В Больших Вязёмах ветераны открыли парк 65-летия Победы
В этом году вязёмцы отпраздновали День Победы 8 мая. Как объяснил глава Больших Вязём А. А. БЕЛОГУРОВ, 9 мая ветераны смогут поехать на большой парад на Красной площади или в города воинской славы, либо посмотреть трансляцию парада по телевизору. Итого получилось целых два праздничных дня — и не надо разрываться между местным и государственным торжествами.
Программа мероприятий была очень насыщенной. В 10 часов утра, жмурясь от яркого солнца, вязёмцы собрались на кладбище — там находятся целых три братских могилы. Церемония проходила у той, что ближе к входу — с обелиском и выбитыми в камне именами солдат. Глава Больших Вязём напомнил, что война считается незаконченной, пока не найден или не похоронен каждый солдат. И хотя узнать имена всех погибших вряд ли удастся, но кропотливая исследовательская работа продолжается, и в этом году на братской могиле появились новые имена.
Школьники поздравили ветеранов стихами и красными гвоздиками. Свои стихи о войне прочитал одинцовский поэт М. А. ЧЕРВИНСКИЙ. Протоиерей Преображенского храма отец Иоанн совершил молитву перед братской могилой. Затем минута молчания, троекратный залп, возложение цветов.
В заключение глава Больших Вязём пригласил всех на продолжение церемонии — у мемориала на Можайском шоссе. Большинство туда и отправились, но некоторые здержались на кладбище — посетить могилы родных.
У мемориала на Можайке собралось уже больше народу. Ветеранов с церемонии на кладбище заботливо привезли на машинах. Движение по шоссе, конечно, никто не перекрывал, но толпа людей с цветами, отряд курсантов и музыка заставляли проезжавших водителей сбавлять ход. Кое-кто даже сигналил в знак солидарности.
Директор Пушкинского музея-заповедника А. М. РЯЗАНОВ подчеркнул огромную ценность подвига ветеранов: «Если бы не их труд у станков, если бы не их ратный подвиг, то неизвестно, что бы мы сейчас праздновали — День нашей Победы или день рождения ГИТЛЕРА».
Кроме того, директор музея-заповедника поделился замечательной новостью — в Больших Вязёмах появился парк 65-летия Победы. Он заложен как раз напротив музея, который выступил организатором вместе с Администрацией, областным Министерством культуры, районным Комитетом по охране природы, организациями и даже частными лицами. Рязанов убедительно просил всех бережно относиться к саженцам, потому что они посажены в память о наших отцах и дедах, которые погибли, защищая нашу Родину.
Парк с саженцами
Участник боевых действий и депутат А. С. ТАРАСОВ взволнованно поделился чувствами: «Я вижу здесь людей самого разного возраста — это очень приятно! Сегодня не просто собрались местные жители — это связь поколений».
Настоятель Преображенского храма отец Павел размышлял о будущем России: «Память о таких вершинах, каких мы достигли в 1945 году, сплачивает всех нас. Если мы сбережём эту способность к самоотдаче и самопожертвованию, наша страна будет способна на новые победы. Дай нам Бог, чтобы Россия сохранилась, и чтобы победный дух пребывал и в будущих поколениях».
После возложения цветов Рязанов пригласил всех на открытие парка 65-летия Победы. Вязёмцы не спеша пошли по дорожке между сосен, попутно ища знакомых, собираясь в группки и что-то обсуждая. По дороге зашли к обелиску в честь Зои КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ и к ещё одной братской могиле.
После ружейного залпа мальчишки с девчонками кинулись шерстить траву в поисках гильз. Курсанты стояли смирно и старались сохранять серьёзный вид, пока малышня оживлённо рассматривала свои «трофеи».
Как и предупредил директор музея-заповедника, парк только-только заложен, ещё предстоит проложить полноценные дорожки вместо гравийных.
После короткой речи он пригласил ветеранов открыть памятный камень. Со смущёнными улыбками, не без помощи, они сняли покрывало.
А потом их попросили посадить две символических ёлочки перед камнем. Все тут же обступили грядки и наперебой помогали — ровняли лопатой землю, поливали водой.
Тем временем близился полдень, и вязёмцы разделились: часть ушла на большой концерт в Городке-17 (Белогуров уверил, что будет очень хороший подбор артистов), а некоторые выбрали камерный концерт в Пушкинском музее. Оба начинались в час дня. Но корреспонденту «Одинцово-ИНФО» мучиться выбором не пришлось — разговорилась с одной симпатичной бабушкой, попавшей в кадр, и вместе с ней тихо пошли по музейному парку.
В 1941 году Полине Васильевне ЛЫТКИНОЙ, жительнице Кубинки, было всего 11 лет. Но тогда она жила в Курской области, где восемь (!) раз сменялся фронт. Оккупация, голод, долгие дни прятанья в зимнем лесу, скитания в надежде уйти от фашистов и всё равно оккупация…
Полина Васильевна Лыткина (справа)
Как передать в одном абзаце целый час потрясающих рассказов, когда ловишь каждое слово и не можешь включить диктофон, потому что он просто разрушит хрупкую атмосферу беседы? Казалось бы, мы много знаем о войне, видели столько фильмов, кто-то даже книги читал, но всё это — лишь общее впечатление. Война для каждого человека была разной (ещё как разной!), и именно эти чёрточки, детали и подробности делают её реальной, живой и многогранной. Чёрное и белое порой оказываются не такими уж однозначными. И фашистский врач в полевом госпитале спасает русскую девочку, получившую шальную пулю в живот. А её бабушка во время страшного голода решается подойти к повару-фрицу: «Киндер, киндер…» — и получает для внучки ведёрко супа из полевой кухни.
Тем временем мы уже стоим у дворца Голицыных, в котором, кстати, во время войны располагался военный госпиталь. С полуденной жары было очень приятно оказаться в прохладном старинном зале с высоченными потолками. И вот в интерьерах XIX века полились песни середины XX — те самые, фронтовые. «На сопках Маньчжурии», «Утомлённое солнце», «Тёмная ночь», «Огонёк», «Смуглянка»…
Потрясающий дуэт Галины КНЫШ (сопрано) и Варвары СЕДНИНОЙ (контральто) уже не первый раз выступает в Пушкинском музее. И каким-то волшебным образом им удалось стереть границу между эпохами. И в XIX, и в XX, и в XXI веке, в сущности, людей волнуют одни и те же вещи — мы любим, дружим, расстаёмся, встречаемся, надеемся и грустим. А необычайно артистичная и эмоциональная манера певиц превращала каждую песню в маленькую пьесу. Фортепиано, виолончель, переплетение контрастных голосов — и никаких микрофонов, только живой звук. Дети сидели притихшие, старички вздыхали, старушки то и дело промокали платочками глаза. Что и говорить, камерное пение — редкая роскошь в наши дни.
И почему-то такое завершение праздника казалось куда более уместным, чем многолюдное развлекательное шоу. По крайней мере, с точки зрения самих ветеранов.
13.58.200.16
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: