Одинцовские ветераны вспоминают. Продолжение

07 мая 2008, 20:51

Татьяна Афанасьевна Соловьева

Татьяна Афанасьевна родилась в Москве в 1922 году. В 1940 году, после 8 классов Голицынской школы пошла работать на 34-й военный завод учетчицей. Война застала ее в Голицыно.

«Через три месяца начали бомбить Москву. Мой 34-й завод эвакуировали.

Остались только дворники в белых фартучках, убиравшие территорию. Из Голицыно ездила в Москву учиться - добровольно записалась на курсы шоферов. Все тогда желали гнать фашистов. Было желание хорошо учиться и действительно, получалось хорошо. Когда проходила практику, дали везти какого-то начальника. Он сначала упрямился, а потом увидел, как на учебной площадке я вожу, согласился. После окончания курсов меня тут же отправили на фронт. Получив за хорошую учебу звание ефрейтора, попала в 245-й батальон аэродромного обеспечения.

Шел 1942 год. Работали мы на спецмашинах: заводили моторы самолетов и отъезжали. По мере продвижения наших, потихоньку двигался и аэродром. Останавливались под Малоярославцем, прошли Белоруссию, Польшу. Все время жили в лесах. В деревнях не стояли. Жили в землянках, но чаще приходилось ночевать в машине. Кто не пил, не курил, тем давали понемногу шоколад.

Как-то раз обращается к нам капитан «Кто повезет обед на передовую?» Вызвалась я. Стала подъезжать, а меня немцы заметили и с миномета поливать стали. Очень испугалась, но обед довезла! Возвращалась обратно, как советовали, по воронкам.

Иногда бывало, даже не знали, что везли. Садился экспедитор, приезжали на место назначения, разгружались и все.

Нам всегда говорили, если начинается бомбежка, оставляйте машину и уходите в лес.

Одно время у нас стояла знаменитая эскадрилья «Нормандия-Неман». У одного летчика эскадрильи с собой была маленькая белая собачка… Однажды он не вернулся с задания… Собачка так плакала.

Для меня война закончилась в Польше в конце 1944 года.

Вернувшись домой, сожгла форму, шинель, документы, чтобы ничего не напоминало о войне.

Столько приукрашивают сейчас, рассказывая о той войне. Бывает, смотришь, и хочется сказать: «Не так все было!»

 

 

 

 

 

 

Николай Данилович Григорьев

«Что писать про меня? Я в боях несколько дней был» - сказал вначале Николай Данилович.

22 июня 1941 года он встретил в Темникове, в Шаховском районе Московской области. Родился в 1924 году. На войну попал в семнадцать лет.

«Как немцы стали подходить к родному селу, мы перебрались в Волоколамский район. Оттуда меня с другом призвал военкомат. Направили в стрелковую часть. Обучали месяца три, потом отправили в бой.

Танки вышли прямо на нас, мы долго отбивались, но отбились. А на другой день вылезло их в два раза больше и давай они нас утюжить. Против них мы выставили противотанковые пушки. Всего четыре штуки. Пушки да гранаты. Мы по ним, они по нам. Вот меня в руку и ранило, а друга моего сразу насмерть. Отправили в госпиталь в Москву, потом на поезд и в Сибирь, в небольшой поселок. Госпиталь в школе располагался. Весь год провел в больничной палате. Потом меня комиссовали и признали негодным к дальнейшей службе. Вернулся домой в 1943 году. Отец тогда переехал в Звенигородский район.

Наградили меня орденом Красной звезды и Отечественной войны. Долго ходил по разным медкомиссиям, потом стал учиться на шофера в Москве. После войны работал в МГУ на разных машинах, академиков возил. Работал на Голицынской птицефабрике.

А сейчас остался почти один»

 

 

 

Подготовил Максим Глумов

 

Фото http://dima.photosight.ru/photo.php?photoid=1692269&ref=author

 

3.128.226.128

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 433
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи