Михаил Панфилов: «Я люблю все, что имеет ритм!»
Мишу Панфилова мне отрекомендовали как отличного аранжировщика. Просмотрев его страницу ВКонтакте, где я тщательно, как эфэсбэшник, изучаю анкеты своих героев, я прослушала его треки и лишний раз в этом убедилась. Встретились мы воскресным утром, но для творческого человека, как известно, выходных и праздников не существует. Миша, однако, как выяснилось, не просто творческая личность, но еще и человек с активной гражданской позицией – так это принято называть. В общем, натура увлекающаяся и интересующаяся жизнью в различных ее проявлениях. А такие люди – просто находка для любого журналиста.
- Миш, для начала краткий экскурс – чем сейчас занимаешься, с какими группами сотрудничаешь?
- Ну, пока у меня аранжировками так и так получается заниматься. Вот в течение прошлого года сотрудничал с одинцовской группой Actemis, продолжаю сотрудничать с известной не только в Одинцово командой Everlost, время от времени участвую в деятельности Одинцовской студии F-Records вместе с Вадимом Заложных. Я работаю звукорежиссером нелинейного монтажа на канале Муз-ТВ в данный момент, преподаю в Институте телевидения и радио вещания им. М. А. Литовчина, плюс есть еще частные заказы. Хочется, конечно, собрать уже друзей-музыкантов и сделать сольный альбомчик. Моя музыка плюс аранжировки.
- А известные персонажи есть, кого пригласить собираешься?
- Есть. Но давай по-порядку. Вообще, как у меня все началось? Мы занимались с ребятами в Центре Эстетического Воспитания под руководством Сергея Федоровича Владимирова – к сожалению, он уже умер - и у нас была своя молодежная группа, которая называлась "Бриз", кстати говоря, в ней участвовала нынешняя восходящая звезда Тамила Bloggy. Но при этом у нас был обширнейший репертуар – целых 22 песни, и мы все их помнили и могли исполнить в любой момент, что самое интересное! Я был клавишником.
- Выступали где-то?
- Да, конечно. И в самом ОЦЭВе, и в другие различные места Сергей Федорович нас возил. А бывшая директор центра Вышлова Ирина Ивановна все время выходила на сцену и говорила: «Мне очень классно понравилось!! Я рада, что ничего не разнесли…» (смеется). Закончилась вся эта эпопея, захотелось самовыразиться, сделать что-то свое. И вот чуть позже я познакомился с ребятами из «Mind Fields», это было что-то вроде прогрессив-рока. Но это была не забойная музыка, чтоб просто головой под нее потрясти, а интересная, с интересными партиями - это меня как раз тогда и завораживало… Правда, вокалиста было трудно найти, нашли… и дали всего один (но удачный!) концерт с этой группой.
- Мне всегда трудно себе представить, как музыкант, который находится не на первых ролях в коллективе, может там себя полноценно реализовывать?
- В том-то и дело, что это получается такая взаимная игра самовыражений. Но конечно кто-то должен доминировать в любом случае, хотя бы частично. Этот же человек обязан говорить, что, мол, ребят, все круто, все молодцы. Как я понимаю, на тот момент таким человеком был именно я, но, вполне возможно, что кто-то со мной и не согласится.
- А ты по натуре какой – тебе важно иметь авторитет, уважение в кругу тех, кто тебя знает, или же нужна «вселенская» слава? Ведь не секрет, что люди, когда приходят на концерт, часто не раскладывают музыку – это хороший басист, а это неплохой клавишник. Максимум, кого они запоминают, - это вокалиста.
- Совершенно верно. Но если раньше для меня было как-то важно выделиться, то сейчас, когда уже начинаешь работать, появляется желание просто что-то сделать серьезное, качественное, организовать и подготовить людей к подвигам. И пусть другой кто-то это исполнит, но главное – ты будешь знать, что именно ты это создал! Так что, наверное, все-таки первое.
- Те единомышленники, друзья, которые у тебя есть сейчас, прошли с тобой путь от самого начала до настоящего момента или же состав друзей каждый раз «обновляется»? Могу судить по личному опыту, что человек, обладающий широким кругом общения, постоянно окружен новыми людьми, этот поток не кончается, и иногда получается, что старые знакомые как бы отходят в прошлое в этой суете. А бывает, что и не отходят. У тебя как?
- Да, действительно, когда очень много людей, с которыми ты поддерживаешь контакт, есть риск о ком-то забыть и так далее. Но я по натуре вообще очень влюбчивый в людей. То есть человек мне что-то говорит, заинтересовывает… и понесло. Но вместе с тем я всегда стараюсь быть на связи, чтобы друзья не уходили в прошлое, и со многими периодически встречаюсь – хоть раз в полгодика. И, конечно же, всегда удается увидеть всех друзей одновременно в свой день рождения. Мой день рождения - это уже традиция, все собираются поздравить меня в лесу. Огромное количество друзей приходит. Вот, например, в 2006 году меня пришли поздравить 46 человек.
- А чем ты сейчас конкретно занимаешься на Муз-ТВ? На твоей страничке ВКонтакте указано, что ты «звукорежиссер широкого профиля»…
- Это, конечно, шутка. Занимаюсь я нелинейным монтажом – приходит разведенная программа, я ее монтирую и свожу. Работаю также в студии на прямых эфирах. А, вообще, занимаюсь всем, чем угодно, мне жутко интересно... Жаль, что встречаются такие "коллеги" которые мало что понимают в своей профессии. Часто приходится тратить свое время и на таких людей, иначе все пропало...
- Странно, что с учетом нынешней ситуации от подобных кадров не спешат избавиться!..
- Ничего странного, что их продолжают брать на работу. Неучи идут на любую работу и на любую зарплату, а профессионалы не хотят за такую зарплату работать.
- А ты почему этим занимаешься?
- А мне это просто интересно! Очень!
- Но ведь это, по сути, работа чисто техническая, а не творческая!? Не как, например, монтаж на радио с различными рисующими шумами, подложками и так далее?
- На телевидении вообще творчества со звуком значительно меньше, потому что важна картинка в большей степени, нежели звук. У меня есть другой источник вдохновения – это моя преподавательская деятельность в институте (Миша учится на пятом курсе ГИТР им. Литовчина – прим. А.Л.), где я веду курс аудио продакшна в Logic Pro.
- Когда ты что-то делаешь, тебе важна больше форма, а не содержание? Я к тому, что на Муз-ТВ, наверняка, приходится работать и с тем материалом, который не соответствует твоим музыкальным вкусам…
- Наверное, более интересен мне все же технический процесс. Причем, на Муз-ТВ из всех каналов относительно свободно в плане творчества, на других каналах продюсер говорит: «Что-то у нас давно не было викторин!». И люди делают то, что им приказали. А я могу даже предлагать свои идеи.
- А какие программы тебе интереснее делать?
- Интереснее там, где нужно применять самому шумы, выбирать музыку. Иногда просят вырезать какую-нибудь фразу, чтобы никто этого не заметил – и ты голову ломаешь, как это сделать, а потом получается и ты получаешь удовольствие…
- С каким музыкальным направлением ты, в основном, предпочитаешь работать – рэп, рок, что-то еще?
- У меня нет каких-то устойчивых предпочтений. Единственное, не люблю разве что только все эти скиновские концептуальные дела. Я люблю все, что имеет ритм! Я люблю позитивную музыку. Зачем со сцены петь о том, как тебе плохо?
- Переслушиваешь свои треки? Часто хочется что-то изменить?
- Да. Часто слушаю, но менять не хочется. Вообще, я довольно самокритичный человек. Но предпочитаю, когда мне звонят друзья и высказывают мнение о каком-то треке. У меня постоянно спрашивают: «Ты знаешь такую-то группу? А ты слышал это?». «Нет!». А включают трек, и я понимаю, что слышал его. То есть я не запоминаю имена исполнителей, я саму мелодию воспринимаю на слух, раскладываю ее по частям. Ровно так же происходит и с оборудованием, я не помню толком ни одного названия микрофона!
- Почему ты часто используешь в своих треках шумы старых пластинок?
- Безумно мне нравятся. На мой взгляд, этот шум придает мягкости и старости. Мягкий звук - это приятно!
- Но ведь это не настоящие шумы, а смоделированные на компьютере?
- Да, конечно. У меня есть отдельные кусочки разных шумов, которые я потом накладываю на мелодии. Иногда звуки появляются случайно – записался какой-то шум выдернутого провода, аранжировщик его вставил в свой трек, и все ходят и говорят: «О, это гениально, хочу такой же!». А ты как аранжировщик должен думать, как этот «бэмс» использовать.
- А как происходит сам процесс создания аранжировки по заказу?
- Я делаю что-то, что мне нравится самому, а потом пытаюсь это продать. То есть это готовый товар. Мне не нравится продавать воду. И заказы, которые мне неинтересны, я не беру. Ведь, когда все подряд начинаешь играть, пропадает творчество, и, кстати сказать, это одна из причин, по которой качество звука у нас такое низкое.
- А я думала, что главная причина – в технике…
- Отнюдь нет. Я считаю, что техника – это излишки. У тебя есть вкусный кофе, ты можешь добавить туда сливки или молоко - и он станет еще вкуснее. Вот это и есть техника. А кофе – это твое отношение, то, с каким настроением ты будешь его варить (поглядывая на большую чашку латте).
- Это правда, что ночь – самое продуктивное время для творчества?
- Правда. Никто не мешает.
Во второй части интервью Вы узнаете, от чего испытывают кайф преподаватели, как у нашего героя было с математикой в школе и удобно ли сочинять музыку в транспорте.
3.145.91.152
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: