Заметки обывателя. Ностальгия по настоящему
Сегодня одним из самых употребляемых и востребованных слов является слово «ностальгия», формальное значение которого «тоска» по чему-либо. В советские времена разрешался и поощрялся только один вид ностальгии — тоска по родине. Желательно, чтобы родина была с березками, «ненаглядной певуньей» и полноводной рекой. Особенно хорошо ностальгировать получалось у советских киношных шпионов-разведчиков.
Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?
В последнее время ностальгию стали считать клиническими нарушениями в психике человека (где-то согласен, где-то нет, но об этом позже или, вообще, в другой раз). Еще ренессанс ностальгии связывают с неудовлетворенностью человека жизнью. Это не мои выводы, а ученых. Лично я между «клиникой» и «неудовлетворенностью» не вижу большой разницы. Естественно, в понятие «клиники-неудовлетворенности» не входят такие нормальное человеческие чувства, как память о близких и не очень близких людях, воспоминания о школьных, студенческих годах.
Современный ностальгический тренд — «зеленая тоска» по советским временам. Как неоднозначно и спорно заметил Тимур Кибиров, «ностальгия — единственное, что сегодня объединяет людей старше тридцати лет». Почему спорно и неоднозначно? Да, потому, что вспоминают не первую любовь или вторую женитьбу, а тоскуют по порядкам того времени. И здесь мы не едины.
У ностальгирующих есть привычка искажать и приукрашивать реальность прошлого, происходит, так называемая «аберрация памяти», которой страдают те, кому далеко за тридцать. Но, если ностальгию старшего поколения по порядкам в СССР хоть как-то можно объяснить, то подобные чувства в молодежной среде у меня вызывают чувство недоумения. Вот пишет совсем молодой человек: «Чем больше пройдет времени, тем привлекательнее будет Советский Союз для тех, кто о нем ничего не знает». Недоумение вызывает даже не бессмысленность (как можно сравнивать то, чего не знаешь), а безапелляционность этой фразы. Все, мир поделен на два цвета — черный и белый. Наверное, это и есть главный симптом «клиники-неудовлетворенности». В истории страны могут разные этапы — печально-трагические и радостно-возвышающие. Это в равной мере относится к истории Советского Союза, всякое было. Только, вспоминая, не надо лукавить. А в ностальгирующих по СССР очень много лукавства. И колбаса была вкуснее, и уксус почти сладкий.
Нередко подобного рода ностальгия носит откровенно агрессивный характер. Например, ностальгирующие по советским порядкам (да и не только они) презрительно-снобистски называют приезжих рабочих «гастарбайтерами». Только я бы этим снобам советую покопаться в собственной родословной. В глубь веков уходить не надо — можно остановиться на папах с мамами, бабушках с дедушками. И окажется, что многие из них были лимитчиками, которых коренные москвичи или одинцовцы также презрительно-снобистски именовали «лимитой».
Московские и подмосковные заводы, стройки на 70-80% были укомплектованы приезжей рабочей силой. Не от хорошей жизни Москва и Московская область набирала лимитчиков (местные жители брезговали подобной работой, не напоминает вам сегодняшнюю ситуацию?), а «лимита» также не от хорошей жизни покидала родные края, соглашалась на любую работу. Эта советская «лимита» была также бесправна, как и сегодняшние «гастарбайтеры». За московскую и областную прописку (около пяти лет они имели право только временную прописку) лимита готова была выполнять любую работу и терпеть любые унижения. Лимита — люди, которые полностью зависели от государства, поэтому они любили и ненавидели одновременно это государство. Дуализм в отношении власти передался по наследству их потомкам, по сути своей та же лимита.
В целом жизнь лимитчиков была беспросветна и бесперспективна. Недаром же общежития для лимитчиков прозвали «гетто». Конечно, были и такие, которые в итоге более-менее успешно обустроились — вышла замуж за москвича, сделал карьеру — фильм «Москва слезам не верит», как раз, об этом. И из сегодняшних «гастарбайтеров» обязательно кто-то выбьется люди. Я не готов сказать, хорошо или плохо, что были лимитчики, а потом появились «гастарбайтеры». Но для меня аксиоматично, что любой человек имеет право на поиски лучшей жизни. Поэтому никто не смеет не отнимать это право у другого.
В прошлую субботу был на юбилее знакомой, которая родом с Украины, но уже лет 15 живет и работает в Москве. Я это к чему. Из тридцати приглашенных гостей, 26 были украинцами и, конечно, родственниками юбилярши — мама, муж, дети, внуки, братья, сестры, племянники. По большей части они уже по много лет живут в Москве. Когда-то начинали с лопатой, а сейчас вполне преуспевающие бизнесмены, которые всегда готовы помочь друг другу. Они, в отличие от лимитчиков, надеются только на себя, на свою семью, а не на государство, будь оно российским или украинским. Именно такие люди поднимут страну, если это еще возможно. А какой они национальности, это уже вторично.
Продолжу украинскую тему — выборы президента. И вновь ностальгия. Часть наших граждан, наблюдая за выборами на Украине, ностальгируют по 90-м годам прошлого века, когда в России была, по их мнению, свобода. И в этой ностальгии просматриваются симптомы «клиники-неудовлетворенности, как и в ностальгии по СССР, вся та же «аберрация памяти». Выборы бывают не только свободными, но и такими…
«
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Читайте также:
«Стой, кто ползёт!? Запретная зона» или где в Одинцовском районе запрещено селиться иностранцам
18.119.105.155
Лимитчик — человек не местной, приехавший по разнарядке и выполняющий общественно-полезную работу.
Гастарбайтер — человек движимый одной целью «срубить бабок в городе».
В пользу первых говорит их образование. Взять тех же строителей которые приезжали в Москву. Москва жила в бараках и «лимитчики» были просто необходимы городу, часть их так же получала квартиры и прописку, становясь «москвичами» и при этом, что немаловажно, эти люди очень быстро ассимилировались и органично влились в московскую жизнь. Другое дело «гастарбайтеры». Для кого они строят жильё и кому оно достается? Таким же приезжим как и они, но с доходами выше ихнего. Мусор убирают, вроде благое дело, но большая часть мусора от таких же заезжих (есть с чем сравнивать). Пока разговор только о «нужных» профессиях. Особняком стоЯт, «гастарбайтеры» из разряда «я приехал — где работа», пополняя и без того стройные ряды безработных и криминальную среду.
Бла-бла-бла — короче нахрен всё.
Насчет ностальгии, то есть такой эффект, когда в памяти остается максимально возможное количество положительных эмоций о прошлом. Моё поколение 65-75г. р. могут тосковать по детству, более старшее по стабильности. Поэтому и хотят вернуться не в само прошлое, а в свою молодость и детство — в свои старые добрые воспоминания (об отстраненных и горюющих о потерянной кормушке, я не говорю).
Ну мечтают люди об СССР. Стоит ли на них испражняться за это?
так что подсознание — ЗА ту эпоху. А вот сознание — нет. Не хочу ни 90-х, ни 80-х. Пусть сегодня будет сегодня, а завтра — завтра. Не надо ничего повторять и возвращать. Но я рад, что пожил в нескольких столь разных эпохах. Хотя бы потому, что мне не нужно довольствоваться исключительно чужим мнением, чтобы судить, к примеру, о социализме 70-х. Я его помню довольно неплохо. Но, опять же, со своей колокольни. Не с точки зрения жителя какого-нибудь Арзамаса или Львова. разное оно, прошлое, у всех…
«Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдёт-то будет мило.»
Что-то меня сегодня на лирику потянуло. Уж извините, просто тема такая.
процесс, который не позволяет мне превратиться в циничную сволочь. Но тот же Пушкин написал:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу…
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
На них основаны от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».
Как мне кажется, в этих двух чувствах отчасти «повинна» ностальгия.
Это скорее исключение, чем правило. На стройках работали — строители, а не пастухи. То же самое, если согласиться с вашей трактовкой ассимиляции. Вы, наверное, о лимитчиках по фильму «Москва слезам не верит» судите?[/q]
Нет, это личные наблюдения + моя мама работала в крупной строительной организации в отделе кадров. Хотя разговор шел немного не об этом, а о том, что «лимитчиками» старались (!) стать москвичами, перенимая городскую культуру, сейчас я вижу обратное, начиная от метро, заканчивая засраными улицами.