Саввино-Сторожевский монастырь
Возможно, о нём Пушкин писал:
На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простёрлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.
Монастырь основал в 1398 году под покровительством удельного князя Юрия Дмитриевича Звенигородского. Первым игуменом обители, что на реке Сторожи стал Савва, духовник князя, ученик и последователь Сергия Радонежского. О жизни Саввы Сторожевского нам известно немного. Родился он в правление Ивана Калиты, около 1327 года, в юных летах поступил в обитель Сергия Радонежского, после смерти которого, был избран игуменом Троицкого монастыря. Примерно в 1398 году Савва перебрался в Звенигород по просьбе князя Юрия. В «Одинцовской земле» раскрывается возможная причина, почему вдруг Савва покидает богатую и обустроенную Свято-Троицкую обитель и отправляется в лесную глушь под Звенигород. «Очевидно, Савва после смерти своего учителя захотел занять при дворе такое же почётное положение, какое занимал Сергий Радонежский при Дмитрии Донском. Но при сыне Дмитрия великом князе Василии I эту роль уже играл митрополит Киприан, и Савве, вероятно, более привлекательным казалось занять подобающее место при дворе звенигородского князя». Ожидания не обманули прозорливого старца, его монастырь стал обладателем огромных богатств и был в числе крупнейших русских духовных феодалов (17 000 крепостных, около 200 сёл и деревень в разных областях Руси, соляные варницы, рыбные промыслы и лесные угодья.)
Первое строение пустыни деревянный храм. Его сменяет в 1405 году белокаменный Рождественский собор, во многом ориентированный на формы Успенского собора в княжеской резиденции Юрия. И хотя, по словам профессора М.А.Ильина собор Рождества Пресвятой Богородицы уступает ему во всём (и в пропорциях, и в обработке фасадов, и в качестве кладки) мы имеем на горе Сторожи один из прекраснейших памятников раннего московского зодчества. От прототипа Рождественский храм отличают возвращённые ему килевидные закомары, ряды кокошников и закрытая паперть с Саввинским приделом.
Почти сразу после постройки собор расписали фресками последователи либо ученики Андрея Рублева. Уцелевшая стенная живопись по золотому фону относится к 1649 году, и вероятно, исполнена артелью мастеров во главе со Степаном Рязанцем и Яковом Казанцем, сработавших так же и иконостас.
В юго-восточном углу Рождественского собора находится серебряная рака с мощами прп. Саввы Сторожевского, вновь обретёнными в 1998 году.
Прежде чем перейти к описанию архитектурных памятников Саввинской обители – обратимся к истории.
Во времена Ивана Грозного – монастырь запустел, обедневшие иноки разбрелась, так что некому было «затворити ворота монастырские».
Сделав монастырь святого Саввы своей пригородной молельней, Алексей Михайлович привлёк на её обустройство немалые по тем временам средства. В общей сложности он пожаловал братии более 50 000 рублей золотом. (Для сравнения: мастер каменных дел Васька Лыко в окончательный расчёт получил за свой нелёгкий труд 3 рубля 24 алтына.)
При Петре I - вновь времена забвения, несмотря на то, что юный Петр неоднократно бывал здесь, и даже нашёл пристанище в стенах преподобного Саввы во время стрелецкого бунта. Позднее мятежники оказались в подвалах Сторожевского монастыря, откуда в феврале 1699 года они отправились в свой последний путь - на лобное место у Московского Кремля.
1760 год ознаменовался крестьянскими волнениями, доведённая до отчаяния непосильными поборами чернь осадила монастырь, и даже одержала кратковременную победу над солдатским гарнизоном.
В Отечественную войну 1812 года при наступлении на Москву здесь разместился отряд французов, под предводительством генерала Е. Богарне. Древний монастырь безжалостно разграбили, большая часть ценностей была отправлена обозами во Францию.
Великая Октябрьская революция оказалась для Саввино-Сторожевского монастыря, как и для сотен религиозных центров по всей России роковой. Пустынь закрыли, святые мощи осквернили. К счастью, после 1919 года, архитектурный комплекс на Сторожи, был взят под охрану государства. Скоро здесь открылся музей, куда свезли предметы помещичьего быта из разорённых дворянских гнёзд Звенигородского уезда.
Музей существует и сегодня, мирно соседствуя с мужской братией возобновлённого в 1990-е гг. монастырского общежития. Возможно именно ему, мы обязаны той сохранностью архитектурных жемчужин, не оказавшихся безхозными и доведёнными до руин… Быть ли музею в монастыре? Эта тема широко обсуждалась в Одинцовской и Звенигородской прессе, и вызвала немалый резонанс в обществе.
Музей функционирует с 10 до 17.00, кроме понедельника.
Тел: 592-94-92, 592-94-22.
Расцвет обители приходится на середину XVII столетия - время правления «Тишайшего» царя Алексея Михайловича. Всего за шесть лет (с 1650 по1656 гг.) она перестраивается, расширяется, и окружается оборонительным поясом из крепостных стен. Образуется цельный и гармоничный архитектурный ансамбль, с уютной замкнутой площадью перед собором, подчеркивающей его значимость и монументальность.
На строительных работах, которыми руководили Иван Шарутин, Никита Бобарыкин и Андрей Шахов, было занято более тысячи каменщиков из Суздаля, Дмитрова, Белозёрска и других мест.
Стены, протянувшиеся по краям сторожевой горы, составляют в периметре 750 м, достигая в высоту 8,5 и в ширину 3-х метров. Их угловые стыки замыкают шесть башен (5 гранёных и 1 прямоугольная в плане) с высокими деревянными шатровыми завершениями, покоряющие своей изысканной, суровой простотой. Красной башне над Святыми воротами, с церковью св. Алексея Божия Человека, отводилась роль парадного въезда в монастырь.
Самое большое монастырское строение - трапезная палата (1652-1654), надстроенная с юга четырёхъярусной колокольней и примкнувшей церковью Преображения Господня (1693 г.). Эту палату, поставленную на подвалы и подклет, предназначенную для торжественных царских приёмов, нередко по размерам сравнивают с Грановитой палатой Московского Кремля, с той разницей, что здесь нагрузки от сводов несли два столба, а не один.
Ключевую роль в силуэте ансамбля играет звонница, отличающаяся особым ритмом ярусного построения. Её живописная симметричная композиция с тремя островерхими шатрами была нарушена угловой часовой башенкой, помещённой над центральным звоном. На звоннице находился огромный, весом около 35 тонн, «Большой благовестный» колокол, отлитый в 1668 г. колокольных и пушечных дел мастером Александром Григорьевым. Колокол, разносивший «благую весть» далеко по округе разбился в начале Великой Отечественной войны. 2125-пудовый символ Звенигорода неудачно попытались снять с колокольни, падая, он разрушил перекрытия, и расшатал стены звонницы. Недавно для Саввино-Сторожевского монастыря был отлит новый колокол-гигант, в 2003 г. занявший место своего знаменитого предшественника.
В монастыре сохранились интереснейшие памятники светской архитектуры: дворец царя Алексея Михайловича (попечителя и самого усердного жертвователя обители) и Царицыны палаты. Дворец «Тишайшего» государя (1652-1654 гг.), представляющий собой двухэтажный и длинный, почти 100-метровый корпус, неоднократно перестраивался и реконструировался. Палаты царицы Марии Милославской строились в середине XVII века. Фасад здания расчленён широкими лопатками на несколько отсеков. Маленькие, забранные решётками оконца, обрамлены нарядными наличниками с треугольными и фигурными очельями. Цоколь и выступающие декоративные элементы, окрашенные суриком, эффектно выделяются на белой поверхности стен. Но, прежде всего внимание в этой постройке приковывает богато разубранное крыльцо. Позеленевший от времени белый камень в пузатых столбах, арках бифория, и затейливых порталах, пластично перетекает здесь в гладкую кирпичную кладку.
Рассказ о памятниках Саввинского монастыря был бы не полным, без упоминания шатровой Троицкой надвратной церкви. Под этим храмом XVII столетия проходит лестница, соединяющая камерный монастырский дворик с соборной площадью. При подъёме с неё открываются новые видовые точки на Рождественский собор и остальные постройки комплекса. Декор здания, сосредоточенный на подклете весьма своеобразен и неповторим.
Литература:
Материалы (альбомы А.А. Пузатикова) историко-краеведческого музея г. Одинцово.
Одинцовская земля. Серия «Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья» М., 1994
Памятники архитектуры Московской области в.1-3, М., 1999 г.
Памятники архитектуры Московской области т. I-II, М., 1975 г.
М. Ильин Подмосковье, М., 1974 г.
С. Веселовский «Подмосковье. Памятные места в истории
русской культуры XIV – XIX веков.», М., 1955 г.
Ю.Н. Александров «По Подмосковью», М., 1984 г.
Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель, М., 2001 г.
Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995 г.
С.Н. Боровкова Заповедная звенигородская земля М., 1982
М. Ильин Т. Моисеева «Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье.» Справочник-путеводитель М., 1979 г.
А.И. Некрасов «Художественные памятники Москвы и Московской области» М., 1928 г.
Автор текста и фотографий: Наталья БОНДАРЕВА
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: