Мама Римма
Судьба каждого человека неповторима. Наш корреспондент встретился с Рушалией Абдуловной Синевой, председателем Совета семей погибших в Афганистане и Чечне Одинцовского района. Женщиной, чья жизнь по-своему достойна романа.
— Рушалия Абдуловна, у вас очень красивое и редкое имя. Расскажите немного о себе.
— Раушан — это мужское имя и в переводе означает «свет звезды». Женское имя звучит как Рушания, но, когда моей маме в 1938 году выдавали свидетельство, то ошиблись в одной букве — вместо «н» записали «л», получилось — Рушалия.
Вообще, я по знаку зодиака «Стрелец», да еще родилась в год Тигра. Поэтому, наверно, такая заводная всю жизнь. Была звеньевой, пионервожатой, секретарем комсомольской организации, инструктором по туризму, начальником пионерлагеря. В 18 лет водила в 10-тидневные походы по 30 человек — своих же ровесников. Родилась в пос. Клязьма, рядом станция Клязьма Ярославского направления. Хорошо помню военные годы. Станция была пересадочным пунктом, и постоянно подъезжали эшелоны с нашими солдатами. В 1962 году окончила Московский областной педагогический институт, факультет физики, астрономии и труда.
— Как давно вы живете в Одинцово? Что для вас этот город?
— После окончания института устроилась в лабораторию ГПТП (Головного производственно-технического предприятия). Вскоре вышла замуж, родила сына Александра и с мужем уехала в длительную командировку в Мордовию. А в 1968 ГПТП построил дом для своих работников на Парковой улице, теперь ул. Маршала Жукова. Так я оказалась в нашем городе. С этого времени с Одинцово связана вся моя жизнь. Здесь я встретила свою самую большую любовь — Синева Александра Дмитриевича, мы вместе работали на ГПТП (мой первый брак оказался неудачным). Это был абсолютно мой человек, мы понимали друг друга без слов. Прожили вместе 30 лет, как один день. За все эти годы ни разу не расставались. У нас родился сын Дмитрий. К сожалению, Александр Дмитриевич ушел из жизни в 2000-м году.
— Вопрос, который мы традиционно задаем: что вам нравится и что не нравится в Одинцово?
— Не нравится, например, вокзал и площадь перед станцией — замусорено все, а ведь это лицо города. Не подумали, когда делали платформы, о важной детали — очень большое расстояние между платформой и тамбурной площадкой вагонов, молодые этого даже не замечают, а нам пожилым людям тяжело забираться в вагон, особенно выходить из вагона. На станции Беговая, например, такой проблемы нет. Оставляет желать лучшего застекленный мост через ж/д пути: постоянно разбиты стекла, много мусора, плохое износившееся покрытие, можно запросто подвернуть ногу. Мы писали руководству ж/д, но оказалось, что найти ответственных не так легко. Кто-то отвечает за рельсы, другие за стекла, третьи за покрытие моста, а единого хозяина нет. Я являюсь также старшей по дому, в котором живу, по Сосновой улице, 20. Столкнувшись однажды с проблемой, связанной с вентиляцией в доме, неожиданно выяснили, что у такого города как Одинцово нет своей городской службы канализации и вентиляции. Очень плохого качества наша водопроводная вода, ржавого цвета, в результате многие возят воду из источников. На той стороне Одинцово, где я живу, построили новый рынок, стоянку для машин, а отстойники позади магазина «Наташа» не вычищены. Проблем много. Вообще, я так скажу. Одинцово — это не красная девица, чтобы нравиться или не нравиться. Просто хочется, чтобы город стал еще лучше.
Нравится, конечно, то, что удалось открыть в Краеведческом музее зал памяти одинцовских ребят, погибших в различных локальных войнах.
— Теперь о главном. Вы являетесь председателем совета семей погибших в Афганистане и Чечне. Как и, когда возникла идея создания такой организации? Какую цель она ставит перед собой?
— Я была первой матерью в Одинцовском районе, получившей известие о гибели моего старшего сына Александра в Афганистане.
Первая «афганская» похоронка в Одинцовском районе
Ушел служить он в октябре 1981-го года, а погиб 25 сентября 1982-го. Очень трудно было пережить это горе, но рядом был муж, который всегда и во всем был мне поддержкой и опорой. И я подумала, а как же другие женщины, которые остались один на один со своим несчастьем, потеряв сына, мужа? И я пошла в военкомат узнать, у кого еще такое горе. Следующей оказалась Вера Александровна Сень, мама Игоря Сеня, погибшего 4 января 1983 года, друга моего Саши. Вместе с ней мы уже более 20-ти лет занимаемся проблемами семей погибших ребят.
— Что удалось сделать за годы существования организации?
— Мы объединены одной семьей, друг другу помогаем. Раньше ездили в санаторий «Русь». Сейчас, к сожалению, поездок нет, санаторный вопрос не решен.
Самыми главными событиями за эти годы я считаю, во-первых, открытие зала памяти в Краеведческом музее. Во-вторых, это издание книги памяти «Помним всех поименно» об одинцовцах — участниках локальных войн.
— Ощущаете ли вы помощь и поддержку сегодня? Кто ваши помощники?
— Администрация Одинцово всегда откликается на мои просьбы. Семьи погибших были освобождены от квартплаты, выделено помещение под зал памяти о погибших ребятах, прошло отпевание в Георгиевском храме на 20-летие вывода войск из Афганистана. Очень помогает Комитет молодежи по культуре и спорту, который возглавляет Олег Ломакин. Его сотрудницы Ирина Куренцова и Светлана Лукашова всегда выполняют мои просьбы по поводу использования компьютера, составления каких-либо писем, документов, все наши материалы хранятся у них. К сожалению, своего официального помещения, компьютера и оргтехники мы не имеем.
С 1994 года нам помогает председатель «Райпотребсоюза» Юрий Николаевич Стрельцов: платит членские взносы, оплатил оборудование зала в музее.
Рушалия Абдуловна у стенда, посвященного ее сыну
— Знаю, что многие ребята, мальчишки, как вы их называете, которые, тем не менее, являлись участниками кровопролитных локальных конфликтов, ласково называют вас «мама Римма». Расскажите об этом.
— В нашем районе 1300 участников локальных войн, 23 из них погибли, 122 умерли уже после возвращения. Они для меня все равно, что родные. Да, так меня называли некоторые ребята, бывшие афганцы.
В феврале этого года в волейбольном центре проходил День поминовения в ознаменование 20-тилетия вывода наших войск из Афганистана. В какой-то момент один из ребят встал передо мной на колени и сказал: «Спасибо вам, мама Римма!» Другие ребята последовали его примеру. С того дня стали меня так называть многие.
— Что послужило толчком создания зала памяти «Россия помнит ваши имена» в Одинцовском краеведческом музее?
— Мы не должны забывать те события. Там воевали и погибали наши дети, им много пришлось пережить, выстрадать. Прежде всего, нельзя это забывать, чтобы не повторилось такое впредь. Ведь мальчишек никто не спрашивал об их желании, когда отправляли их в горячие точки. Они же выполняли свой воинский долг. У тех, кто погиб, остались родители и жены, они нуждаются в поддержке и помощи. Ведь погибший мог быть единственным сыном или уже молодым отцом.
— Вы выпустили книгу «Помним всех поименно». Это дань памяти погибшим ребятам. Расскажите, пожалуйста, как создавалась эта книга?
— Материал собирался трудно, иногда по крупицам, фотографии часто были лишь черно-белые, плохого качества. Я обращалась к родственникам погибших с просьбой предоставить фотографии, рассказать о своем сыне или муже. Не все имели хорошие фотографии, могли красноречиво рассказать о дорогом человеке. Но книга получилась.
Одна одинцовская коммерческая фирма помогала нам в ламинировании подшивок газет и других материалов. Спасибо ее директору — Льву Ервандовичу. Особо хочу отметить Николая Митронова, журналиста газеты «Новые рубежи», безвременно ушедшего в этом году. Он сканировал фотографии, оказывал другую помощь при подготовке книги в печать. В книге есть список всех участников локальных войн. Ребята, приходящие в музей, оставляют здесь свои подписи.
— Какие задачи вы ставите перед собой сегодня? Какие у вас есть задумки? Ведь вы очень деятельный по натуре человек.
— Недавно в районный одинцовский отдел медицины мы передали списки всех оставшихся в живых афганцев для проведения их диспансеризации. В том числе и с нашего посыла глава района А. Г. Гладышев обещал, что к 65-летию Победы будут обновлены и реконструированы Мемориал Памяти и Вечный огонь.
Много текущих проблем, решать которые мы теперь будем вместе с зарегистрированной в июне этого года Одинцовской общественной организацией ветеранов войны в Афганистане и других войнах, которую возглавил Иван Колосок, старшина разведроты ВДВ Витебской 103-й дивизии 357-го полка в Афганистане.
Главная задумка — выпустить книгу под названием «Бойцы вспоминают минувшие дни». Это будут рассказы участников любых локальных военных конфликтов: Афганистан, Чечня, Средняя Азия, Венгрия, Куба и др., а может быть и не только о военных действиях. Ведь служили же наши солдаты за границей, на территории стран бывшего соцлагеря, например. Пусть вспомнят и об этом. Достаточно нескольких строк, старенькой фотографии, но это будут свидетельства истории наших вооруженных сил. А в этой истории были разные страницы. Если вы хотите поучаствовать в создании книги, обращайтесь в Одинцовский краеведческий музей. Сообщите о своем желании, оставьте свои координаты или приносите материалы в музей.
Кстати, каждое 3-е воскресенье месяца я бываю в музее. Могу ответить на все ваши вопросы и принять материалы для книги.
— Как известно, вы не только общественный деятель — у вас еще есть много прекрасных работ по вышивке, выполненных в технике изонити. Вам вполне можно организовывать персональную выставку. С чего началось ваше увлечение?
— В 1988 году лежала в реабилитационном центре, увидела на стене занятные картинки. Оказалось, одна женщина, бывшая пациентка, вышила их по особой технике на картонках. Я заинтересовалась, нашла описание этой техники — изонить. В ней всего 2 основные фигуры: угол и круг, стежки на лице длинные, а на изнанке — короткие. Вот этими кругом и углом все мои картины и вышиты. Сначала я это делала на картонках, потом на бархатной цветной бумаге, а теперь на отбросовых лоскутах с мебельной фабрики. Сюжет подбираю в зависимости от фактуры и рисунка ткани, размер картины пляшет от размера лоскута. Поэтому мои картины трудно вогнать «в рамки», которые продаются определенных габаритов, а мои произведения все разные. Вот обрамлю все картины в рамки и устрою свою выставку. (Смеется.)
Этой технике я обучаю ребят 2-й начальной школы на продленке, где сейчас работаю уже с 1987 года. Даже некоторые педагоги прошли мои уроки вышивания.
— Чтобы вы хотели пожелать читателям нашего портала?
— Чтобы все замыслы и задумки сбылись, чтобы жилось в городе спокойно и комфортно. А самое главное — здоровья!
P.S. А еще Рушалия Абдуловна опекает одну семью из своего дома, где мама одна воспитывает шестерых детей. На все хватает этой женщины, за что мы ее сердечно благодарим и желаем ей здоровья и душевных сил для осуществления всех планов!
Читайте также:
Одинцовский краеведческий музей: «Пока жива память — живы наши ребята»
18.227.209.214
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Хочется пожелать ей здоровья и творческих успехов. Картины очень трогательные и необычные!
А ее картины поражают своей непосредственностью и лучезарностью. Этим своим умением она щедро делится с детьми.