Частная и государственная школы ужились в Одинцовском районе

08 сентября 2005, 02:02

1 сентябряВ допетровской руси новый год начинался 1 сентября. Много столетий прошло с тех пор, но по-прежнему для нас всех дата является знаковой. В этот день начинается новый год, но не календарный, а учебный. В канун дня знаний корреспондент «Недели» сравнил государственную школу с частной и пришел к выводу, что образование сегодня - это две стороны одной медали.

Захаровская сельская средняя школа - одна из старейших в районе. Она уже перешагнула свой вековой рубеж. Для сельской школы - очень даже крупная: в ней в новом учебном году будет учиться свыше 500 человек.

Школа располагается в одном из самых памятных мест России - Захарове, неразрывно связанном с детскими годами А.С. Пушкина. Отсюда повзрослевший поэт был отправлен на учебу в Царскосельский лицей - престижнейшее учебное заведение того времени.

В последние годы было очень модным переименовывать общеобразовательные школы в гимназии, колледжи, лицеи. Красивое название, красивая вывеска. Но очень часто красивые вывески и названия были чуть ли не единственным достижением таких образовательных структур. За скромной же вывеской Захаровской сельской школы - титанический и самоотверженный труд не одного поколения учителей. Мы как-то в последнее время стали забывать, что даже самые суперсовременные технологии не смогут никогда заменить живого общения учителя и ученика. Если же такое где-то и происходит, то вместо личности из школы выходит более или менее образованный болванчик.

Поэтому не случайно, что с директором школы Александром Шутиковым мы говорили не о скудном финансировании школ, а о людях, учителях и их воспитанниках. Александр Петрович по диплому не профессиональный педагог, но в семье, где все учителя, для него не было иного пути, как работа в школе. На посту директора он сменил свою маму, Шутикову Тамару Васильевну.

Одна из характерных черт Захаровской школы - стабильность педагогического коллектива. Она полностью укомплектована учителями, а у директора на столе список желающих устроиться на работу. Я не мог не задать директору школы вопрос:

- Александр Петрович, как объяснить, что при всей непрестижности учительской профессии у вас нет кадровых проблем?

- У нас очень хорошая атмосфера. Очень доброе и уважительное отношение друг к другу учителей и учащихся.

В основе работы Александра Шутикова - доверие к людям. Прошу прощения за штамп, но доверие окрыляет людей. Пример - школьная Дума, в состав которой входят учащиеся - порядка двадцати человек. Школьная Дума - это то, что принято называть детским самоуправлением. В этой непростой школьной сфере важно соблюсти меру и такт. С одной стороны, дать детям посильную деятельность, с которой они, безусловно, смогут справиться, с другой - терпеливо ждать результатов, не вмешиваясь, а только подсказывая, как можно сделать лучше. Директору удалось и то, и другое. За непродолжительный срок школьная Дума провела конкурс «Звезда школы», всевозможные викторины, чаепития с ветеранами, дискотеки. Характерный штрих. Когда дискотеки организовывали учителя, на них допускались только старшеклассники. Школьная Дума пригласила на свои дискотеки и младшеклассников. «Вы не представляете, сколько было восторга у них, - говорит Александр Петрович, - когда им дали возможность танцевать со старшими ребятами».

Учитель географии Людмила Новикова руководит школьным научным обществом, в котором уровень работы вполне сопоставим с институтским. Не случайно Людмила Михайловна - обладатель гранта губернатора области.

Конечно, материальное положение школы оставляет желать лучшего. На все хозяйственные нужды она в год получает 33 тысячи рублей. Такое положение не только в Захаровской школе, эта проблема общероссийского масштаба. Просто складывается впечатление, что бюджет народного образования в стране формируют инопланетяне. Поэтому нередки случаи, когда в школах деньги на эти самые «хозяйственные нужды» собирают с родителей. В Захаровской школе родители платят только за охрану 50 рублей. Помогают школе только те, кто может и хочет помочь. Не в столь далекие времена было такое выражение - «помочь всем миром». Вот так «всем миром» школе и помогают. Местный предприниматель Владимир Аралкин выделяет деньги на развитие спортивных секций, депутат областной Думы Владимир Дупак ежегодно помогает в приобретении школьной мебели. Руководство Захаровского сельского поселения в прошлом году выделило на ремонт школы 1млн. 200 тыс. рублей. Вот и сравните - 33 тыс. от Министерства образования и 1,2 млн. от своих местных властей.

Уходя из школы, я обратил внимание на стоявшие в углу часы, по которым отсчитывается время урока. Пока они в нерабочем состоянии, но пройдет всего несколько дней, стрелки часов сдвинутся, напоминая о приходе нового года.

Частному образованию в нашей стране чуть более пятнадцати лет. Срок, скажем прямо, небольшой, чтобы делать выводы о том, какова его роль в обществе. Но, тем не менее, частные школы имеют свою социальную нишу, составляя достойную конкуренцию школам государственным.

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Колледж Инессы Светловой» - одно из старейших частных учебных заведений в Одинцовском районе. Школа, созданная в 1992 году по инициативе директора лицея №6 Инессы Светловой, носит теперь ее имя. Много ли мы с вами знаем случаев, чтобы вот таким образом была увековечена память школьного директора.

Часто бытует мнение, что частная школа - это некая образовательная вольница, где учат, чему хотят. На самом деле школа находится под достаточно пристальным вниманием государства в лице органов управления образования, которые решают вопросы аккредитации и лицензирования, выдают аттестаты. Частные учебные заведения работают по тем же государственным программам. Естественно, возникает вопрос, за что же тогда платятся деньги? Об этом прежде всего я спросил директора школы Жанну Божович.

- Преимущество нашей школы в том, что виден каждый ребенок, знаем его индивидуальность, наблюдаем за каждым миллиметром его развития. Каждый ребенок для нас - теплое, родное, дорогое существо.

Действительно, привлекательность частных школ, прежде всего, в небольшой численности учащихся. В «Колледже Инессы Светловой» учится всего около ста человек, а в каждом классе не более 12 учеников. Уже одно это предполагает более высокое качество знаний. Еще немного статистики: в государственной школе на каждого учителя приходится 15-20 детей, в частной - два-три.

Относительно высокая зарплата (по сравнению с государственной) позволяет школе набирать квалифицированные учительские кадры, что, в общем-то, вполне естественно.

«Колледж Инессы Светловой» - эта школа полного дня, в которой дети находятся с 9 до 17.30. Первая половина дня уроки, вторая - различные кружки, бассейн, теннис, общение с психологом, индивидуальные занятия, обязательное 4-х разовое питание. Имеется школьный транспорт, на котором развозят учащихся по домам.

«Конек» частной школы - изучение иностранных языков. «Колледж Инессы Светловой» не является исключением. Английский язык преподается шесть часов в неделю, а с 5-го класса в обязательном порядке вводится изучение второго иностранного языка.

Нужно понимать, что частные школы от своей деятельности не имеют прибыли. Все деньги, получаемые от родителей, расходуются только на содержание и развитие частного заведения. А расходы эти достаточно велики. Аренда, транспорт, зарплата, питание, налоги составляют 97% всех расходов «Колледжа Инессы Светловой». И зарплата не настолько велика, чтобы привлечь к работе мужчин-учителей. В школе их всего пять человек из 45.

Есть еще одно преимущество частных школ, о котором, прежде всего, хорошо знают директора. В отличие от государственной, частное учебное заведение не обременено различными бюрократически-количественными показателями, так как ее работу оценивают не чиновники от образования, а родители своими деньгами, поэтому в частных школах практически отсутствует «показуха», которой в немалой мере заражена школа государственная.

Естественно, что частное образование для своих детей могут позволить только обеспеченные люди. В школе учатся в основном дети представителей среднего бизнеса, проживающих как в Одинцовском районе, так и в Москве. По словам Жанны Божович, «родители - работяги в бизнесе. Дети хорошо знают, как их родителям достаются деньги».

В школе уже было девять выпусков. Все выпускники учатся или уже работают, но про школу не забывают, собираясь каждый год на «вечер встречи выпускников».

Покидая школу, которая, кстати, располагается в укромном и уютном месте на Успенском шоссе, мне подумалось вот о чем. И государственная, и частная школы - две стороны одной медали, на которой крупно выгравировано: «Дадим нашим детям образование в меру своих возможностей»

Георгий ЯНС

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.144.106.207

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
3 932
Гость
#
ПРИВЕТ Гнездилову Ивану ученику 7 класса Захаровской школы. ОТ ДЯДИ СПАРТАК ЧЕМПИОН!!!!!!!!!!!!!!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи