Дом-музей Пастернака в Переделкино: корабль, плывущий вперед

24 февраля 2010, 23:24

В 1936 году Борис ПАСТЕРНАК поселился на даче в Переделкино. Сначала снимал большой дом — холодный и темный. Это время «мрака» и для страны, и для поэта — в этот период он не написал ни одной собственной строчки. А в 1939 году Пастернак купил дачу писателя-прозаика МАЛЫШКИНА, где вновь стал писать. В этом доме, с перерывом в полтора года на эвакуацию, он прожил до конца жизни.

Дом-музей Пастернака в Переделкино

К концу 30-х Пастернак обратился к прозе и переводам, которые в 40-х стали основным источником его заработка. В тот период Пастернак создал ставшие классическими переводы многих трагедий ШЕКСПИРА, «Фауста» ГЕТЕ, «Марии Стюарт» ШИЛЛЕРА, перевел стихи ВЕРДЕНА, БАЙРОНА, КИТСА, РИЛЬКЕ, грузинских поэтов ТАБИДЗЕ, ЯШВИЛИ.

Дом-музей Пастернака в Переделкино

Режим труда Пастернака совпадал с тем, как живет страна: шесть рабочих дней, с понедельника по субботу, он писал на втором этаже в своем кабинете.

Кабинет Пастернака

Кабинет Пастернака

 

Любая возможность размяться в перерывах напряженной работы воспринималась как радость. Например, расчистить от снега дорожку к сараю или собрать картошку.

 

Я за работой земляной

С себя рубашку скину,

И в спину мне ударит зной

И обожжет, как глину.

 

Я стану, где сильней припек;

И там, глаза зажмуря

Покроюсь с головы до ног

Горшечною глазурью

 

В воскресенье приезжали гости, а в субботу шла подготовка к их приему. Гости принимались в гостиной или летом на веранде. Именно веранда делает дом, похожим на корабль, плывущий вперед.

Веранда в доме-музее Пастернака

Поэт знал немецкий язык от отца, французский изучил на философском факультете МГУ, английский освоил сам. Гонораров за переводы хватало, и Пастернак щедро помогал тем, за кого чувствовал себя ответственным. Его благотворительность была обширна. Когда он понимал, что переводами заработано достаточно, садился за «Доктора Живаго».

Роман — во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине XX века. Главный персонаж Юрий Живаго — лирический герой Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа. Эти стихи — венец творчества Пастернака, его завет. Слог их прост и прозрачен, к такой чеканной ясности поэт стремился всю жизнь. Этот роман для Пастернака был главным делом жизни.

Ощущение своей избранности, «чудотворства» появилось у Пастернака еще в детстве, когда он, будучи подростком, отправился с мальчишками ночью кататься на лошадях. Лошадь сбросила его, видимо, почувствовав неопытного наездника. То, что остался в живых, Пастернак считал чудом. Это случилось в день Преображения Господня — 6 августа 1903 года, и этот день стал для поэта вторым Днем рождения, пробудившим, по мнению Пастернака, его творческие силы. Сломанная нога на всю жизнь осталась на сантиметр короче другой, и Пастернак носил обувь с ортопедическим каблуком.

Родители Пастернака были иудеями. Няня же тайно окрестила мальчика в православном храме. «Мое православие — предмет тайны и вдохновения», — говорил Пастернак. Быть верующим в течение его жизни было сложно. В 1952 году у Пастернака случился инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства:

 

О Господи, как совершенны

дела Твои, — думал больной, 

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной

Кончаясь в больничной постели,

Я чувствую рук твоих жар.

Ты держишь меня, как изделье,

И прячешь, как перстень, в футляр.

 

Роман «Доктор Живаго» был закончен в декабре 1955 года, в январе 1956-го Пастернак передал его в журнал «Новый мир». Иосиф СТАЛИН уже умер, но XX съезда еще не было. Рукопись лежала в редакции девять месяцев. В сентябре Пастернак получил отказ — по мнению политбюро ЦК КПСС, позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года неоднозначна, революция выведена как беда, а не светлая победа.

Пастернак принял решение о публикации книги за рубежом, и в 1957 году ее напечатали в Италии. Еще рукопись передавалась полякам, и они опубликовали первые две главы в журнале «Аппенины». Затем началось триумфальное шествие романа по Европе.

В 1958 году кандидатура Пастернака была предложена на соискание Нобелевской премии по литературе, он стал вторым писателем из России (после БУНИНА), удостоенным этой награды. На родине же началась травля. Публицист Давид ЗАСЛАВСКИЙ напечатал в газете «Правда» статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка». Было принято решение исключить Пастернака из Союза писателей СССР, Московский Союз писателей заявил о необходимости высылки поэта за границу. Пастернак в своем письме Никите ХРУЩЕВУ написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью и работой».

 

Я попал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

 

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями властей она была прочно связана с «Доктором Живаго», который, по заявлениям литературных критиков, был пропитан антисоветской сущностью. Весь мир выступил на защиту писателя, и это послужило поводом для половинчатой реабилитации его официальными советскими властями (было разрешено получать письма от читателей, их приходило по 50 штук в день). В конечном счете, Пастернак отказался от премии. Поэт был сломлен.

Летом 1959 года Пастернак начал работу над оставшейся незавершенной пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак легких приковал его к постели. Пастернак скончался 30 мая 1960 года.

Комната, где умер Пастернак

Комната, где умер Пастернак

 

Листочек с сообщением о похоронах поэта висел на Киевском вокзале всего несколько минут — его сорвали. Но сработало «сарафанное радио». 2 июня 1960 года сотни людей пришли к дому поэта, чтобы проводить его в последний путь. Это было днем рождения гражданского самосознания в обществе после многих лет страха. В толпе присутствовали, конечно, представители КГБ, поэтому, чтобы прийти сюда, нужно было проявить гражданскую и человеческую смелость. Философ Валентин АСМУС первым произнес слова прощания и прочел стихи, после него начали говорить многие другие. По разным данным, присутствовало от двух до четырех тысяч человек, среди них были Константин ПАУСТОВСКИЙ, Борис ЛИВАНОВ, Андрей СИНЯВСКИЙ и многие другие выдающиеся люди советской эпохи.

Похороны Пастернака

Похороны Пастернака

 

Судьба дачи могла кончиться трагично. В то время дачи не наследовались. В 1980 году умер Станислав НЕЙГАУЗ, младший сын жены Пастернака Зинаиды Николаевны от первого брака, и дальнейшее наследование стало невозможным. Пять с половиной лет дача стояла пустой, потому что после Пастернака ее никто не решался занять. Осенью 1984 года суд вынес решение о насильственном освобождении дачи для нового жильца, все вещи предполагалось выбросить.

Тем не менее, вещи в музее подлинные. Даже создается впечатление, что они оставались в этом доме неизменно со дня смерти Пастернака. На самом же деле, интерьер восстанавливался по сохранившимся фотографиям.

Вещи возвращались сюда из разных мест. Они были сохранены родственниками, близкими, друзьями. Например, стол в гостиной помнит Пастернака еще мальчиком. Сначала он достался брату поэта, а потом попал в музейную экспозицию. Сам музей открылся к 100-летию поэта в 1990 году.

Гостиная в доме-музее Пастернака

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено. А через год «Доктор Живаго» был напечатан в «Новом мире» — лишь спустя 32 года после того, как роман был туда направлен. В 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Евгению ПАСТЕРНАКУ.

 


КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ ПАСТЕРНАКА?

— На электричке — до ст. «Переделкино» Киевского направления (выход налево в сторону Патриаршей резиденции, по тропинке вдоль железной дороги — на шоссе в районе моста через р. Сетунь. Или сразу идти к церкви по шоссе и далее до городка Писателей. На перекрестке шоссе и ул. Павленко есть указатель к музею).

Музей открыт с четверга по воскресенье с 10 до 16.

Адрес: п. Переделкино, ул. Павленко, д.3.

Телефоны: 934-51-75, 8(964)728-91-33.

 

Продолжение рассказа о жизни и доме-музее Пастернака — в репортаже с литературно-музыкального вечера, посвященного 120-летию поэта.

3.142.40.195

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
8 175
Ирина Телегина
#
Странно, что материал о таком неоднозначном, очень интересном и, я бы сказала, мистическом поэте как Пастернак, не вызывает особого внимания (судя по количеству просмотров). А ведь это наше культурное достояние. Да еще и наш район удостоился такой чести иметь на своей территории музей поэта.
Не только творчество этого человека. но и его жизнь полны загадок, противоречий, тайн.
На литературно-музыкальном вечере, посвященном 120-летию поэта, я познакомилась с Борисом Мансуровым, исследователем и большим знатоком фактов биографии и литературного наследия Пастернака. Кстати, все почитатели поэта знают в большом количестве его стихи и могут декламировать их бесперывно и самозабвенно. Так вот, Борисом Мансуровым написана книга «Лара моего романа» о взаимоотношениях Пастернака и Ольги Ивинской. Недавно книга поступила в широкую продажу. Я знакомилась с отдельными главами, очень любопытная вещь. Рекомендую всем, кому интересно глубокое, дающее пищу душе и разуму чтение.
Barmaleikin
лично#
Ирина Телегина: Да еще и наш район удостоился такой чести иметь на своей территории музей поэта.
А вроде это же не Одинцовский район? Ленинский, кажется. Или вообще территория Москвы. Вы проверьте.
Matthaus
лично#
Ирина Телегина: Странно, что материал о таком неоднозначном, очень интересном и, я бы сказала, мистическом поэте как Пастернак, не вызывает особого внимания (судя по количеству просмотров).
Материал у вас отличный получился, просто, наверное, на этом сайте людей мало интересует Пастернак. Вот если бы вы в тему жизни и творчества Бориса Леонидовича как-то интегрировали бродячих собак и парковки, то количество просмотров взлетело бы многократно
Barmaleikin: Ирина Телегина: Да еще и наш район удостоился такой чести иметь на своей территории музей поэта.

А вроде это же не Одинцовский район? Ленинский, кажется.
Да, точно, Ленинский. Просто Переделкино географически рядом.
Ирина Телегина
#
По поводу принадлежности к Одинцовскому району существуют разночтения.
1. см. ссылку: http://www.museum.ru/M449,
2. хотя на сайте www.pasternakmuseum.ru: 142783, Московская область, Ленинский район, посёлок Переделкино, городок писателей, улица Павленко, дом 3. Наверно, это правильнее. Просто, само «пространство Переделкино» все-таки и там, и здесь.

Но дело даже не в этом. Ведь, во-первых, в любом случае рядом, во-вторых, достояние общенародное, всей России, а как явление, так и вовсе вселенское.
Культура, одним словом, до которой сейчас, к сожалению, многим «до фонаря».
Ирина Телегина
#
За комплимент спасибо!
отец Харитон (Евстигнеев)
#
Дорогая Ирина (Простите, Отчество не знаю)!
За материал огромное спасибо.
Если Вы человек православный, то должны бы понять, что своим ропотом в комментариях Вы пресекаете духовную дорогу к поэту. Молитесь, и «не зарастет народная тропа».
Я благодарен тому человеку, который переслал мне ссылку на Ваш сайт. Так и каждому, кому нужно, Господь всегда откроет через кого-то.
Не выражайтесь, пожалуйста, о Пастернаке, как о «мистическом поэте». Хоть это слово греческое и переводится как «духовный», однако же, выражение «мистический опыт» в православной среде твёрдо утвердился как неправильный, «прелестный».
Конечно, вся поэзия — это область душевных переживаний человека, но важен вектор переживаний.
Если вектор душевных переживаний устремлён только к человеку, то «душевная лирика» становится порочным кругом «душевных терзаний».

Лицом к лицу

«Лицом к лицу — лица не увидать.
Большое видится на расстоянии».
И человеку человека не понять,
Чрез призму страсти при любом старании.

Нам разум дан, чтоб сердцем жить.
Но воле человека должно слушаться
Глагола Божьего, чтоб человеком быть,
А не страстями безголово мучаться.

Если вектор душевных переживаний устремлён к Богу, человек идёт в Храм, погружается в Богослужение и возрождается для жизни вечной.

Богослужение

Ночь настанет, и я замолчу,
И стихи мои станут не нужны.
Я зажгу восковую свечу,
И начну полунощную службу.

Речь польётся как Божья река,
С песнопеньем стараяся слиться.
И листать моя будет рука
Древних текстов живые страницы.

Ангел Божий сойдёт сослужить,
Все святые здесь будут молиться.
Благодати Божественной нить
Прям с Небес будет к Храму струиться.

Станет ночь и легка, и светла.
Сердце будет торжественно биться.
И взойдет величаво луна,
Чтобы Господу с нами молиться.

А закончив последний канон
Вместе с первыми солнца лучами,
Вдруг услышу, как где-то над нами
Разливается утренний звон.

И Божественной Славе поклон
Трижды я положу восхищенно.
Помолюсь, чтобы Божий закон
Направлял мою жизнь неуклонно.

Солнце встанет, Бог день Свой зачнет.
Ночь промчится, как и не бывала.
Божья служба мне силы даёт,
Чтобы жизнь благодатною стала.

Тему пути поэта к Богу Вы затронули, а хорошо бы её развить. В чём смысл жизни человека на земле? В чём смысл творчества поэта? В чём смысл Ваших публикаций?
Ирина Телегина
#
Спасибо вам за столь неравнодушное отношение к изложенной теме. На вопрос о смысле моих публикаций вы частично сами же и ответили: затронуть.
Новостной интернет-портал не совсем подходящая площадка для развития таких серьезных тем, которе вы поднимаете. А вот затронуть, первично познакомить, натолкнуть на мысль, дать направление для размышления, подтолкнуть к более глубокому изучению вопроса — можно так сформулировать цель моих репортажей о событиях культуры, музеях Одинцово и района.
СБ
#
Ирина, напрасно Вы удивляетесь, что материал не вызывает интереса. Для тех, кто знает творчество Пастернака, все факты, пересказанные Вами известны. Тогда вопрос — на какого читателя Вы рассчитываете? Вы правильно назвали Пастернака мистическим поэтом, но, увы, бездоказательно. И еще — было бы любопытно услышать аргументированную оценку книги Б. Мансурова.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи