Почему на гербе Одинцова — золоторогий олень?

31 октября 2004, 14:55

Известно, что ныне существующему Гребневскому храму предшествовал деревянный. Его история связана с именем Артемона Матвеева, владельца села Одинцово, видного государственного деятеля при царе Алексее Михайловиче Романове. Близкий царскому дому Матвеев после смерти Тишайшего попал в пятилетнюю ссылку. Возвратился в Москву накануне кровавого бунта и погиб. Был сброшен с Красного крыльца на пики; «усечен»-изрублен стрельцами. Горюя об отце, сын Андрей Артемонович закладывает в Одинцове деревянный храм во имя священномученика Артемона. Церковь имела три придела — Андрея Первозванного, Адриана и Натальи.

В те годы Одинцово стало прозываться «Артемоновским тож». Новое название кануло в лету. Однако мученик Артемон считается покровителем города, потому что ангел церкви всегда остается на месте даже не существующего храма. Удивительно, но этому есть подтверждение. Взгляните на городской герб Одинцова — на нем изображен золоторогий олень. Ведь не случайно появился он на геральдическом поле. Обратимся к житию праведного Артемона.

Герб города Одинцово. Мозаика на здании Администрации

Священномученик Артемон жил в IV веке во времена гонений на христиан. Всю жизнь он служил Богу, наставляя людей на путь спасения. Ко времени своего подвига он был седым старцем, но твердой рукой крушил идолов в языческих капищах. К нему в палестинский город Кесарию был послан мучитель Патрикий. Святой старец возвращался с охоты — «ловитвы». Он ловил диких зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов. Патрикий схватил Артемона, заковал в цепи. Не имея возможности продолжать свой путь, христианин обратился к зверям и велел идти домой и рассказать все. По его молитве один из оленей получил дар слова. Епископ ужаснулся, услышав человеческую речь от бессловесной твари, и вместе с тем опечалился, узнав о заключении в темницу Артемона. Тотчас послал дьякона для проверки. Тот подтвердил известие, полученное таким удивительным способом.

Священномученика тем временем допрашивали и принуждали принести жертву идолу Асклепию. Мученик держался твердо, уповая на помощь Божью. Его провели к храму Асклепия, где жили змеи, вернее, заключавшиеся в них злые духи. Те подняли свист, от которого капище сотрясалось, как дерево от ветра. Жрец советовал умилостивить змей сладкой пищей, а потом открыть дверь. Но святой вознес молитву и безбоязненно вошел внутрь. Запретив змеям вредить кому-либо, он вывел их вон и дунул на них. Змеи тотчас стали мертвы и простерлись у ног его, как пораженные молнией. Артемон воскликнул: «Видите! Умерли вами почитаемые боги силою Бога и Отца Нашего Иисуса Христа». Но нечестивый Патрикий заподозрил здесь волшебство, а не силу Божью и приказал протянуть Артемона над раскаленной сковородой, скобля железными прутьями. Страдалец же молился: «Господи, не попусти язычнику посмеяться над рабом Твоим. Даруй мне терпение для перенесения страданий, чтобы посрамился враг!»

Тут прибежал олень, припал к стопам мученика и лизал их. Потом вновь обрел дар слова, встал против Патрикия и стал обличать его: «Знай, что Артемон избавится от мук, а ты будешь схвачен птицами и сброшен в кипящий котел за то, что мучишь праведного человека».

Патрикий не образумился и на этот раз, вновь увидел здесь чародейство и приказал убить зверя. Воин метнул копье, но олень отскочил, а копье попало в свиту Патрикия. Тогда нечестивый велел вскипятить на костре смолу и бросить в котел святого Артемона. Желая видеть казнь, Патрикий на коне подъехал к костру. В это время два ангела в виде орлов сошли с неба, подхватили мучителя и бросили его в кипящую смолу, в которой разварились даже кости. Все в ужасе разбежались. Спасенный же молился, славя Бога. Из земли забил родник. Многие же язычники тут же крестились от праведного Артемона.

В ту ночь праведнику был голос свыше, который звал его избавлять людей от бесов и исцелять их от болезней. Послушный праведник, простившись, отправился в путь. Дорогою был подхвачен ангелом и перенесен в указанное во сне место. Священномученик сотворил много чудес. Однажды во время проповеди Артемон был схвачен язычниками, был усечен мечом и отошел в вечные обители, где до сего дня возносит молитвы за нас.

В. В. Ильина, учитель ОПК школы №8, краевед.

3.15.149.24

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
19 859
StaLker
лично#
еслиб придумали не оленя на гербе а слона то нашли бы индийские корни
Lych
лично#
А то. Меня еще что прикалывает в житиях святых - творили они чудеса, расправлялись с язычниками - вон как, аж в котел с маслом бросали, да так что до костей негодяи разваривались. (Так вот милосердно с ними бог поступал) А потом вдруг те же самые язычники брали да и усекали чудотворцев мечом. Позвольте! А как же чудеса? Были, да вышли?
StaLker
лично#
патроны наверное кончились
Антон Городецкий
#
Сказка, легенда. Ничего реального. Олень, кажется, символизирует природу (теперь уже погибающую под топорами коттеджестроителей) нашего родного края.
Гость
#
Это потому, что жители Одинцова - олени.
А чем вам, Гость, не нравятся олени. Это между прочим благородные животные.
Ангел
#
Гладышев немного другого мнения.
В Одинцовской неделе как-то опубликовали его мнение по этой теме.
Оказывается, олень посвящён Одинцовским мужчинам обманутыми своими жёнами. Глава утверждал, что все наши девушки б..., а мужики к... рогатые....
Гладышев не все живут, так как вы.
Плохих вам снов под нарами в Магаданской зоне.
Извини Клычь, нет времени побозарить
Lych
лично#
Дурло ты пернатое, а не ангел. Нужен ты мне нахрен со своим базаром, дебил.
Гость
#
Метеорчику. Да я сам - северный олень. Т.е. одинцовский.
Гость
#
Лычу. Не серчай на Ангела. До 19 декабря таких над районом ещё много пролетит, мудями бестолково позвенит .
Lennon
#
ужоснах, это вот этому вот наших детей бдут в школах учить?
мои дети этих уроков посещать не будут
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи