоторых иностранцев - замок, многочисленные служебные постройки, и фруктовые сады. Вокруг государева двора со службами и храмом высилась деревянная ограда с островерхими сторожевыми башнями. Для большей неприступности её огибал глубокий ров, остатки которого можно наблюдать со стороны Можайского шоссе.
Кроме перечисленных построек в то время в Вязёмах существовал небольшой монастырёк (разобранный в середине XVII в.), торжок, и придорожный стан.
Свидетель тех далёких лет, бесценный памятник древнерусского зодчества – Преображенская церковь конца XVI века. Она одним своим видом как бы утверждала могущество Годуновых. Действительно, царь Борис, вместо скромной усадебной церкви, возвёл в своей вотчине монументальный многоглавый храм, достойный столицы. Храму, впервые освящённому в честь святой Троицы, а повторно – в честь Преображения Господня, село Большие Вязёмы обязано своей широкой известностью.
Зодчие, возможно иностранные, возводившие Большевязёмскую церковь не стали копировать выдающиеся храмы-современники в сёлах Остров или Беседы. Они создали новый тип сооружения, получивший название годуновского, и позднее широко распространившийся на Руси.
Исследователь отечественной архитектуры М.А. Ильин писал: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений древнерусского искусства. Пятиглавый с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружён… гульбищем, к которому с запада ведёт торжественная лестница. Если его общая композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдётся немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля. Обращает на себя внимание тонкая профилировка карнизов, архивольтов закамар-кокошников и прочих архитектурных деталей. Следует так же подчеркнуть пристрастие, неизвестного нам мастера к полукруглым завершениям, начиная от пирамид кокошников и кончая обработкой барабанов. Тема полукружия становится здесь своеобразным лейтмотивом…».
Кроме церкви со звонницей от времён Годунова в Вязёмах сохранилась белокаменная плотина на запруженной речке Вяземке. Это, редкое для Подмосковья гидротехническое сооружение специалисты датируют XVI столетием. Когда-то около неё была мельница. Плотину значительно сузили из-за моста, соединившего берега Вяземки в 1824 году. Её восстановили в 1952 году.
Во времена Смуты в вотчине обосновался Лжедмитрий I, устраивавший здесь потешные бои и пиршества. В бывшей резиденции Годунова останавливалась Марина Мнишек со свитой, спешившая в Москву - обвенчаться с самозванцем.
Очень скоро после отъезда Мнишек деревянный дворец сгорел, с его утратой царёво село лишились своего высокого положения. Перемены, но не слишком значительные, в жизни усадьбы наступили одновременно с воцарением Петра I.
В 1694 г. Петр пожаловал Вязёмы своему воспитателю и дядьке, князю Б.А. Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта». Борис Алексеевич Голицын не столь прославлен на государственном поприще или в ратных подвигах, как Меншиков, Шереметев или Брюс, но сыграл не малую роль в утверждении Петра на российском престоле. Во время Великого посольства 1697-1698 гг. он один из руководителей правительства. Управлял Поволжьем, но не слишком мудро. После Астраханского восстания 1705-1706 гг. в немилости у царя.
Голицын окружил вниманием и заботой другую подмосковную вотчину– Дубровицы, в Вязёмах же ничего не строил. Хотя, на случай приезда хозяина здесь имелись палаты «достойные величия его рода», примыкавшие к церковной ограде. А в подражании Знаменской церкви (в Дубровицах) - среднюю главу храма Преображения Господня украсила подобная корона, но из резного белого камня.
Правнук Б.А. Голицына для возведения нового жилого усадебного комплекса выбрал пригорок по другую сторону от церкви, но так же на берегу пруда. Двухэтажный дом с бельведером завершён «мая 1-го дня 1784 года». Его архитектурный «пилястровый стиль» П. Шереметев назвал стилем Louis XVI. Флигели опережают главный дом по времени возведения: левый выстроен - в 1771-м году, правый - в 1772.
Местные жители давно уже нарекли голицынский дворец – «Домом Пиковой дамы». Реальным лицом для создания художественного образа главной героини пушкинской повести послужила княгиня Н.П. Голицына, урождённая Чернышева. Эта властная женщина, пользовавшаяся исключительным влиянием при дворе, дожила почти до столетнего возраста. С 1803 г. Большими Вязёмами владел её сын - Борис Владимирович Голицын. Следовательно, «Пиковая дама», никогда не была настоящей владелицей Вязём, но она бдительно контролировала владение сына.
В Великую Отечественную войну 1812 г. в усадьбе после Бородинского сражения останавливались по пути в Москву и Кутузов, и Наполеон. Последний не стал разорять имения, во всём напоминавшее ему французское поместье.
Вязёмы не раз переживали времена упадка и подъёма. В годы первой мировой войны в одном из усадебных флигелей был устроен госпиталь. Дом стоял обшарпанный, с заколоченными окнами. После Октябрьской революции в опустошённой усадьбе размещались самые различные учреждения – приют для беспризорников, санаторий, дом отдыха, парашютная школа, танковое училище, эвакогоспиталь, институт коневодства, …институт фитопаталогии, и наконец в 1970-х гг. дом пионеров.
С 1994 года в усадьбах Вязёмы и Захарово действует Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина, ведь Великий поэт неоднократно бывал здесь; рядом с Преображенским храмом находится могила его меньшего брата - Николая.
Музей открыт для посетителей ежедневно с 10 до 17.00 кроме понедельника и вторника. Последняя пятница месяца – санитарный день. Тел. 594-15-57.
Материалы:
А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы сегодня» Москва 2002 г., с 65
С. Веселовский «Подмосковье. Памятные места в истории
русской культуры XIV – XIX веков.» Москва 1955 г., с 195-201
Памятники Отечества в.25 «Мир русской усадьбы» Москва 1992 г., с 20-22
А.А. Колмовской «Памятники архитектуры Подмосковья»,
юго-западное направление Москва 2001 г., с 22
С.Н. Боровкова «Заповедная звенигородская земля» Москва 1982 г., с 133-137
В.И. Новиков «Большие Вязёмы» Москва 1988 г., 3-23
Ю.Н. Александров «По Подмосковью» Москва 1984 г., с 270-271
А.Ю. Низовский «Самые знаменитые усадьбы России» Москва 2001 г., с 24-28
Сборник «Русская усадьба» в.4 (20) Москва 1998 г., с 74-75
Памятники Отечества в.31 «Подмосковье» Москва 1994 г., с 99-101
Автор текста и фотографий: Наталья БОНДАРЕВА
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: