Заметки обывателя. Марь Иванна за 50.000
Недавно у нас в стране был реализован спецпроект «Образование-2008». Если кто полагает, что это имеет отношение к национальному образовательному проекту, то глубоко заблуждается. «Образование-2008» - милицейская операция, в ходе которой возбуждено 217 уголовных дел в отношении 186 руководителей учебных заведений.
В ходе проведения комплекса оперативно-профилактических мероприятий "Образование-2008" уделялось особое внимание пресечению фактов взяточничества во время выпускных и вступительных экзаменов в учреждениях образования, а также защите бюджетных средств, выделяемых в рамках нацпроекта "Образование".
Сегодня только ленивый не пишет и не говорит о низком уровне преподавания в школах. В том числе и на нашем портале. Если отбросить хамский тон некоторых комментариев, то по сути они верны.
|
Привлечены к ответственности восемь ответственных секретарей и членов приемных комиссий, семь ректоров, проректоров и деканов, 18 профессоров и доцентов, 153 директора, заместителя директора и преподавателя учебных заведений. Если я правильно понял, большинство педагогов- взяточников работают в школах. Статистика свидетельствует, что самый взяткоемкий рынок сегодня – образовательный. Она же свидетельствует и о том, что педагоги берут взятки «по мелочи» (речь только о школьных педагогах), несравнимые с многомиллионными «откатами». В милицейской хронике фигурируют суммы три тысячи, пять… Но от такой «нищенской» статистики не легче. Ее уже достаточно, чтобы понять – не все ладно в школьном королевстве. А точнее, совсем не ладно.
Мне уже приходилось писать, что государство относительно успешно решает задачу укрепления материально-технической базы школ, но вот в кадровой проблеме серьезных подвижек не наблюдается. Почему так происходит, скажу несколько позже.
Сегодня только ленивый не пишет и не говорит о низком уровне преподавания в школах. В том числе и на нашем портале. Если отбросить хамский тон некоторых комментариев, то по сути они верны. Нередко учителя сравнивают с актером. Приходится даже слышать, что хороший учитель должен быть хорошим актером. С этим утверждением категорически не согласен. Если учитель играет роль, он в лучшем случае хороший ремесленник, но не более. Когда работал в школе, не уставал повторять своим учителям: «Урок – это кусочек вашей жизни длиною в 45 минут». Если учитель не искренен в своих эмоциях, возможно, он хороший актер, но учитель посредственный. Вспомните замечательного учителя истории в фильме «Доживем до понедельника». Вот пример настоящей учительской жизни, а не игры.
Хотя справедливости ради стоит заметить, что сегодня работу учителя можно сравнить с актерской, но только в таком ракурсе. Современный педагог напоминает актеров в бесконечных сериалах. Актерская игра в них может быть чуть лучше, чуть хуже, но не меняет ее сути – скучно, серо, безлико. Так и учитель – серый, скучный, безликий. Исключения лишь подтверждают правило.
Почему же в школу не идет хороший учитель? Рискну предположить, что его попросту не существует. Вымер как вид.
|
Долгое время считалось, что проблема учительских кадров в отсутствии достойной заработной платы. В этом есть доля истины, но только доля. Сегодня учитель в Москве и Московской области зарабатывает неплохо. Зарплата педагога высокой квалификации (квалифицированный учитель и хороший учитель – две большие разницы) может составлять 30-35 тысяч рублей, а директора школы – до 70-80 тысяч рублей. Повышение зарплаты закрыло вопрос оттока педагогов из школы, но притока большого не наблюдается. А часть из тех педагогов, кто приходит в школу, лучше бы не приходили.
И потом надо понимать очень простую вещь – Марь Иванна с зарплатой в пять тысяч рублей останется Марь Иванной и с зарплатой в пятьдесят тысяч. Те же подходы к преподаванию, те же стереотипы. В лучшем случае научится пользоваться компьютером и интерактивной доской. А хороший учитель может и в лесу преподавать.
Почему же в школу не идет хороший учитель? Рискну предположить, что его попросту не существует. Вымер как вид. Заблуждаются те, кто утверждает, что потенциально хорошие учителя растворились в коммерческих структурах. Для того, чтобы стать хорошим учителем одного профессионализма без определенного набора нравственных качеств мало. Все знают банальную истину в разных вариациях: «Какое общество, такие милиция, армия, школа». Такой кстати, и бизнес.
Есть герои-одиночки. Но они есть везде – и в милиции, и в армии, и, конечно, в школе.
Текст: Георгий ЯНС
3.15.7.212
Не очень понятно, что Вы вкладывете в понятие социальной группы. Учительская интеллигенция, сама по себе - социальная группа.Уверен,что как и техническая, как и сельская , как и научная интеллигенция, она, в основной своей массе, не поддерживает нынешний политический курс, который и определяет низкое нравственное состояние общества.
........Учитель по определению должен в оппозиции к своему начальству.......
Совсем не обязательно. Тихоновский герой - из тех времен, когда все эти социальные группы действительно были в почете. И вряд ли, рассказывая про лейтенанта Шмидта, он стал бы дискредитировать понятия "свобода", "равенство", " братство".
2.Что же это за начальство (т.е. директор), если учитель "должен" быть к нему в оппозиции? И что за атмосфера тогда и условия для творческого труда (или просто труда) в этом учебном заведении?
3. Если с 1 декабря администрация школы (т.е. директор) решает, насколько велик или ничтожен, насколько эффективен вклад конкретного учителя в образовательный процесс - какую надбавку будет получать в итоге сей оппозиционер? Даже будучи педагогом что называется "от бога" ?
Может быть, я был не точен, но в данном случае оппозиция не несет никакой политической нагрузки. Попытаюсь объяснить. Учитель, кл. руководитель по определению лучше знает свой класс, чем директор. И учитель должен защищать своих детей от тех решений администрации, которые могут быть вредны или просто не нужны.
Приведу несколько конкретных примеров.
1. Настоящий учитель никогда не допустит, чтобы детей снимали с уроков для уборки-субботников. Причем учитель будет прав и по закону и по морали.
2. Не допустит, чтобы его детей по разнарядке отправляли на митинги, демонстрации, парады и т.д. Директор будет говорить, что ему приказали и т.д. Но эт о проблемы директора.
3. Как учитель Мельников все из того же фильма не позволит наказать своего ученика за искренний поступок, который не вписывается в привычные стереотипы.
Таких примеров может быть множество. Мой учительско-педагогический опыт состоит из таких примеров. Да, тяжело, да прессует, но другого пути нет. Так прессовали великого Сухомлинского, доведя его до преждевременной смерти, Шаталова, Ильина. Слава Богу такие учителя были и есть. Я сразу навскидку вспомнил сразу имен 30.
...И - если "такие учителя всё-таки в школе были и есть" - то, может, не всё потеряно?..
Но в этом и заключается выбор учителя. Иначе, какой он учитель? Так, в лучшем случсае, профессиональный рукодатель. Я вот таких гонимых в пору своего директорства со всей Москвы собирал. С ними очень беспокойно, но зато какая школа была. Не стыдно, те времена вспоминать.
Я убежден, что с учителем ( да и с любым человеком) обращаются так , как он позволяет. Мой чисто учительский опыт не очень велик (5 лет до директорства, год между директорствами, и год после), но могу сказать, что травли никогда не было. В первые пять лет мне просто повезло со школой - супер все - директор, учителя. Потом уже "заматерел" (все-таки бывший директор). Со мной предпочитали не связываться, так как я на пальцах им объяснял, что их требования незаконны. Плюс всегда поддержка детей и их родителей. Так гадили по мелочи, но это такая фигня - поверьте мне. Когда был директором, там все посложнее было - и страшно, и отчаяние. Зато теперь вспоминаю то свое поведение не без гордости.
И в этом тоже. У меня были учитель после тюрьмы. Когда он мне рассказал свою историю, я поверил ему, и не ошибся в нем. Да, много разных ситуаций. Вы уж извините, я на школьную тему могу до бесконечности говорить. Но ностальгии нет.