Почему дети боятся школы?

01 сентября 2004, 16:49

Далеко не все дети радуются приближению 1 сентября. Чего боятся в школе маленькие новички, в чем причина этих страхов и как их избежать или преодолеть, рассказывает педагог-психолог Одинцовского муниципального Центра диагностики и консультирования, педагог-психолог Одинцовского лицея № 2, кандидат психологических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации Вера Петровна Котюкова:

— Страх — это переживание угрозы, которая может быть или не быть. И в связи с этим этот эмоциональный дискомфорт может дать сбой в психике. Поэтому очень важно, чтобы будущие первоклассники были заранее знакомы с образовательным учреждением, куда пойдут учиться. Например, в нашем лицее это знакомство начинается за год. Ребятишки приходят, мы показываем им классы, педагоги и психологи проводят с ними занятия в присутствии родителей.

Вторая причина страха — излишняя строгость учителя. В детском саду недостаток знаний малыша компенсируется его послушанием. В школе же педагоги подчас разделяют успеваемость и поведение. Ребенок начинает бояться, «зажиматься», когда постоянно слышит произносимое железным тоном: «Ты плохо поступил!», «Так нельзя поступать!» Другое дело, если учитель мягко говорит: «Ну, давай подумаем вместе, что было бы, если бы ты сделал так».

Третья причина — учитель изначально предъявляет к детям повышенные требования в учебе.

Четвертая — у ребенка не складываются отношения со сверстниками, и педагог не пытается эту часть взаимоотношений отрегулировать.

Пятая причина кроется в неправильном отношении родителей к ребенку-школьнику. Они тоже начинают проявлять к нему излишнюю строгость. Считают: пошел в школу — сразу же становись взрослым, самостоятельным, собранным. Вот и получается — первоклассник оказывается в жестких рамках между учителями, родителями, ровесниками…

Первые десять дней в первом классе поэтому и называют днями привыкания, адаптации, и они исключительно важны. Родители, если хотите, — присутствуйте на уроках. Если ребенку не нравятся учитель или сверстники, выясните почему. Поговорите дома об этом с сыном, дочкой. Переговорите с учителем, психологом, администрацией школы. Лучше на первых порах решить конфликт…

А вообще ребенку будет легче привыкнуть к новому этапу в жизни, если у него развиты четыре основных умения. На них построена вся дальнейшая учеба. Первое — умение работать по образцу. Второе — умение работать по правилу, инструкции. Третье — умение устанавливать причинно-следственные связи. И последнее — понятие звукового анализа слова (ребенок должен уметь делить слово на звуки, на слоги, уметь выделить в тексте логические единицы и делить текст на логические части). Если в детском саду хорошо поставлена работа, то дети приходят в школу вполне подготовленными. Эти умения, конечно же, можно и нужно развивать дома. Что для этого нужно. Развивайте у детей мелкую моторику рук (пускай лепят из пластилина, рисуют). Она напрямую связана с лобными долями мозга, отвечающими за интеллектуальную деятельность. Для «зажатых» ребятишек важна крупная моторика. Пускай танцуют, ходят на фигурное катание, бегают, прыгают, то есть как можно больше двигаются. Это снимает стресс, напряжение, и дети быстрее усвоят новые знания...

 

Татьяна Юрьевна Разумова, директор Одинцовского Центра диагностики и консультирования:

— Очень много возникает проблем и у детей, и у родителей, и у учителей. Но все они разрешимы. Их не надо бояться, стесняться. От них не надо отворачиваться, не стоит делать вид, что их не существует. Приходите к нам! В нашем Центре работают психологи, логопеды, дефектологи. Мы находимся по адресу: г. Одинцово, улица Молодежная, дом 24. Телефоны: 593-06-47, 543-46-83. Здесь всегда рады вас выслушать и помочь.

 

Родителям

Не оценивайте ребенка, не предъявляйте к нему непосильных требований! Помогайте ребенку на первых порах решить его школьные проблемы. Это означает ЛЮБИТЬ. Да, это трудно. Многие родители, к сожалению, любят с другой, более легкой стороны: накормить, напоить, уложить спать, купить хорошую одежду, игрушку. Поверьте, не это главное. У ребенка, с которым дома — на равных, у которого нет секретов от родных, которого понимают и поддерживают, как правило, не бывает страхов и проблем.

13.58.161.115

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 734
Max
лично#
Я люблю своего ребенка. Я помогаю делать ему домашнюю работу!
StaLker
лично#
страсти то какие ...
я в первый клас очень хотел идти .. не боялся
Гость
#
Учителя в рашке - нищие , полуголодные люди. Какие психологи, если социальный статус учителя - человек второго сорта?
Гость 2
#
Да после сегодняшнего 1 сентября врядли дети вообще захотят в школу ходить!
Гость
#
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.


Несчтастные дети......


Шурик
#
Ну не надо все так драматизировать... Знать надо, лишними знания не бывают. А насчет бедных и голодных учителей даже не смешно. Вам не кажется, что учителя у нас стали чем-то похожи на сотрудников ГАИ... Платят мало, а живут не плохо... Честным учителям обижаться не стоит, лучше внимательнее оглянитесь в своей учительской!!!
Xsi
лично#
Я боюсь школы потому что там страшно. Там злые учителя, которые бьют по голове линейкой и заставляют мыть полы...
Гость
#
"У ребенка, с которым дома — на равных, у которого нет секретов от родных, которого понимают и поддерживают, как правило, не бывает страхов и проблем."

И у них тоже бывают страхи и проблемы. Они все обсуждают дома, но продолжают боятся. Им страшно сталкиваться с трудностями и решать их самим.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи