Виртуальная экскурсия: музей Барвихинского санатория (Часть I)
Барвиха, Рублево-Успенское шоссе, Подушкинское шоссе — топонимы, окутанные ореолом таинственности, загадочности, имеющие при своем упоминании привкус запретности, а значит, притягательности. Еще со времен царя Алексея Михайловича запад нынешнего Подмосковья заселялся элитой, приближенной к царскому престолу — Одоевские, Милославские… Уже Алексей Михайлович выпустил указ о запрещении дымных промыслов и кострищ в этих местах, дабы не портить воздух. Забота об экологии, или о комфортном существовании своих фаворитов?
Наше обращение к этим местам неслучайно. Мы хотим сегодня приподнять завесу тайны и рассказать вам о чрезвычайно секретном объекте времен Советского Союза — клиническом санатории «Барвиха».
Въезд в санаторий
Сделаем мы это не стандартно, а через призму открывшегося в стенах санатория в марте этого года музея. Открытие музея было приурочено к 75-летнему юбилею Барвихинского санатория — этой, на всем протяжении своего существования, кузницы здоровья первых лиц нашего государства.
Знамя санатория
Осуществление идеи создания музея было невозможно до поры до времени, пока санаторий был строго режимным учреждением. А ведь история санатория — это, по сути, история нашей страны, поскольку создан он был для обслуживания членов правительства, высших должностных лиц государства, выдающихся деятелей науки, искусства, литературы. Легче перечислить имена тех, кого здесь не было.
Нашим гидом в виртуальном путешествии по музею будет его основатель и директор — Александр БУКАРЕВ, которого можно смело назвать местным краеведом.
Александр Иванович Букарев
Александр Иванович родился в Одинцово, то есть коренной одинцовец, а в 14 лет с родителями переехал в Барвиху. В санатории работает с 1966 года. 17 лет был заместителем директора. В 2008 году сдал дела и ушел на заслуженный отдых, но это формально. Александр Иванович одновременно еще и Председатель Совета ветеранов сельского поселения Барвиха, и руководитель Клуба ветеранов спорта в Барвихе, и руководит детским туризмом в своем поселении.
«Я лыжник, гонщик, ездил и на велосипеде, начинал с велотуризма с детьми, потом перешел на пеший туризм. Идея создания музея возникла лет 10 назад, — рассказал Букарев. — По жизни я собиратель, любопытный человек. В процессе работы с детьми в нашем Одинцовском детском экологическом центре туризма при Управлении образования я много собирал материалов о районе, санатории, Барвихинской церкви. Поэтому я не люблю голословных слухов, а доверяю только тому, что сам увидел или прочитал в исторических документах.
На территории санатория было когда-то городище, но сейчас оно застроено. Сохранилось городище в Барвихе на берегу пруда, здесь активно работали археологи. Долина реки Самынки, вообще, отличается богатством археологических памятников. На основании данных археологов, начиная с ЗАБЕЛИНА еще в XIX веке, до ВЕКСЛЕРА, который сейчас является главным археологом Москвы, можно считать это место столицей нашей Родины. Здесь был такой «затишочек» с очень плотным населением, которое даже татаро-монгольское иго обошло стороной. Такое скрытное расположение, по-видимому, тоже привлекало сюда русскую знать».
Мы начали с небольшого вступления, в какой-то мере, объясняющего привлекательность этого места для «сильных мира сего». Теперь о самом музее и санатории, поскольку музей создан на его базе.
В начале 20-х годов, когда ЛЕНИН был в добром здравии, он часто выезжал с Надеждой Константиновной, Марией Ильиничной и своим водителем на берег Москвы-реки в район Раздор, Барвихи, Ильинского. Он любил здесь отдыхать, с барвихинского берега можно было смотреть на пойму и музей-усадьбу Архангельское. Ленину эти места нравились, и он как-то высказал мысль о том, что неплохо бы построить парочку санаториев в ближнем Подмосковье для руководящих работников — для их оздоровления и лечения.
К 1928 году эта мысль начала обретать реальные очертания. На нашем стенде копия постановления Московского Совета рабоче-крестьянских депутатов от 5 августа 1930 года. В нем есть ссылка на первое постановление по этому вопросу от 05.10.1928 г., которое не сохранилось.
Постановление от 05.09.1930 г.
В 1930 году вышло постановление о выделении земельного участка площадью 300 га в районе Барвихи и передаче усадьбы Мейендорф вместе со строениями и землей (чуть более 1 га) для организации санатория «по обмену веществ». Вот так странно звучало название санатория в постановлении. У крестьян земля изымалась, и им должны были предоставить землю в другом месте.
Была определена вся природно-охранная методика заселения обозначенного места: и очистные сооружения, и водоочистка в том числе. Уже тогда думали об охране природы и одновременно, чтобы все необходимое было здесь обеспечено. Таким образом, идея Ленина была претворена в жизнь уже после его смерти.
В 1930 году сюда прибывают первые организаторы стройки: прораб, завскладом, комендант. Автором проекта стал архитектор Борис Иванович ИОФАН (автор Дома на набережной). Есть макет.
Проект Бориса Иофана
Рабочих привозили из Калужской, Тамбовской, Смоленской областей. Похоже, что существовал документ, по которому имелось право вербовать строителей. В основном, это были землекопы, работники ручного труда. Параллельно с санаторием они позже построили барачный поселок для себя, который благополучно и стал поселком Барвиха. Первые деревянные бараки были построены в 1934 году — 5 двухэтажных деревянных домов. В них по сей день живут люди, хотя дома в аварийном состоянии, картина безрадостная.
Вернемся к санаторию: были построены артезианские скважины, то есть организовано независимое водоснабжение, котельная на угле, электроснабжение провели от Рублево. Медицинское оборудование на тот момент было самое современное.
Строительство санатория
В 1934 году издается Постановление о создании правительственной комиссии по приемке санатория. Само постановление мы нашли, а акт о приемке нет. Поэтому дату начала работы санатория вычисляли эмпирическим путем: по воспоминаниям сотрудников, по медицинской литературе, в итоге высчитали, что это март 1935 года. В таком виде санаторий просуществовал до наших дней, пережив два временных закрытия (в Великую Отечественную войну и на реконструкцию в 1965-67 годах).
Продолжение следует…
52.14.73.21
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Вы бы лучше экскурсию по водопадам показали
Спасибо Букарёву, что поддерживает музей. Жаль, что нет музея в самом посёлке. В замке была Красная комната с экспонатами и летописью по истории посёлка и погибшим барвихинцам, но после прихватизации Администрацией Путина замка, в новом клубе этого ничего нет. Да и клубом это назвать трудно, нет показа фильмов, всестороннего народного творчества, организаторской культурно-массовой работы. Конечно и большого желания уже за столько лет бездействия и обмана депутатов и главы поселения нет. На выборы все идут с программами, «чуть не горы свернуть», а как выбрались…кто чем занимается не понять: где, во сколько принимают своих избирателей, по каким телефонам можно позвонить…Так везде, где правят едроссы.
Чиновники из Единой России говорят все хорошо, а народ от безвыходности готовится к 17 году.