«Чем больше, тем лучше» — это не про школу
У нас практически каждый обыватель знает, как надо учить наших детей. Президент России не исключение. Общаясь с финалистами конкурса «Учитель года — 2012», Владимир Путин высказал мнение, что в крупных образовательных учреждениях у педагогов есть больше возможностей проявить себя, а у учеников — больше шансов получить качественное образование. Интересно было бы познакомиться с данными, на основании которых президент сделал такой вывод.
Если бы это было бы просто частное мнение, то можно наплевать и забыть. Но мнение президента — приказ для чиновников, готовых уже взять «под козырек». В московском департаменте образования считают, что укрупнение школ позволит действительно улучшить качество знаний. Утверждение, на мой взгляд, не только спорное, но и вредное. Нет, с точки зрения финансов (больше учеников — больше денег у школы) и ЕГЭ, как показателя, качества знаний все верно. Но, кто сказал, что образование это только знания. Образование — формирование образа. Не загубить, не растоптать личность ребенка. Сохранить нравственное и физическое здоровье ребенка. В школе-монстре так сделать проблематично.
Школу, как и семью, можно унифицировать только по внешним признакам. Внутренняя жизнь каждой школы уникальна (или должна быть уникальна). Эта уникальность связана с набором личностей учителей, детей и родителей.
Я вполне допускаю, что крупные образовательные центры могут быть вполне успешными. Например, школа Евгения Ямбурга. Но сколько у нас Ямбургов в России? Два, три, десять. А крупных образовательных центров, судя по ретивости чиновников, собираются понаделать сотни и тысячи. В результате может получить комбинаты по производству болванчиков с «егэшными» знаниями.
Сегодня ребенок купается в благах цивилизации: телефоны, айпеды, интернет. Эти блага одновременно и огромное зло. Главное зло — виртуальная жизнь начинает восприниматься как реальная. Необходима «прививка от благ цивилизации», которую можно получить только в маленькой и уютной школе.
Когда меня спрашивают родители, в какую школу лучше отдать ребенка в первый класс, я всегда отвечаю: «В Луцынскую, и только Луцынскую». Для меня это образовательное учреждение в какой -то мере идеальная модель начальной, да и не только начальной школы.
Луцынская сельская малокомплектная школа под Звенигородом — архаичный островок в океане школ-монстров с тяжелыми бетонными стенами и нашпигованных всевозможной техникой. Так сказать, блага цивилизации и прогресса.
Школе и школьному зданию уже более 130 лет (она была открыта в 1875 году). Простенький незамысловатый одноэтажный домик с незначительными приметами нашего времени — облицовка стен да железная дверь со звонком. Но школа настолько органично смотрится в этом удивительном уголке Подмосковья под Звенигородом (прошу прощения за пафос): с одной стороны Москва-река, чуть поодаль храм. Наиболее точное определение ощущения от этого места — умиротворение.
Внутришкольные помещения также просты и незатейливы. Небольшой коридор-раздевалка с печкой, три смежных комнаты — классы с минимумом техники.
Сегодня в ней учатся тридцать человек. В каждом классе — 7-8 человек. Такую роскошную наполняемость не каждая частная школа может себе позволить. Здесь же для детей обучение абсолютно бесплатно. Каждый ребенок получает реальную помощь и полноценное учительское внимание. В таких маленьких школах недобросовестный учитель невозможен по определению. Любая халтура становится явной. Вот еще одно преимущество — замечательные учителя.
И, пожалуй, самое главное в этой школе, тёплые почти семейные взаимоотношения. Например, школьные завтраки, которые в больших школах начинаются и заканчиваются построениями парами. В Луцынской же, завтракают как дома. Заваривают чай, который дети наливают в свои домашние чашки и пьют вприкуску с сушками и конфетами. Дети просто и незатейливо счастливы.
Не случайно, что те родители-москвичи, которые осели в этом районе Подмосковья, стремятся отдать своих чад в эту школу.
Но я понимаю и президента, который должен думать о финансах. На той же встрече с учителями он заявил, что малокомплектные школы обходятся дороже и не предоставляют необходимого качества образования. По второму тезису про качество образования можно поспорить. А по первому скажу следующее: образование и не должно быть дешевым. Иначе это дрянь, а не образование.
3.17.75.138
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
У нас в школе, например, преподавал историю жесточайший дядька, в прошлом — военный. Какие сушки? О чем Вы? Навытяжку становились минут за пять до звонка на начало урока. У всех перемена и смешки, а у нас в классе — стук зубов и нервные подергивания.
Преподавал он четко по учебнику, шаг влево, шаг вправо — это все расстрел. У него в кабинете была самая длинная во всей школе доска, которую он расчерчивал в начале каждого урока по вопросам. И пол класса по журналу шли писать мелким-мелким почерком ответы на «исторические» вопросы.
Этот преподаватель отбил начисто желание заниматься историей. Но до сих пор я с ним спорю, где-то внутренне. Вот на антагонизме, на неприятии того, чего он преподавал, стояла его «педагогика». Не принимать, но знать, чтоб от зубов отскакивало.
Он не дотянул наш класс до выпускных. Мы хоронили его совершенно не понимая, что же на самом деле происходит. Было ему лет всего 57. Естественно, он казался сущим стариком.
И тем не менее, мои однокашники спокойно поступили на ист. фак, или в тот же запретный ИСАА, при условии, что класс-то был физико-математический.
Вот такие вот чаи с сушками.
Кстати говоря, в списках тех, кого он отучил, достаточное количество известных и одиозных личностей, которые внесли свою разнополюсную лепту на ниве политологии.
… драм-кружок, кружок по фото
Мне и петь еще охота.
За кружок по фехтованью
тоже все голосовали
А теперь предположите, сколько из этих опций возможно в школе на 30 учащихся? Кто и в каких объемах будет финансировать хоть что-то сверх-программное? Если нам бы хотелось, чтобы дети наши умели и знали больше, чем мы — то одними сушками не обойтись.