Как говорится, от сумы и от тюрьмы...
В справедливости этой известной поговорки за последние дни фестиваля «Студенческая маска» я убедилась сполна. Стоило только похвалить талантливые студенческие коллективы за «немодерновость» и неследование традиции перфомансов, как в программу фестиваля ворвался постмодернизм. Челябинская студия-театр «Манекен» представила свои «Сказки женщин» и заодно показала бесплатный мужской стриптиз – вернее, неприкрытый студенческий зад во всей его «красе».
«Сказки женщин» - это размышления о жизни современной женщины, которая порой сама не знает, чего хочет
|
Перед был «благопристойно» прикрыт чемоданом. Зрителей встречала стюардесса а-ля героиня песни Владимира Преснякова-мл. – в коротенькой юбочке и лаковых сапожках – безусловно, «обожаема и желанна». Девушка разносила гостям карамель «Полет» и по-американски широко улыбалась. А спектакль был, в целом, о любви, о женщинах и мужчинах, о «физиологических и химических процессах» под названием «секс» и о семейной жизни – вернее, о том, во что она превращается сразу после свадьбы. Актеры, конечно, справились со своими ролями профессионально. Однако некоторые художественные детали (фата, развевающиеся на ветру простыни) казались вопиюще неуместными, бессмысленными. Со мной не соглашались и литовские актеры, и даже старшие члены жюри, которые были в восторге от «Сказок...» (по мнению главного редактора газеты «Дом Актера», театрального критика Ольги Галаховой, очень интересно решено пространство спектакля).
«Сказки женщин» - это размышления о жизни современной женщины, которая порой сама не знает, чего хочет, порой – не может достичь желаемого, а иногда просто расходует себя полностью в браке - за стиркой, уборкой, готовкой. Таких женщин становится все меньше и меньше в наше время, и это уже другая серьезная проблема – женщина перестает быть женщиной. Что лучше – быть умной и красивой старой девой, как одна и героинь, и не познать радостей супружеской жизни – или же испытать эти «радости» на собственном горбу? Ответа на данный вопрос в спектакле я так и не услышала. Однако, возможно, постановщик «Сказок женщин» и не ставил себе такой задачи.
Главное в таких бессюжетных спектаклях, на мой взгляд, просто показать. Заявить о противоречивости мира, о сосуществовании разных и зачастую противоположных общественных явлений и процессов.
«Показать», как мне кажется - одна из задач и польского театра «Про Форма», представившего спектакль под названием «Ro-zwal». Действие длится всего около получаса. Персонажей двое – молодой человек и девушка. Оба одеты в черно-белой гамме. С красными, напомаженными губами. А на заднем фоне – слайд-шоу: черно-белые картины повседневной жизни в Польше, какие-то лица, непонятные картины.
Как утверждают сами поляки, этот сценический хаос символизирует непонятность, существующую в реальной жизни: все в этом мире устроено сложно и непонятно. Мы воспринимаем «достижения» Западного мира, американские ценности, но никто из нас не знает на сто процентов, какую пользу и какой вред мы от нее получаем. И получаем ли что-нибудь вообще? Куда мы движемся и так далее. Но в любом случае бунт против этого прозападного движения обречен на поражение, что и показано в спектакле. Человек, по сути, распадается, медленно, но верно идет к самоистреблению. Я не один раз пожалела, что не знаю польского – в диалогах актеров понятно было далеко не все. Эпатажный момент – изображение полового акта на сцене – актеры, как гуттаперчевые, изгибаются в разнообразных позах (к счастью, одетые).
Это – современный театр. Но что ж, в жизни должно быть все, а разве театр отделим от жизни? Мы – люди, мы – актеры. Говорящие на разных языках и в разной манере – но, по сути, об одном и том же.
Подготовила Анна Леонова
Фото автора и http://studiomaneken.ru
18.217.252.194
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: